Особенности развития познавательных процессов школьников в процессе обучения (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................... 3

1 Теоретические аспекты исследования Особенностей развития психических познАвательных процессов в ходе обучения в школе.............................................................................................................................. 9

1.1 Особенности готовности к обучению младших школьников........ 9

1.2 Характеристика психического развития детей младшего школьного возраста......................................................................................................................... 12

1.3 Особенности развития психических познавательных процессов детей младшего школьного возраста в ходе обучения в школе.............................. 20

2 ИССЛЕДОВАНИЕ психических познавательных процессов младших школьников............................................................................ 32

2.1 Организация и методы исследования уровня развития познавательных процессов младших школьников.................................................................... 32

2.2 Анализ результатов исследования уровня развития познавательной сферы младших школьников...................................................................................... 38

2.3 Развитие познавательных процессов младших школьников........ 55

Заключение....................................................................................... 64

Список использованных источников................................. 67

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................... 71

Введение

Интенсивное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности и способностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде всего в школьные годы. Именно поэтому сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие познавательных способностей каждого школьника.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Об этом указано в работах Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. [19], Эльконина Д.Б. [55]; в сборнике о психическом развитии детей [40]; Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е. [28]; Кравцовой Е.Е.  [29]. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Подготовка к обучению в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Поступление в школу предъявляет к психике ребенка достаточно высокие требования.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. В связи с этим исследование познавательных способностей детей младшего школьного возраста имеет важное значение, поскольку к моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. И знание этих различий имеет огромное значения для дальнейшего воспитания и обучения.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Сложившаяся обстановка ориентирует систему образования не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на самостоятельную, творчески развитую личность.

Идея развития познавательной самостоятельности, познавательных способностей детей как залога успешности обучения в дальнейшем были заложены в глубокой древности и анализировались Аристотелем, Сократом и др. Дальнейшее развитие проблема получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в сочинениях революционных демократов, в работах К.Д Ушинского, Л.С. Выготского. В наше время различные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах ученых 70-80х годов: К.А. Абульхановой-Славской, Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардина, И.Л. Баскаковой, B.C. Библера, М.Р. Битяновой, Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, С.А. Изюмовой, И.А. Кузьмичевой и др. В 80-е годы во главу угла педагогики поставлены концепции, ориентированные на личностное мышление ученика, его проблемы, его видение учебного предмета" (С.Ю. Курганов).

В младшем школьном возрасте в процессе обучения широко представлена и имеет большое значение подражательная деятельность детей. С другой стороны, важнейшей задачей обучения является развитие умственной самостоятельности учеников, подготовка их к активной самостоятельной познавательной деятельности.

Многие педагоги и психологи в процессе познания выделяют такой важный компонент как познавательная активность (Ш.А. Амонашвили, A.M. Maтюшкин, Д.Б. Богоявленская, В.П. Беспалько, В.А. Петровский и др.). Основу развития познавательной активности составляют те принципы, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника).

Таким образом, можно констатировать, что в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется развитие познавательных способностей учащихся.

Важно учесть и то обстоятельство, что процесс обучения является двусторонним. Успехи в обучении детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым. Это и уровень развития способностей каждого ребенка, и возрастные особенности детей, методика обучения и многое другое. Кроме вышеперечисленных, важным фактором развития познавательных способностей учащихся является личность педагога. Ценность процесса обучения во многом обусловлена характером их межличностных отношений с учителем.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Об этом указано в работах Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В., Эльконина Д.Б., в сборнике о психическом развитии детей, Кравцова Г.Г., Кравцовой Е.Е. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. В связи с этим исследование познавательных способностей школьников в ходе обучения в школе имеет важное значение, в этом и состоит актуальность исследования.

На протяжении ряда лет основные усилия российских ученых, исследовавших интеллект и познавательные процессы детей дошкольного и младшего школьного возраста были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них — это проблема развития процессов восприятия. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему: Бабаева Т.И., Венгер Л.А., Выгодский Л.С., Дьяченко О.М.

Вторая проблема — это формирование понятийного мышления школьников. В работах ведущих отечественных психологов были вскрыты основные закономерности формирования умственных действий и понятий у младших школьников. Значительно меньше разработана проблема развития мышления детей, а также проблема перехода от допонятийных форм мышления к понятийным. Проблемам мышления посвящены работы Выготского Л.С., Давидчук А.Н., Запорожца А.В., Поддьякова Н.Н., Симановского А.Э., Эльконина Д.Б.

В последние годы вопросы развития познавательных способностей привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.

От уровня развития познавательных процессов зависит качество усваиваемых детьми знаний. В настоящее время программы начальной школы перестроены в направлении сообщения детям не разрозненных сведений об отдельных предметах и явлений, а обобщенных и систематизированных знаний, отражающих логику построения соответствующих отраслей наук. Система обобщенных знаний может быть полноценно усвоена только при условии, что само мышление детей достигнет соответствующий степени обобщенности, приобретает теоретический характер.

Объектом исследования являются познавательные процессы школьников.

Предмет исследования — особенности и уровень развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Целью данной работы является выявление особенностей развития познавательных процессов школьников в процессе обучения.

