Особенности волевых качеств учащихся кадетского класса (курсовая)

Содержание

 

Введение 2

1. Теоретические аспекты волевых качеств учащихся кадетских классов. 6

1.1. Сущностная характеристика понятия «воля» 6

1.2. Психологическое развитие учащихся кадетских классов. 18

1.3. Особенности волевых качеств учащихся кадетских классов. 25

2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей волевых качеств учащихся кадетских классов. 32

2.1. Организация исследования волевых качеств учащихся кадетских классов. 32

2.2. Диагностика особенностей волевых качеств учащихся кадетских классов. 33

2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 35

Заключение 45

Список используемых источников и литературы. 49

Приложения 54

Введение

 

Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества становится очевидной необходимость социальных требований к системе образования по воспитанию личности, немаловажным свойством которой является способность преодолевать различного рода трудности социального характера. Способность преодолевать трудности в решении сложных жизненных проблем, связана с наличием у человека развитой системы волевых качеств.

Исследования воли представляют прямой интерес в плане приложения психологических знаний к практике воспитательной работы. Формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Теоретическое значение изучения проблем воли состоит в том, что оно дает возможность глубже понять человека как саморегулирующуюся систему, исследовать механизмы его сознательной деятельности.

Между тем, на уровне средней школы, целенаправленная работа по развитию этих самых личности осуществляется явно в недостаточной степени. Несмотря на то, что в области проблем психологии воли, волевых качеств и их развития существуют работы выдающихся исследователей, таких как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Б.Н. Смирнов, А.Н. Шадрин, А.И. Щербаков и др.

Основным механизмом воли, по мнению В.А.Иванникова [23], является изменение имеющегося или создание нового смысла действия. Если принимать эту позицию, то волевая регуляция оказывается связанной со смысловой сферой личности. Исходя из этого можно ожидать, что «чем осмысленней жизнь человека, тем выше степень развития волевой регуляции, в той же мере это относится и к волевым качествам личности. Осмысленность жизни понимается в данном контексте как переживание личностью целенаправленности, значимости своей жизни, что предполагает наличие идеалов, ценностей и осознанных мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении» [23, С.71].

Для школьника воля, как черта характера, стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая. У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у учащихся сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

В настоящее время в России, отмечает В.Ю. Ромайкин [45], развертывается новая система довузовской военной подготовки, включающая суворовские (нахимовские, музыкальные) военные училища, кадетские корпуса различного профиля и ведомственной подчиненности, военные (военно-технические) лицеи, кадетские и специализированные классы в общеобразовательных заведениях.

Специализированный класс военной направленности в общеобразовательной школе является первым этапом в ориентации допризывной молодежи на дальнейший выбор профессии военного и повышении её статуса.

Содержание  организационно–методического процесса в кадетском классе оказывает значительное влияние на психологическое развитие подростков, выражающееся в качественном своеобразии свойств личности, в том числе в развитии волевых качеств  и психической работоспособности кадет, именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли учащихся в кадетских классах - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе [46, С. 15].

Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др. Использована типология волевых актов К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна.

Объект исследования: волевые качества учащихся.

Предмет исследования: особенности волевых качеств учащихся кадетского класса.

Цель работы: изучить особенности волевых качеств учащихся кадетского класса.

Гипотеза исследования: предполагалось, что у учащихся кадетских классов волевые качества сформированы, а именно: учащиеся обладают терпеливостью, ценностно-смысловой организацией личности, умеют организовать свою деятельность, решительностью, настойчивостью, самообладанием, самостоятельностью, высоко оценивают силу воли.

Задачи исследования:

  1. Произвести анализ литературных источников по проблеме исследования.
  2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности учащихся кадетского класса и с их помощью провести исследование.
  3. Проанализировать результаты исследования.

Теоретической базой исследования стали труды авторов, посвященных проблеме исследования. Развитие личностных качеств школьников, в том числе и эмоционально-волевой сферы, нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдаю­щихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.).

