Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР (курсовая)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей  звукопроизносительной стороны речи  у детей.. 6

1.1. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной  и зарубежной педагогики. 6

1.2. Развитие правильного звукопроизношения у дошкольников. 22

1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи. 31

Глава 2. обследование звукопроизносительной стороны речи  у дошкольников с онр. 55

2.1. Логопедическое обследование  дошкольников с ОНР. 55

Нарушение. 66

Результаты обследования звукопроизношения у дошкольников с ОНР  66

2.2. Коррекционная программа по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с ОНР. 72

Заключение.. 111

Приложения.. 117

Введение

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия  для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний.

Среди детей дошкольного возраста наиболее часто встречаются дети с  нормальным слухом  и интеллектом, но с недостаточно развитой лексикой,  грамматическим строем и фонетической стороной речи. Такие дети нуждаются в специальных занятиях, которые обеспечивают как фонетическое, так и лексико-грамматическое развитие. На этих занятиях необходимо уделять значительное внимание правильному звукопроизношению, несформированность звуковопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи в дальнейшем отрицательно сказывается на обучении грамоте и успеваемости в школе.

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается несформированность звукопроизносительной стороны речи. звукопроизношения. Дети  с ОНР пользуются в речи значительным количеством звуков, однако многие из них они произносят неполноценно. При этом количество искаженно произносимых звуков значительно меньше, чем несформировавшихся  или произносимых нечетко, смазанно.

Актуальность исследования. При нарушениях произносительной стороны речи у детей с ОНР наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, вследствие этого дошкольников неразборчива и непонятна окружающим. Именно поэтому в настоящее время уделяется значительное внимание нарушениям звукопроизносительной стороны речи и их исправлениям у дошкольников   с ОНР.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР.

В связи с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

- ознакомиться с проблемами формирования правильной речи у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных авторов;

- изучить развитие правильного звукопроизношения у детей без речевых дефектов;

- рассмотреть особенности звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи;

- обследовать звукопроизносительную сторону речи у дошкольников с ОНР и выявить ее особенности;

- разработать  занятия и комплексы упражнений по формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР;

Объектом данного исследования является состояние речи детей с общим ее недоразвитием.

Предметом исследования является звукопроизносительная сторона речи у дошкольников с ОНР.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, логопедии и дефектологии;

n   наблюдение за детьми в ходе обследования;

n   обследование и выявление нарушений в речи дошкольников;

n   разработать комплексы упражнений по формированию звукопроизносительной стороны речи.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что при общем недоразвитии речи звукопроизношение и просодическая сторона речи имеют ряд особенностей.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых психологов и дефектологов, таких как Волкова Л.С. Лалаева Р.И.,  Фомичева М.Ф., Летуновская С.В., Гвоздев А.Н.[1], Ляпидевский С.С.[2], Жукова Н.С.[3], Левина Р.Е.[4], Правдина О.В.[5], Селивестров В.И.[6], Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А.[7].

Опытно-экспериментальная база: 7 дошкольников, посещающих дошкольное учреждения компенсирующего вида № 76 г. Йошкар-Олы, с диагнозом - общее недоразвитие речи.

Практическая значимость: в настоящее время у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наиболее часто встречаются нарушения произносительной стороны речи, разработанные нами комплексы упражнений по их устранению могут быть использованы в практической работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

 


[1] Гвоздев  А.   Н.   Вопросы изучения детской-речи. — М.,  1961. — С. 336.

[2]Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств.// Расстройства речи у детей и подростков. - М., 1979.

[3] Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.

[4]Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

[5] Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд. — М., 1985

[6] Практикум   по  дошкольной   логопедии / Под   ред.   В.   И.   Селиверстова.— М., 1988.

[7] Филичева   Т.   Б.,   Чевелева   Н.   А.   Логопедическая   работа   в   специаль­ном детском саду.— М., 1987.; Филичева  Т.   Б.,   Чевелева   Н.   А.,   Чиркина   Г.   А.   Основы  логопедии.— М., 1989.

Литература

1.Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Бородич А.С. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.

3.Борякова Н.Ю. Соболева А.В., Ткачева В.В.  Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.- 129 с.

4.Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. 1983. - №1.

5.Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

6.Гаркуша Ю.Ф.  Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с ОНР. // Дефектология.-  1995.-№1.-С.23-40

7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1981

8.Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.

9. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

10.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи).—М., 1985.

11.Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у де­тей. — М.; 1994.

12.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение.- 1990.-240 с.

13.Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. Наглядное посо­бие для детских садов. М., «Просвещение», 1971.

14.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., 1972.

15.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

16.Кочугова Н.П. Содержание и приемы обследования детей с общим недоразвитием речи. - М., 1990.

17.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:Владос.-2001.-224 с.

18.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразви­тием речи. СПб., 2001.-235 с.

19.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразви­тия речи у дошкольников (формирование дексики и грамма­тического строя). СПб., 1999.-198 с.

20.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

21.Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С.Н., М., 1998.-398 с.

22.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1988. — 157 с.

23. Методика развития речи детей дошкольного возраста. /Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Неколаичева/. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.

24.Мухина Р.С. Возрастная психология. - М., 1998.

25.Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. -Ярославль: Академия развития, 1996.

26.Основы логопедической работы с детьми/ Под общ. Ред. Г.В.Чиркиной. М.:АРКТИ.-2002.-240 с.

27.Основы теории и практики логопедии/Под ред. проф. Р.Е. Левиной. - М., 1968

28.Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игро­вых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология 1995. № 3. — С. 76-81.

29.Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное вос­питание. 1994. № 10. — С. 24-28.

30.Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд. — М., 1985

31.Практикум   по  дошкольной   логопедии / Под   ред.   В.   И.   Селиверстова.— М., 1995.

32.Преоболение общего недоразвития речи у дошкольников./ Под ред. Т.В.Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований-2002.-256 с.

33.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.

34.Развитие речи дошкольника. Сб. науч. трудов. Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: АПН СССР, 1990. — 137 с.

35.Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция./Под ред. Е.С. Иванова. - Л., 1988.-320 с.

36.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1966. - 32 с.

37.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.

38.Становление речи и усвоение языка ребенком. / Под ред. проф. Ю.В. Рождественского. — М.: Изд-во Моск. университета, 1985. — 116 с.

39.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981 . - 82 с.

40.Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1977.

41.Филичева  Т.   Б.,   Чевелева   Н.   А.,   Чиркина   Г.   А.   Основы  логопедии.— М., 1989.

42.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.

43.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993.

44.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

45.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. - М., 1993.

46.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспи­тание и обучение. Учебно-методическое посо­бие. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)

47.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно.-М.: Владос.- 1993.-145 с.

48.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.

49.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния.—М.:Академия.- 1997.- 187 с.

50.Хватцева М.Е. Логопедия. - М., 1959.

51.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1986.

52.Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза. - М., 1980.

53.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогических воздействий для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.// Дефектология. - 1997. - №6.

54.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

55.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М. «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-102 с.

Заказать курсовую