Особенности свойств темперамента в структуре личности школьника в процессе учебной деятельности (курсовая)

Содержание

Введение...................................................................................................... 3

1. Теория темперамента в психологических исследованиях          6

1.1. Понятие темперамента и его виды в трудах отечественных и зарубежных авторов........................................................................................................................... 6

1.2.  Характеристика свойств темперамента............................................... 13

1.3. Свойства темперамента младших школьников и их влияние на учебную деятельность.................................................................................................... 17

2. Исследование свойств темперамента у младших школьников............................................................................................................................ 30

2.1. Организация и методы исследования.................................................. 30

2.2. Анализ результатов исследования....................................................... 32

Заключение.............................................................................................. 52

Список использованной литературы......................................... 56

Приложения............................................................................................. 58

Введение

Актуальность исследования. Теория темперамента представляет собой органи­ческую часть общего психологического учения о лично­сти. Поэтому основные проблемы теории темперамента— это те, от разрешения которых зависят общие проблемы теории личности.

Темперамент - «важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей».[28, С.185]

Благодаря большей устойчивости и консервативности свойств темперамента возникают многообразные противоречия между ними и теми индивидуальными особенностями, которые легче и быстрее изменяются под  влиянием социальных условий и условий воспитания. Так, например, неуравновешенность холерика может противоречить его дисциплинированности, слабая эмоциональная возбудимость флегматика может противоречить его отзывчивости и стремлению откликаться на все запросы и нужды окружающих людей.

Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Нет согласия как по некоторым частным, так и по кардинальным вопросам. Отсутствует, например, единая точка зрения на те свойства, которые следует включать в темперамент. До сих пор дискутируются вопросы о физиологическом базисе темперамента, смешиваются его физиологические и психологические свойства. Неоднозначно понимается роль среды и воспитания в формировании темперамента, его место в структуре индивидуальности, специфика его собственной роли в регуляции деятельности и др. Все вышеизложенное и определило актуальность и тему исследования – «Теория темперамента».

Свои исследования свойствам темперамента, его основных характеристикам посвящали такие ученые, как Ересь Е.П. [6], Канторович Н.К.[8], Климов Е.А. [13], Ковалев А.Г., Мясищев В.Н.[10], Левитов Н.Д.[20], Мерлин В.С.[23], Стреляу Я.[34], Симонов П.В., Ершов П.М.[35] и другие.

Объект исследования: теория темперамента в психологии.

Предмет исследования:  особенности проявления свойств темперамента у школьников.

Цель работы: изучить теорию темперамента в психологической науке и выявить особенности свойств темперамента в структуре лич­ности школьника в процессе учебной деятельности.

В связи с этим в данной работе поставлены следующие задачи:

изучить литературу по данной         проблеме и дать теоретическое обоснование возможности или невозможности влияния свойств темперамента на деятельность;

провести анализ свойств темперамента школьников и их влияние на учебную деятельность.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что свойства темперамента школьников влияют на учебную деятельность.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике;

наблюдения;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методики, использованные в данной работе при исследовании темперамента стали:

«Формула темперамента» - распределение уровня различных типов темперамента в структуре характера (методика  А.Белова),

структура личности (методика Р.Кэттела).

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме темперамента.

Экспериментальная база: Исследования проводились в средней школе №17 г.Йошкар-Ола с учащимися младших классов в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической практике для повышения успешности в обучении школьников.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Наука. -1980.-340 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.  Л.:  ЛГУ.- 1969.- 314с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- С. 207
  4. Гуревич К.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой  деятельности//Вопросы психологии.- 1991.- №1.-С.22-26
  5. Запорожец А.В. Психология. М.:Учпедгиз.- 2002.-430 с.
  6. Ересь Е.П. Исследование темпераментов школьников. М., 1939
  7. Ильина А.И. Особенности проявлений общительности в связи с подвижностью нервной системы. Пермь. Вып.23.- 1998
  8. Канторович Н.К. Типы нервных систем и темперамента человека. Научные труды Киргизского  университета, Т.VII,  1951
  9. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тек­сты. - М„ 1982. - С, 149.
  10. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н.  Психические  особенности  человека. Т.1.Изд-во ЛГУ, 1997.-129 с.
  11. Ковалев А.Г. Психология личности. М.:Просвещение.-2003.-190 с.
  12. Корнилов К.Н. Психология М.:Учпедгиз, 1946.-89 с.
  13. Климов Е.А. Индивидуальные особенности в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с  диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов. Пермь. Вып. 23- 1958
  14. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индиви­дуальных различий. - М: Мысль, 2004.
  15. Климов  Е.А. Индивидуальные особенности динамики движения в связи с типологическими различиями  в последствии тормозного процесса. //Проблемы психологии личности и психологии труда. Пермь.-1960
  16. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология ин­дивидуальных радличий: Тексты. — М., 1982.
  17. Копытова Л.А. Типологические особенности в трудовой деятельности наладчиков при простое двух станков//Вопросы психологии.- 1963.- №4
  18. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969.-123 с.
  19. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.:Учпедгиз.-1956.-189 с.
  20. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: АПН, 2001.-190 с.
  21. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследова­ния. Пермь, 1988.-214 с.
  22. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964.-78 с.
  23. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, само­сознание. Пермь.-1990.-220 с.
  24. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии  личности. М., 2000.-202 с.
  25. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психо­логии отношений. Т.2. М.:АПН РСФСР.- 1960.
  26. Немов Р.С. Психология. Т.1. М.: ВЛАДОС, 1998.- 560 с.
  27. Небылицин В.Д. Темперамент.- В Кн.: Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука.- 1976.
  28. Орлова Н.Е. и  Гвозденко Н.И. Некоторые свойства темперамента школьника при выполнении трудового задания. М.: Знамя, 2001.-187 с.
  29. Палей И.М. О некоторых фенотипических свойствах и факторах, ограничивающих проявление общего типа нервной системы у человека.  Ученые записки. Пермь. Вып. 15- 1958
  30. Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт.-1994.-170 с.
  31. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента че­ловека // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 1.
  32. Страхов И.В. Темперамент школьника. М.:Учпедгиз.- 1955
  33. Стреляу Я. Роль темперамента  в психическом развитии. М.:Прогресс.- 1982.- 117 с.
  34. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.- М.: Наука.- 1984.-170 с.
  35. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Просвещение.-1985.
  36. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование лично­сти. М.,1986
  37. Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных раз­личий.- М., 1982.

Заказать курсовую