Исследование строилось с учетом содержания документов Министерства образования и науки РФ, Министерства обороны РФ, современных требований к демократизации и гуманизации образовательного процесса в школе. Различные аспекты кадетского образования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых (Н.И. Алпатов, И.В. Андрюшин, С.В. Богданов, В.Н. Бондаренко, И.А. Гелиновский, В.К. Герштейнцвейг, Т.П. Жесткова, В.М. Курмышов, Э.М. Филиппов и др.).

Методологической основой исследования являются следующие научные положения и теории: системный подход (В.Г. Афанасьев, Ю.А Конаржевский и др.), теория формирования личности. Отправными методологическими идеями явились также идеи А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию психики человека, JI.C. Выготского - о социальной ситуации развития. Один из методологических принципов нашего исследования - принцип единства деятельности, сознания, личности в их неразрывной взаимосвязи, определяемый в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме; тестирование, математические методы обработки результатов.

Методики исследования:

«Опросник для самооценки терпеливости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко) [52],

тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов) [42],

методика исследования волевой организации личности (М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило) [30].

Экспериментальная база исследования: учащиеся 10 класса средней школы №4 г. Йошкар-ола, РМЭ в возрасте 15-16 лет.

Структура работы. Основными элементами работы являются: введение, общая характеристика работы, две главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы.

Список используемых источников и литературы

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. -М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
  2. Андрюшин, И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах / И.В. Андрюшин. - Кострома, 2010. - 119 с.
  3. Басаев, В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в Императорской России (XVIII- нач. XX вв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. / В.Р. Басаев. -Омск, 2000. - 38 с.
  4. Бахвалов, А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России / А. Бахвалов // Образование.- 2011. - №3. – С.48
  5. Белоганов, В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества / В.А. Белоганов. - Чита, 2010. - 23 с.
  6. Беляев, А. В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания / А.В. Беляев // Педагогика. - 2008. - № 1. ─ С. 91-98.
  7. Богуславский, М.В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект / М.В. Богуславский // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 5-21.

 

 

