Пенсионный  возраст: его критерии, установление, дифференциация и корректировка (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

Веедение 3

Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения в России 6

1.1. Понятие пенсионного  обеспечения. 6

1.2. Развитие пенсионного обеспечения в России. 15

Глава 2. Понятие и критерии пенсионного возраста 37

2.1. Понятие пенсионного возраста. 37

2.2. Критерии установления пенсионного возраста и дифференциация в зависимости от назначения видов пенсии. 43

2.3. Назначение пенсии до пенсионного возраста. 51

Заключение 74

Список литературы. 80

Приложение 1 85

Введение

В любом социально ориентированном государстве, забота о  незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Актуальность темы обоснована тем, что одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное право на достойную старость.

Пенсионный возраст – это возраст, по достижению которого законодательством той или иной страны устанавливается пенсия по старости.

Сегодня обездоленные старики ностальгически вспоминают о пенсиях былых времен. Они были небольшими, но все же позволяли не только выжить, но и сделать накопления, помочь детям, внукам.

В течение десятилетий Пенсионный фонд нашей страны складывался из отчислений от заработной платы и эти отчисления использовались государством в качестве беспроцентного займа денежных средств у населения. За счет Пенсионного фонда были построены практически все крупнейшие промышленные  объекты страны. Возврат предприятиями "пенсионных" кредитов, да еще с процентами, обеспечивал регулярное пополнение фонда и выплату пенсий, способствовал формированию государственного бюджета.

За годы реформ принцип формирования средств фонда заменили на распределительный. Сегодня размер пенсий подавляющего большинства престарелых российских граждан в 1,5-2 раза меньше реального прожиточного минимума.

За последнее 10-13 лет пенсионное законодательство Российской Федерации пережило несколько этапов реформирования. Первый этап связан с принятием постсоветского пенсионного законодательства. В настоящее время, можно говорить о втором этапе развития пенсионного законодательства, когда на смену законам, принятым в переходное время, приходит обновленное пенсионное и трудовое законодательство.

 

В настоящее время, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 24.11.1995 - № 181-ФЗ (ред. 29.12.2004) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.

Наряду с названным законом в систему пенсионного законодательства входят Законы "Об основах обязательного социального страхования", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",  и иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Цель работы: проанализировать понятие пенсионного возраста: его критерии, установление, дифференциацию и корректировки.

В соответствии с целью необходимо выделить задачи:

  1. Дать понятие и общую характеристику пенсионного обеспечения в России;
  2. Изучить понятие и критерии пенсионного возраста;
  3. Исследовать особенности назначения и виды пенсий.

Методологическую базу исследования выпускной квалификационной работы являются труды российских ученых: Азаровой Е.Г., Батыгина К. С., Братчиковой Н.В., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Е.Н. Сидоренко, Мачульской Е.Е., Горбачевой Ж.А., Шкловец И. И др.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе дается общая характеристика пенсионного обеспечения в России: понятие и развитие законодательства.

Во второй главе дано понятие пенсионного возраста, критерии его установления и дифференциация в зависимости от назначения видов пенсии, а также рассмотрены условия назначения пенсии до пенсионного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что  в настоящее время пенсионное обеспечение -  это форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспечения  отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Пенсионное  обеспече­ние - это сфера, затрагиваю­щая интересы всех граждан любой страны. Его качест­венные и количественные характеристики свидетельству­ют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития обще­ства и государства. Структу­ра и функционирование пен­сионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Необходимость проведе­ния пенсионной реформы в Рос­сии определяется рядом объектив­ных факторов: изменением обще­ственного устройства (обусловлен­ного многообразием форм собст­венности, дерегулированием тру­довых отношений и т.д.), формиро­ванием рынка труда, удешевлени­ем рабочей силы, изменением де­мографической ситуации и ухуд­шением пропорций трудозанятого населения и пенсионеров.

Сложившаяся в стране в 90-е годы социально-экономическая ситуация предопределила необходимость совершенствования пенсионного законодательства одновременно в двух направлениях. Первое направление - внесение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, которые в основном были направлены на улучшение пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров. Второе направление - законодательное обеспечение пенсионной реформы, предусмотренной Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации в 1995 г. и предусматривающей существенное изменение параметров действующей пенсионной системы.

С 1990 г. по настоящее время в Российской Федерации было принято более 80 законов. В результате изменения отдельных норм действующего законодательства были значительно улучшены условия пенсионного обеспечения для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных катастроф; лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей; участников Великой Отечественной войны; работникам образования и медицинским работникам, а также некоторым другим категориям населения.