Задачами данной работы являются:

изучение литературы, посвященной особенностям интеллектуального и психического развития  детей младшего школьного возраста;

проведение диагностического исследования детей младшего школьного возраста с целью определения изучения особенностей познавательной сферы;

разработка и апробация программы развития познавательной сферы младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что от правильного определения уровня развития познавательных процессов зависит успешность учебной деятельности детей. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатками в развитии познавательной сферы ребенка могут быть устранены, если известны индивидуальные особенности развития этой сферы ребенка и тот уровень, на котором она находится в данный момент.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

В ходе исследования использованы следующие методы:

наблюдение за школьниками;

опытно-экспериментальная работа;

методы психодиагностики: методики исследования внимания (по Р.С.Немову), методики исследования памяти (по Л.В.Черемошкиной и Р.С.Немову), методики исследования образного, нагладно-действенного, логического, творческого мышления( по Симановскому А.Э., Немову Р.С., Тихомировой Л.Ф., Басову А.В.), методики исследования воображения (по Немову Р.С.);

математические и статистические методы обработки результатов исследования, метод Стьюдента.

База исследования: дети 1 класса средней школы №18 г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек – 2 группы по 10 человек.

Новизна исследования заключается в том, что подобран комплекс методик, наиболее полно определяющий уровень развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Кроме того, высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе" определяют несомненную новизну данного исследования.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе психолога и педагога с младшими школьниками.

Список использованных источников

1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. — М.: Просвещение, 2006. — 160 с.

2. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск.- 2008.- 425 с.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М.: Прогресс, 2000. — 528 с.

4. Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей//Дошкольное воспитание.-2001.— №5.— С.39-44

5. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.:Просвещение.— 2003.— С.40

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе, //Вопросы психологии, 1979, № 2, с. 48

7. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.:Просвещение.— 2008.- 96 с.

8.Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. — Ульяновск, 2005. — 63 с.

9. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.— 1986.- 177 с.

10.Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.-504 с.

11. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Педагогика- 1984.- 340 с.

12. Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 101 с.

13. Гоноболин Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. Лекция для учителей. — М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1955. — 39 с.

14. Добрынин Н.Ф. Послепроизвольное внимание на уроке.// Сов. педагогика.— 1989.— №2.— С.23

15. Давидчук А.Н. Конструктивное         творчество дошкольника. М.:Наука.— 2003.-149 с.

16. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.:Наука.— 2002.— 423 с.

17. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М.: Наука.- 2001.- 190 с.

18. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.— М., 2005.

19. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.-М.- Педагогика.- 2004.- 256 с.

20. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. — Минск: Нар. авсета, 2004. — 64 с.

21. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: Знание, 2007. — 79 с.

22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение, 1994.-320 с.

23. Запорожец А.В. Избр. психол. труды. Т.1. М.— 1986.

24. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Педагогика.-138 с.

25. Истомина З.М. Развитие памяти. — М.: Просвещение, 1978. — 120 с.

26. Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М.: Педагогика, 1978. — 196 с.

27. Индивидуальные варианты развития младших школьников/Под ред. Занкова Л. В. и Зверевой М. В.— М., 1973.— С.175.

28. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М.- 2007.- 178 с.

29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.:Педагогика.- 2001.— 170 с.

30. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-, 1983.-Т. 1.

31. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

32. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Изд-во Моск. ун-та.- 105 с.

33. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М.: Знание, 2000. — 93 с.

34. Мир детства: младший школьник.-М., 1988.

35. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.:Просвещение.- 2006.-144 с.

36. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. -: Эйдос, 2005. — 114 с.

37. Немов Р.С. Психология. Кн.3, М.ВЛАДОС.-1999.- 632 с.

38.  Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

39.Овчинников Г. С. Усвоение знаний и развитие младших школьников/  Учебное пособие к спецкурсу.— Челябинск,— 2005.—  88 с.

40. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.-М: Педагогика.- 1989.- 198 с.

41. Общая психология. / Под ред. проф. Петровского А.В. — М.: Наука.-2006.- 450 с.

42. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М.:Наука.— 1969.

43. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика.— 2001.-50 с.

44. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. // Вопросы психологии. — 2002. — №2. С.51-59.

45. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Международ. пед. академия, 1995. — 374 с.

46. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС.- 1996.- 529 с.

47. Смирнов А.А. Память и ее воспитание. — М.: Правда, 1948. — 31 с.

48. Совершенствование обучения младших школьников /Под ред. А.М. Пышкало. М.: Знание.-2004.- 237 с.

49. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль.: Гринго.— 2006.— 247 с.

50. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. — М.: Учпедгиз, 1958.— 128 с.

51. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. / Научно-внедренческая фирма «Психолог».  Сост.М.К.Бадретдинова, А.В.Иммуратов. —СПб.:Политехника.-1993.-95 с.

52. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития.— 2006.— 254 с.

53. Фридман  Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:Совершенство.- 2008.- 432 с.

54. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьников. — М.:Педагогика.-2002.-96с.

55.  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопр.психологии.— 1971.— №4.— С.6-21

56. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников. — М.: Международ. пед. академия, 2005.

Заказать диплом