  1. Брихцин, М. Воля и волевые качества / М. Брихцин. - М.: Сфера, 2008. – 79 с.
  2. Веденов, А. В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности /А.В. Веденов. - М.,1957. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psychologyonline.net (дата обращения: 20.07.2012)
  3. Вейт, М.А. Формирование норм нравственности в школьном коллективе / М.А. Вейт // Педагогика. - 2008. -  №1. - С.8-12.
  4. Венгер, Л.А. Структура и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер. - М.: Дрофа, 2009. – 378 с.
  5. Воробьева, А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917 / А.Ю. Воробьева. – М.: Сфера, 2003. – 112 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика. Т.З. / Л.С. Выготский. -М.: «Педагогика», 1983. -368 с.; Т.4. -М.: «Педагогика», 1984. -432с.
  7. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. - Рязань, 1979. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psychologyonline.net (дата обращения: 20.07.2012)
  8. Галанин, Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления / Ю. Галанин // ОБЖ. – 2011. - № 2. – С. 20
  9. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноблин. -  М.: Педагогика, 2002. - 160 с.
  10. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – 5-е изд./ Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
  11. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: «Питер», 2010. - 560 с. С. 473-474.
  12. Жилина, Е.А. Состояние здоровья и умственное развитие воспитанников кадетского корпуса / Е.А. Жилина, В.А Доскин, В.Н. Шестакова // Поликлиника. – 2006. - № 1. – С. 28
  13. Жуковский, В.П. Военное образование в России — преемственность, опыт, традиции / В.П. Жуковский.- Саратов, 2009. 255с.
  14. Зимин, П.П. Воля и ее воспитание у подростков / П.П. Зимин.- Ташкент, 1985 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psychologyonline.net (дата обращения: 20.07.2012)
  15. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 1991.-С. 71-79. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psychologyonline.net (дата обращения: 20.07.2012)
  16. Иванников, В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли / В.А. Иванников. - Рязань, 1991. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psychologyonline.net (дата обращения: 20.07.2012)
  17. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: СПбУ, 2000. – 320 с.
  18. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров России / А.И. Каменев. – М.: Педагогика, 1990. – 220 с.
  19. Карташов, О.Р. Воспитание сознательной дисциплины у учащихся кадетских классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / О.Р. Карташов. -Кострома, 2003. - 26 с.
  20. Киселев, В.А. Система военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в военно-техническом кадетском корпусе (на примере кадетского корпуса г. Тольятти): Автореф. дис.канд. пед. наук. / В.А. Киселев. - Тольятти, 1998. – 180 с.
  21. Кожинова О.В., Психологические особенности повышения психической работоспособности учащихся кадетских корпусов / О.В. Кожинова // Системная психология и социология . – 2011. -№ 4 (I). – С.67-69
  22. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / И.С. Кон. - М.: Прагматика, 2009. - 175 с.
  23. Методика исследования волевой организации личности // Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2000. – 191с. – с.175-182
  24. Миронов, В.Н. Кадетские образовательные учреждения России: история и современность / В.Н. Миронов. - Красноярск, 2012. - 24 с.
  25. Наместникова, Н.В. Кадетский класс как форма организации жизнедеятельности детского коллектива: (опыт классного руководителя 7а класса средней школы 27 г. Новосибирска.) / Н.В. Наместникова // Классный руководитель. - 2010. - №5. - С. 27 33.
  26. Немов, Р.С. Психология. Словарь-справочник. Т.2 / Р.С. Немов. – М.: Владос-пресс, 2003. – 352 с.
  27. Нестеренко,  А.В. Гигиеническое обоснование мероприятий по укреплению здоровья учащихся кадетских школ: Автореф. дис. канд. мед. Наук / А.В. Нестеренко. - Н. Новгород, 2005. - 23 с.
  28. Нечаев, В.Я. Дисциплинированность - организационный принцип школьного образования / В.Я. Нечаев // Педагогика, 2010. - №5. - С. 27-32.
  29. Осипов, В.Л. Ориентация учащихся на военные профессии в условиях обучения в кадетских классах / В.Л. Осипов. - Тюмень, 2003. - 22 с.
  30. Педагогический словарь Т.1. М., 1960. - 774 с.
  31. Пелевина, Н.А. Кадетские классы: особенности содержания и организации образовательного процесса / Н.А. Пелевина // Завуч. - 2010. - №7. С.71-72.
  32. Пешкова, А.В. Социальная и профессиональная ориентация учащихся кадетских классов / А.В. Пешкова. – Ярославль, 2006. – 184 с.
  33. Платонов, К.К. Краткие словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов.- М.: Дрофа, 2008. – 420 с.
  34. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2003.- 312 с.
  35. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 480с.
  36. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни.- М.: Сфера, 2009. – 277 с.
  37. Ромайкин, В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса. Монография / В.Ю. Ромайкин. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул» (И.В. Васильев), 2004. – 228 с.
  38. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2008.- 464с.
  39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.:ИНФРА, 1999.-740 с.
  40. Самарец, Г.А. Возрожденные кадетские корпуса / Г.А. Самарец // Образование.  - 2009. - №1. - С.44-49.
  41. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание / В.И. Селиванов.- Рязань, 2009. – 192 с.
  42. Совершенствование патриотического воспитания молодежи в современных условиях: Материалы городской научно-практической конференции / Под ред. Г.К. Селевко. -Ярославль, ГАЦ, 2009. - 15 с.
  43. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 671 с.
  44. Фещенко, Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств / Е.К. Фещенко.- СПб., 2009. – 199 с.
  45. Хазин, О. А. Пажи, кадеты, юнкера: Исторический очерк (К 200-летию Пажеского Его Императорского Величества корпуса. ─ 2-е изд., доп. / О.А. Хазин. ─ М.: СП Мысль, 2005. ─ 152 с.
  46. Шульга, Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе / Т.И. Шульга. - М.: Спарк, 2009. – 94 с.
  47. Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов / И.С. Петронюк // Психологическая наука и образование. - 2008. - №1. – C. 45 – 49

Заказать курсовую