Пенсионный возраст – это возраст, по достижению которого законодательством той или иной страны устанавливается пенсия по старости.

Пенсии по старости - ежемесячные пожизненные выплаты, производимые гражданам, достигшим установленного в законе возраста, в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.

Возрастные стандарты, установленные в пенсионных системах других стран, в большинстве своем превышают 60 лет для мужчин и женщин. Разумеется, в каждой из них исторически сложились свои особенности пенсионного обеспечения, связанные с географическим, национальным и демографическим положением, административным устройством. Этот ряд можно продолжать сколь угодно долго, однако каждое новое уточнение в конечном счете отражает одну из составляющих агрегированного показателя - качества жизни. Именно с ним общество связывает представления о возрасте, за пределами которого продолжение работы нецелесообразно ни с экономической, ни с социальной стороны.

В настоящее время, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» который устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1. трудовая пенсия по старости; 2.  трудовая пенсия по инвалидности; 3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 10 Закона «О трудовых пенсиях» трудовые пенсии выплачиваются Мужчинам - по достижении 60 лет; женщинам - по достижении 55 лет.

Пенсия по старости выплачивается в полном размере независимо от занятости, за исключением долгосрочных пенсий.

Для возникновения права на пенсию требуется наличие общего трудового стажа не менее 5 лет. Иных условий (например, достижение пенсионного возраста в период работы) не требуется.

Размер пенсии определяется пропорционально имеющемуся фактическому общему трудовому стажу.

Досрочные пенсии (в отличие от неполных пенсий) назначаются при наличии полного общего трудового стажа по тем же правилам, что и полная пенсия в случаях, предусмотренных законом:

Существуют категории граждан,  которым назначаются пенсии на льготном основании: многодетные матери, а также матери, имеющие детей-инвалидов с детства, - назначается по достижении 50 лет; инвалиды ВОВ всех групп, а также инвалиды всех групп из числа военнослужащих, причиной инвалидности у которых стала военная травма, в том числе при прохождении службы по призыву,- назначается по достижении 55/50 лет (для мужчин/женщин); инвалиды I группы по зрению – назначается по достижении 50/45 лет; граждане, больные гипофизарным нанизмом (лиллипуты), и диспропорциональные карлики – назначается по достижении 45/40 лет.

Из проделанной работы видно, что пенсионное обеспечение в РФ являет собой довольно сложную и разветвленную систему.

Действующая в рамках обязательного пенсионного страхования система пенсионного обеспечения в связи с инвалидностью нуждается в совершенствовании. При внесении изменений в законодательство необходимо, прежде всего, учесть, что особенности страховой системы во многом определяются спецификой того события, на случай наступления которого осуществляется страхование. Между фактом достижения гражданином определенного возраста и возможным установлением ему инвалидности имеются принципиальные различия. Наступление старости как страхового случая обычно неизбежно, а закрепление в законе возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии, значительно упрощает страховую деятельность. Вероятность ухудшения здоровья гражданина и, как следствие, признания его инвалидом, зависит от множества факторов. В большей степени она индивидуализирована. Поэтому механизм пенсионного страхования на случай старости во многом неприменим к страхованию на случай инвалидности. Это в значительной степени относится и к накопительному элементу формирующейся пенсионной системы.

