Особенности зрительного восприятия и возможность его коррекции у первоклассников с нарушением интеллекта (диплом)

Оглавление

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей восприятия у младших школьников, с нарушением интеллекта. 8

1.1. Значение зрительного восприятия в развитии детей младшего школьного возраста  8

1.2. Особенности  развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста  16

1.3. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта. 21

Выводы по первой главе. 31

Глава II. Изучение зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью   33

2.1. Организация и методы исследования. 33

2.2. Результаты исследования уровня развития и особенностей зрительного восприятия у младших школьников. 38

Выводы по второй главе. 52

Глава III.  Организация коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у первоклассников с нарушением интеллекта. 54

3.1. Методика развития зрительного восприятия у первоклассников с нарушением  интеллекта. 54

3.2. Анализ эффективности апробации программы развития зрительного восприятия у первоклассников с нарушением интеллекта. 68

Выводы по третьей главе. 72

Заключение. 73

Библиография. 78

Приложения. 84

 

Введение

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. В связи с этим исследование познавательных способностей детей младшего школьного возраста, в том числе и его сенсорных способностей, имеет важное значение, поскольку к моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. И знание этих различий имеет огромное значения для дальнейшего воспитания и обучения.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Об этом указано в работах Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. [21], Эльконина Д.Б. [61]; Кумарина Г.Ф. [28] и др.

Актуальность исследования. Одна главных проблем при исследовании интеллектуального развития и познавательных способностей младших школьников — это проблема развития сенсорных способностей ребенка – процессов зрительного восприятия. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему: Бжалава И. Т. [6]; Венгер Л.А. [13]; Выгодский Л.С. [17]; Дьяченко О.М. [21].

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером . [13]

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В последние годы вопросы развития познавательных способностей, в том числе и восприятия, привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования.

От уровня развития восприятия во многом зависит качество усваиваемых детьми знаний.

Особенности психики умственно отсталых достаточно полно исследованы (Занков Л. В.[25], Петрова В. Г.[42], Пинский Б. И.[44], Ру­бинштейн С. Я.[48], Соловьев И. М., Шиф Ж. И.[57] и др.).

Умственная отсталость является одной из наиболее актуаль­ных проблем медицины, педагогики и психологии. Ее социальная значимость определяется высокой частотой данной патологии, тяжестью и стойкостью интеллектуального дефекта. Установлено, что умственная отсталость является одной из самых частых причин пожизненной инвалидности.

Данная проблема интенсивно изучается во всем мире. Наряду с врачами, генетиками, педагогами и психологами данной проб­лемой занимаются социальные работники, а также обществен­ные организации.

Одной из главных задач вспомогательной школы является форми­рование у умственно отсталых учащихся в достаточной мере ак­тивной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития умственно отсталого ребенка, его адап­тивные возможности в процессе социа­лизации.

Образовательная система как один из важнейших компонентов общественной жизни претерпела за последние годы глу­бокие изменения. Процессы трансфор­мации в общеобразовательных и специ­альных школах происходят сегодня в не­скольких направлениях, влияя тем са­мым на цели, структуру и содержание об­разования. Основная модель развития школы для детей с нарушениями интел­лекта в сфере государственного образова­ния строится на принципах гуманисти­ческого подхода, максимального удов­летворения запросов населения в образо­вательных услугах, предоставления уча­щимся выбора практических ориенти­ров, соответствующих их интересам и возможностям.

Известно, что при умственном недоразвитии ока­зывается дефектной уже первая ступень познания — восприя­тие. Часто «живое созерцание» умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследова­ния психологов (Вересотская К. А.[16], Петрова В. Г.[43], Шиф Ж. И.[58]).

Умственно отсталые дети судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впе­чатлению. Их восприятием необходимо руководить и развивать, поэтому выбранная тема исследования – «Особенности зрительного восприятия у первоклассников с нарушением интеллекта» - является актуальной.

Объектом исследования является зрительное восприятие младших школьников.

Предмет исследования — особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте и его развитие у детей первого класса с нарушением интеллекта.

Целью данной работы является изучение особенностей зрительного восприятия и возможность его коррекции у первоклассников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: коррекционная работа с использованием дидактических игр, книжной графики и детского творчества положительно  влияет на развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта.

В связи с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

изучение литературы, посвященной особенностям развития восприятия детей младшего школьного возраста без отклонений в развитии и с умственной отсталостью;

проведение диагностического исследования группы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, с целью определения уровня развития восприятия по сравнению с детьми нормального развития;

разработка программы коррекционных мероприятий по развитию восприятия в младшем школьном возрасте с нарушением интеллекта.

В ходе исследования использованы следующие методы:

наблюдение за школьниками;

психолого-педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов исследования.

Методики исследования восприятия - методики Р.С.Немова [37].

n   «Чего не хватает на рисунках»

n   «Узнай, кто это»

n   Какие предметы спрятаны в рисунках

n   исследование зрительного восприятия (адаптированная методика Л.Ф.Тихомировой [55])

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Выдающиеся зарубежные ученые Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии - Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина и др.- справедливо считали, что воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон школьного воспитания.

Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева).

Опытно-экспериментальная база исследования: 15 детей 1 класса, обучающихся в Центре реабилитации «Изий» и 15 детей школы №1 г. Зеленодольска.

Новизна исследования. На основании комплексного исследования особенностей зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта, была разработана система мероприятий по его развитию, основанная на игровой деятельности и детском творчестве.

Практическая значимость исследования. Представленные мероприятия по развитию зрительного восприятия могут быть использованы в педагогической деятельности для работы с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью и другими отклонениями в развитии.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заказать диплом