Педагогическая технология, основанная на игровой деятельности - технологии  развивающих игр Б.П.Никитина и возможности ее  применения в работе с детьми с ЗПР младшего школьного возраста для развития познавательных способностей (курсовая работа)

Содержание

Введение.. 3

1. Общая характеристика педагогической технологии Б.П.Никитина.. 6

2. Применение педтехнологии Б.П.Никтина для развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста с ЗПР на уроках математики.. 15

2.1. Краткая характеристика особенностей познавательной сферы младших школьников с ЗПР   15

2.2. Диагностика познавательной сферы младших школьников с ЗПР.. 21

2.3. Развитие познавательной сферы детей с ЗПР младшего школьного возраста на уроках математики при помощи дидактических игр (игровая технология Никитина Б.П.). 26

Заключение.. 43

Литература.. 44

Приложения.. 46

Введение

 

Актуальность темы. Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования - это создание новых типов школ, дифференциация и вариатизация учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических ин­новаций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобще­ния и систематизации.

В современных условиях реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы начальное обучение закладывает основы всестороннего развития детей, обеспечивает формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Начальная школа воспитывает добросовестное отношение к учению и общественно-полезному труду, любовь к отечеству. Одним из путей выполнения этих задач в начальных классах является реализация образовательной, воспитывающей и развивающей функции обучения на основе передовых педагогических технологий.[1]

Особенно актуальным является применение педагогических технологий при работе с детьми с отклонении в развитии.

В настоящее время в школах увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Педагогическая практика пока бессильна в решении многих насущных организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей к обучению в школе: своевременного и квали­фицированного психолого-педагогического отграничения ЗПР от других вариантов отставания в развитии; создания гибкой, дифференцированной системы психолого-педагогического изуче­ния ЗПР у детей на протяжении раннего и дошкольного детства; осуществления в единой системе изучения и коррекции ЗПР у детей в дошкольном учреждении и специальной школе; организа­ции необходимой дифференцированной помощи шестилетним де­тям, отстающим в усвоении программных требований дошколь­ного учреждении, в подготовке к обучению в школе и др.)

Без квалифицированной педагогической помощи, как показы­вает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. К сожалению, эта детская категория не так уж малочисленна. По данным дефектологов, более 50 % неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР (Т. А. Власова, 1978), начинаю­щейся в раннем и дошкольном детстве. В ряде исследований приводится факты неподготовленности к школе по важнейшим психофизическим показателям 16—17 % детей от числа поступаю­щих в школу (Ю. Дауленскене, 1979). Проведенное массо­вое обследование шестилетних детей (около 3000 человек) — воспитанников подготовительных групп городских детских са­дов - показало, что не менее 20 % из них испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении программы дошкольного учреж­дения. Тщательное медицинское обследование в дальнейшем позволило квалифицировать ЗПР у 50 % из их числа. Отставание у остальных детей явилось следствием либо общей педагогической запущенности начиная с ясельного или младшего дошкольного возраста, либо слабого здоровья с раннего возраста.

Разностороннее изучение ЗПР (в частности, психолого-педагогическое) как специфической аномалии детского развития позволило в последнее время получить ценные научные данные. Они вместе с обобщенными результатами успешно проведен­ного в ряде городов страны эксперимента по обучению и воспита­нию детей этой категории обеспечили научную основу для введения в систему народного образования специального типа учебного учреждения — школы для детей с ЗПР.

Своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая кор­рекция ЗПР должны осуществляться как можно рань­ше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с органической не­достаточностью, в том числе и с ЗПР, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники.

Задачами обучения детей с ЗПР явля­ются коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладе­нию основными учебными предметами, формирование ин­теллектуальной активности в процессе изучения програм­много материала.

Реализация указанных задач строится на максималь­ном использовании практической деятельности детей и осуществляется благодаря организации специального пе­дагогического подхода. И здесь особую роль могут сыграть педагогические технологии.

Объектом исследования является педагогическая технология  Б.П.Никитина.

Предмет исследования: возможности коррекции познавательной сферы у 7-летних школьников с задержкой психического развития с помощью педагогической технологии Б.П.Никитина на уроках математики.

Целью работы является изучение педагогической технологии, основанной на игровой деятельности - технологии  развивающих игр Б.П.Никитина и возможности ее  применения в работе с детьми с ЗПР младшего школьного возраста для развития познавательных способностей.

В связи с этим задачами работы стали:

изучить особенность педагогической технологии Б.П.Никитина;

провести диагностику познавательной сферы детей с ЗПР;

применить педагогическую технологию Б.П.Никитина для развития познавательной сферы детей с ЗПР и оценить ее эффективность.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что педагогическая технология Б.П.Никтина, основанная на играх с использованием математических знаний развивает уровень познавательных способностей младшего школьника с ЗПР, это наиболее доступный вид детской деятельности, способный получить из окружающего мира учебные знания.  Результаты по развитию уровня познавательной сферы детей с ЗПР окажутся успешными, если при организации игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам математики детей младшего школь­ного возраста в специальной школе.

При проведении диагностического исследования использовались следующие методики:

-         Доски Сегена;

-         Методика «Проставь значки»;

-          «Заучивание слов»;

-          адаптивная методика Л.Ф.Тихомировой для исследования зрительного восприятия.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, дефектологии и педагогике;

наблюдение за младшими школьниками в социуме и открытой среде;

организация и проведение экспериментальной работы по выявлению у детей с ЗПР уровня развития познавательных способностей;

математические и статистические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база - группа детей с ЗПР с/шк. №22 г. Йошкар-Ола  в количестве 10 человек в возрасте 7 лет.

Методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, дефектологии и педагогики, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии (Л.С.Выгодский, М.С.Певзнер, Т.А.Власова и др).

Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л. С. Вы­готский[2], С. Л. Рубинштейн[3], Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова[4], Л. А. Венгер[5] и др.). а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР (Т. А. Власова[6], М. С. Певзнер[7], К. С. Лебединская[8], В. И. Лубовский[9], Н. А. Никашина [10], Т. В. Егорова[11] и другие).

Практическая значимость данной работы заключается в том, что педагогическая технология развивающих игр может быть использована в системе планирования занятий по развитию познавательной сферы детей с задержкой психического развития.

 


[1] См.: О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1994. - С. 65.

[2] Выготский Л.С.  Основы дефектологии//Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1983. Т.5; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 ч. М., 1982. Т.2.

[3] Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

[4] Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

[5] Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972; Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. - 70 с.

[6] Власова Т.А. и др. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. М., 1979. Вып. XIII; Власова Т.А.,  Лубовской В.И.,  Цыпина Н.А.  Дети  с  задержкой психического развития. - М., 1984; Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей.//Дефектология.- 1975. -№6.

[7] Певзнер    М.С.    Клиническая    характеристика    детей    с    ЗПР.// Дефектология.-1972.-№3.

[8] Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

[9] Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989; Лубовский В.И.. Яссман. Применение сюжетных картинок в диагностике психологического развития // Проблемы психологической диагностики: теория и практика. Таллин, 1977; Лубовской В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. - Смоленск, 1994.

[10] Никашина И.А. Педагогическое изучение детей // Дефектология. 1972. №5.

[11] Егорова   Т.В.   Особенности   памяти   и   мышления   школьников, отстающих в развитии. - М., 1973. Дети с ЗПР. - М., 1984; Егорова Т.В. Исследовательские методики «Простые аналогии» при диагностики психического развития // Психологическая диагностика: ее проблемы м методы. М., 1975; Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

Литература

 

1. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. М., 1976.

2.Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР. - М., 1999.

3.Власова Т.А. и др. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. М., 1979. Вып. XIII.

4.Власова Т.А.,  Лубовской В.И.,  Цыпина Н.А.  Дети  с  задержкой психического развития. - М., 1984.

5.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей.//Дефектология.- 1975. -№6.

6.Выготский Л.С.  Основы дефектологии//Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1983. Т.5.

7.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 ч. М., 1982. Т.2.

8.Готовность к школьному обучению детей  с задержкой психического развития шестилетнего возраста. – М., 1989.

9.Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Повзнер. М.: Педагогика, 1971.

10.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского и др. М.Педагогика.- 1984.

11.Дияс Гонсалес Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6-7-летнего возраста. М., 1985.

12.Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития. М., 1977.

13.Егорова   Т.В.   Особенности   памяти   и   мышления   школьников, отстающих в развитии. - М., 1973. Дети с ЗПР. - М., 1984.

14.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции.// Дефектология. - 1975. -№4.

15.Карпова    С.И.,    Хорош    С.М.    Отношение    к    фонематической действительности дутей с ЗПР//Психологические исследования. - 1974. Вып.6.

16.Кудыкина Н.В. Дидактические игры и математические задания для 1 класса. Киев.: Рядянська школа.-1989.-142 с.

17.Кузнецова  Л.В.   Использование   игры   в  коррекционных  целях.// Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения. - М., 1981.

18.Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребенка с ЗПР к школе.// Изучение личности аномального ребенка. - М., 1977.

19.Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психологического развития к школьному обучению. М., 1986.

20.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

21.Лубовской В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. - Смоленск, 1994.

22.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990. №6.

23.Мачихина   В.Ф.,   Цыпина   Н.А.   Обучение   детей   с   задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.

24.Никамина   Н.А.   Педагогическое   изучение   детей   с   задержкой психического развития.// Дефектология. -1972.-№5.

25.Никашина И.А. Педагогическое изучение детей // Дефектология. 1972. №5.

26.Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе/ Под ред. Мачихиной В.Ф., Цыпиной Н.А. М.:Просвещение.-1992.-160 с.

27.Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1987.

28.Обучение и развитие детей с задержкой психического развития/Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. М.: Просвещение.-1981.-119 с.

29.Певзнер    М.С.    Клиническая    характеристика    детей    с    ЗПР.// Дефектология.-1972.-№3.

30.Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

31.Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: Народная асвета.-1990.-96с.

32.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:Народное образование.-1998.-256 с.

33.Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.

34.Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. М., 1994.

35.Слепович Е.С. Умственное воспитание детей с задержкой психического развития в процессе дидактической игры. Минск, 1986.

36.Слепович Е.С., Винникова Е.А. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития // Психологическая наука и общественная практика. ч. 2. Минск, 1993.

37.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.:Просвещение.-1987.-97 с.

38.Технические средства обучения в общеобразовательной школе/ Рах Г.И. и др. М.:Просвещение.-1993.-287 с.

39.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.:Новая школа.-1997.-352 с.

40.Ульяненкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.

41.Учителю о педагогической технике/ Поде ред. Рувинского Л.И. М.:Педагогика.-1987.-160 с.

42.Учить умению учиться/ Колот В.А. и др. Киев: Ряданска школа.-1987.-192 с.

 

Заказать курсовую