Следует более упростить нормы Закона о трудовых пенсиях, которые являются сложными по изложению, затрудняют уяснение правоприменителями их юридического содержания и ведут к возникновению различной правоприменительной практики.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. //Российская газета.   1993.  12 декабря.  № 237.
  2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Часть 1. // СЗ РФ. 1994.   № 32.  Ст. 3301.
  3. Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. (ред.22.08.2004)  №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ.  2001.  декабря.  - №52.  Ст. 4920.
  4. Федеральный закон РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 31.12.2002) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования //СЗ  РФ.   1996.   N 14.  Ст. 1401.
  5. Федеральный закон РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации //СЗ  РФ. 2001.   N 51.  Ст.  4831.
  6. Федеральный закон РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2001.  №51.  Ст. 4832.
  7. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 - № 181-ФЗ (ред. 29.12.2004) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//СЗ РФ . 1995. №48.  Ст. 4563.
  8. Федеральный закон  от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О ветеранах»// СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168
  9. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах социального обслуживания населения  в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872
  10. Закон РСФСР ЗАКОН РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 22.08.2004)  "О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
  11. Азарова Е.Г. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях».  М., 2003. – 689 с.
  12. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях» // Подготовлен для публикации в системах КонсультантПлюс. 11.02.2004
  13. Александрова Т. Годы и заботы.  М.: Политиздат, 1990. — 206 с.
  14. Антипьева Н.П. Новые условия государственного обеспечения по инвалидности.//Журнал российского права.  2004.  №2.
  15. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.
  16. Бахметова Г. Ш. Современные проблемы старения населения в России и Европейских странах/ Рост. гос. экон. ун-т; Иванкова Л. В.- Ростов н/Д, 2000.- 54 с.
  17. Беребина О.П. Характеристика состояния уровня пенсионного обеспечения в России на современном этапе// Юрист. 1999. №3. С.20-23
  18. Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий/Адвокат.  2002.  №№10-11.
  19. Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования// Право и экономика. 2002. N 6
  20. Вавилов А., Поманский А. Пенсионная реформа в России:анализ переходного процесса// Вопросы экономики. 1999. №2. С.103-118
  21. Васильев Г.В., Шилильчева С.А. История страхового дела в России.  М.: Пресс-сервис, 1997. — 252 с.
  22. Васин С. Демографические проблемы повышения пенсионного возраста// Современные проблемы пенсионной сферы: комментарий экономистов и демографов. М., 1997.
  23. Голенко Е. Н. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы; М.: Юриспруденция, 2002.- 170 с.
  24. Гордиенко Е. Н. Право социального обеспечения.- Ростов н/Д, 2002.- 25 с.
  25. Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита //Общественные науки и современность.  2000.  № 3.  С.16-32
  26. Заключение по вопросу правового регулирования Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Права человека в России. 8.12.2004
  27. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». - М.: Велби, 2003.
  28. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты// Государство и право. 1998. №3. С.2-27
  29. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.:Бек, 2001.-576 с.
  30. Золотухин Г.А.,  Копытов А.В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу и членов их семей. (2-е издание, дополненное и переработанное)// За права военнослужащих.- 2002
  31. Зубаров М. Пенсионная реформа: завтра можно опоздать// РГ. 2000. 10.10. С.1-2
  32. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации /Под ред. Е.Н. Сидоренко.  М.: Юрайт, 2003. – 656 с.
  33. Комментарий к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»/Под ред. Е.Н. Сидоренко.  М.: Юрайт, 2003
  34. Кривко С. Социальному обслуживанию населения – Особое внимание. // Социальное обеспечение.  2004.  № 2.  С.17-20.
  35. Куценко В. В. Пенсионное обеспечение в России: История, состояние, перспективы: Текст лекций.  Новосибирск, 1999. – 256 С.
  36. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. М.:Былина, 2000.-232 с.
  37. Маркова Н. Возможности совершенствования пенсионной системы// Российский экономический журнал. 1999. №12. С.38-46
  38. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие.- М.: Книжный мир, 2003.- 292 с.
  39. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 2001.- 293 с.
  40. Организация социального обеспечения: пенсионное обеспечение. М.:Мин-во социальной защиты населения. -1993.
  41. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, преспективы/ С.Н.Васин и др. СПб.: Норма. 1998.- 256 с.
  42. Право социального обеспечения Росси: Учебник /под ред. К.Н. Гусова.  М.: Проспект, 2004. – 321 с.
  43. Право социального обеспечения России: Учебник. /Под ред. Захаров М.Л.  М.: БЕК, 2002. – 311 с.
  44. Право социального обеспечения: Пособие для подготовки к экзамену/ Сост. А. В. Желудков. М.: Юрайт, 2000.- 208 с.
  45. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова.  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 480 с.
  46. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование.  Ростов-на-Дону: Экспериментальное бюро, 1997. — 352 с.
  47. Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М, 1974.
  48. Фрик О.В. О  применении законодательства при переходе прав на пенсионные накопления //Журнал российского права.  2004.  №1.
  49. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Фе­дерации: Учебн. пособие. Екатеринбург, 1996. Вып. I. С. 5.
  50. Шарин В.  Принципы современной социальной помощи. // Социальное обеспечение.  2003.  № 2.  С.2-8.
  51. Шкловец И. Досрочное оформление пенсии по старости //Финансовая газета. 2003.  №33.
  52. Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы// Человек и труд.   2002.   №6.

Заказать диплом