Особенности развития орфографической зоркости учеников младших классов (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.. 7

1.1. Орфографическая грамотность как часть языковой культуры.. 7

1.2. Обучение младших школьников орфографической зоркости. 10

глава 2. система работы по формированию и развитию орфографической зоркости учащихся младших классов. 15

2.1.  Организация и методика исследования. 15

2.2. Анализ результатов исследования. 16

2.3. Система работы по   развитию орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста. 18

Заключение. 28

Список  использованной литературы.. 30

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32

Введение

 

Актуальность темы. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении»

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных клаосах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе,его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания  языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии академик Я.К.Грот.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос - о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую не вспоминают.

В центре исследования - проблема повышения эффективности обучения младших школьников правописанию на основе развития орфографической зоркости. Актуальность названной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Изучение состояния орфографической зоркости у учащихся в результате констатирующего эксперимента свидетельствует о недостаточном уровне её развития у младших школьников.

Для достижения хороших результатов в обучении орфографии лучшие учителя тратят много времени и сил на тренировочные упражнения. Однако школьники овладевают написанием лишь часто употребляемых и привычных слов. Слишком большие затраты времени и усилий не позволяют учителю уделять достаточного внимания другим сторонам изучения родного языка, в частности, развитию речи. Таким образом, повышение эффективности работы по орфографии является одним из условий совершенствования процесса обучения русскому языку в целом.

Чтобы поднять обучение правописанию на качественно новый уровень, необходимо использовать способы, помогающие учителю наилучшим образом организовать учебный процесс, начиная с периода обучения грамоте. Так как результативность обучения вообще и орфографии в частности зависит от высокого уровня трудности, быстрого темпа, ведущей роли теории, осознанности школьниками процесса учения, от учёта их индивидуальных особенностей то следует чётко соблюдать условия успешного обучения. Такими условиями являются следующие: целенаправленность учебного процесса, мотивация учения, активные методы, формы и средства обучения.

Требованиям развития мыслительной деятельности учащихся отвечает такой тип обучения, при котором с самого начала создаются условия для построения и усвоения обобщённого способа ориентации. В этом случае многие частные практические умения и навыки, обеспечивающие решение конкретных задач, формируются на обобщённо-теоретической основе (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконнн, Н. Талызина).

Работу по орфографии важно начинать уже в период обучения грамоте, чтобы целенаправленно руководить усвоением опознавательных признаков орфограмм, формировать общий способ орфографического действия, препятствовать возникновению неполных дограмматических обобщений при письме.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:

- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы;

- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Объект исследования –  уровень развития орфографической зоркости младших школьников.

Предмет исследования – уроки русского языка.

Цель: Изучить особенности развития орфографической зоркости учеников младших классов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что разработанная система занятий развивает орфографическую зоркость  младших школьников на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Изучить теоретические обоснования проблемы развития орфографической зоркости
  2. Проанализировать систему работы по формированию и развитию орфографической зоркости учеников младших классов

Научная новизна исследования заключается в следующем:  разработана методика обследования по выявлению степени сформированности орфографической зоркости у учащихся начальной массовой школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы   для студентов педагогических факультетов но методике преподавания русского языка в начальных классах.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

1.1. Орфографическая грамотность как часть языковой культуры

 

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. 'Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами'. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека [3, с 29].

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. «Орфография - общепринятая система правил написания слов». По своему происхождению слово орфография восходит к греческим словам «orfos» - «прямой», «правильный» и «grapho» - «пишу», т.е. буквально означает «правильно пишу». Значение слов орфография и правописание не совпадает: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Русская орфография состоит из пяти основных разделов:

1. Передача буквами фонемного состава слов.

2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос части слова с одной строки на другую.

5. Графические сокращения.

Существуют различные подходы к решению орфографические проблем в школе. Два пути овладения навыками правописания описаны в методической литературе. Еще в прошлом столетии начались горячие споры между сторонниками грамматического и антиграмматического направления в методике обучения правописанию. Длительный период споров завершился только в советское время безоговорочным признанием положения, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленскому,....

Заключение

 

 

В заключение необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Экспериментальное исследование выявило средний уровень развития орфографической зоркости (63%), низкий уровень показали 17% и 20% - высокий уровень. Очень низкий уровень не показал никто. Для повышения уровня развития орфографической зоркости мною была  разработана и предложена система занятий   на формирование и развитие орфографической зоркости.

Список  использованной литературы

Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 2007. – 567 с.

  1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. –1988. - №4
  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Пособие для учащихся. ― М.: 2008. – 356 с.
  3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 1966.– 380 с.
  4. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. – 1991. -  №1
  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. ― М.: 2001. – 178 с.
  6. Дмитриева О.Д. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам. – М.: ВАКО, 2004. – 216 с.
  7. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2002. -  189 с.
  8. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1993. - №11.

10. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов. - Н Челны,  2007. – 118 с.

11. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 2001. -  213 с.

12. Котикова Н.М. О способе орфографического действия// Начальная школа, 2001 № 11. - с. 39-40.

13. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации»// Русская словесность. – 1995. - №2.

14. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа. –1984.  - №12.

15. Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы. - М.: Астрель: АСТ, 2005. – 278 с.

16. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 2009. – 201 с.

17. Парилова Н.М. Развитие орфографической грамотности // Русский язык. ― 1998. ― №3 (123) январь. ― С.16.

18. Петрова Е.Н. Система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – С. 54, 58.

19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2007. – 567 с.

20. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - М.: Просвещение, 1966.- 306 с.

21. Разумовская  М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.

22. Рамзаева  Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младшего школьника».  – СПб, 2007. – 389 с.

23.  Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение – СПб., 2007. – 312 с.

24.  Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. –1997. №2.

25. Шейнов, В. П. Риторика - М.: Академия, 2000. – 212 с.

Заказать курсовую