Пенсионное обеспечение в России (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Демографическая ситуация в России и Республике Марий Эл и ее влияние на социальную политику государства в области пенсионного обеспечения.. 7

1.1. Возрастная структура населения: неизбежность старения. 7

1.2. Демографическая ситуация в Республике Марий Эл. 13

1.3. Социальное положение пожилых граждан в Российской Федерации. 17

2. Пенсионное обеспечение в России.. 29

2.1. Понятие пенсионного обеспечения в России. 29

2.2. Развитие системы пенсионного обеспечения в СССР и ее современное состояние  32

2.3. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и Республики Марий Эл  45

2.4. Структура системы пенсионного обеспечения в Программе пенсионной реформы   58

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО совершенствованию программы пеНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 67

3.1. Совершенствование накопительной системы.. 68

3.2.  Формирование профсистем. 72

3.3. Предложения по совершенствованию Программы пенсионной реформы 1998 года  77

Заключение. 89

Список литературы.. 93

приложения.. 99

Введение

В начале третьего тысячелетия структура мирового сообщества не­уклонно изменяется в сторону увеличения численности пожилых людей, поэтому перед современной наукой возникла глобальная проблема оказа­ния помощи человеку, находящемуся на этапе жизни, приближенного к предельному биологическому возрасту. Это пока еще малоизученный аспект и он требует всесторонних исследований для поиска наиболее приемлемых, щадящих социальных, психологических и медицинских технологий, гармонично связанных с социальными мероприятиями государственной политики, гарантирующими оптимальное качество жизни пожилого человека.

Сегодня каждый четвертый-пятый житель России — пенсионер по возрасту. По данным ООН в 1950 году в мире было 214 млн. людей старше 60 лет; по прогнозам в 2000 году их уже будет 590 млн, а в 2025 году — 1100 млн, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз.[1]

В то же время высокая численность пенсионеров в России приводит к усилению их роли, в том числе и политической, в жизни общества. Своевременная выплата пенсий и их размер, предоставление социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности — те вопросы, от разрешения которых во многом зависит социальная обстановка в стране. Ведь устойчивое социальное развитие, о котором сегодня так много говорят, без создания благоприятных условий для жизни такого громадного числа пожилых людей просто невозможно.

Сегодня государственные структуры пытаются делать шаги в направлении социальной защиты пожилых людей.

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что в последние годы практически во всех экономически развитых странах в той или иной степени возникли трудности с поддержанием в стабильном состоянии пенсионного обеспечения населения. Многие из них столкнулись с необходимостью реформирования своих пенсионных систем. Причин здесь много, но, в первую очередь, следует отметить демографическую -негативные тенденции в изменении соотношения лиц трудоспособного и нетрудоспособного возраста.

Не обошли эти проблемы и Российскую Федерацию. 'Гак, с 1985 по 1993 год численность населения старших возрастных групп (от 65 лет) выросла на 18% и составила 16,7 млн. чел.

Число пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты, увеличилось за 1992-1996 годы на 2,6 млн человек (общее число лиц пенсионного возраста составляло в 1999 году 26% всего населения). За этот же период экономически активное население «уменьшилось, на 2,9 млн человек. Кроме того, это сокращение совпало с отказом от государственной политики полной занятости (сопровождавшим переход экономики к рыночным отношениям), что, в свою очередь, привело к еще большему сокращению числа занятых в экономике - на 7,8 млн человек (1991-1996 годы).

В результате в последнее десятилетие постепенно ухудшается соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров - стержневого показателя для пенсионной системы,  построенной на принципе "солидарности поколении", что делает существующую  пенсионную систему крайне неустойчивой. Так, по данным Госкомстата РФ, если в 1992 году  этот показатель составлял 2,02 человека, в 1994 году - 1,84, в 1996 - уже только 1,77.

В течение последнего десятилетия произошло изменение демографической структуры населения и на территории РМЭ. В Республи­ке Марий Эл сейчас проживает 134 тыс. пен­сионеров (20 % всего населе­ния).

Кризис пенсионных систем, развивающийся по многих странах мира, привлек внимание к вопросам создания "оптимальной" пенсионной системы и заставил пристальнее присмотреться к опыту функционирования пенсионных систем, построенных на различных принципах.

Реформа государственной пенсионной системы России первоначально предполагала полную замену распределительной системы пенсионного обеспечения на накопительную, Однако Постановлением от 20 мая 1998 года российское правительство одобрило программу реформы системы пенсионного обеспечения смешанного типа: обязательное государственное и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. В свою очередь, обязательное государственное пенсионное обеспечение будет состоять из двух частей:

государственного пенсионного обеспечения (по сути - социальная пенсия), финансируемого из средств федерального бюджета и охватывающею главным образом лиц, не сумевших в течение жизни заработать себе страховой пенсии;

государственного пенсионного страхования (государственные трудовые пенсии), также состоящего из двух частей (предполагается, что в долгосрочной перспективе вклад этих двух частей в величину пенсии будет одинаковым):

* условно-накопительной, финансируемой за счет текущих поступлений средств в Пенсионный фонд РФ, в которой размер пенсии будет назначаться с учетом размера и продолжительности пенсионных взносов работника;

* накопительной, в которой пенсионные выплаты будут зависеть только от размера пенсионных накоплений работника на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсий и ожидаемой продолжительности жизни застрахованного на момент его выхода на пенсию.

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса понятия, структуры пенсионного обеспечения, а также состояния и проблем пенсионного обеспечения,  реформированию пенсионной системы Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

- охарактеризовать демографическую ситуацию в России и в Республике Мари Эл и выявить ее влияние на особенности социальной политики государства в области пенсионного обеспечения;

- рассмотреть историю становления и развития пенсионной системы России;

- определить понятие, структуру пенсионного обеспечения в России;

- определить современное состояние и проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России;

- предложить мероприятия по совершенствованию реформирования системы пенсионного обеспечения в России.

Методологической основной явились работы таких авторов как В.Роик, Г.В.Васильев, З.А.Короткова, В.И.Наумов, И.А.Краснова, Г.В.Сулейманова, Б.Косырев, К.С.Батыгин, Г.С.Симоненко, Е.И.Родионова, А.А.Романов, Е.П.Фролова, Л.А.Егорова и др.

Практическая значимость. Проблемы общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми и одинокими людьми имеют исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Особая роль в этом принадлежит пенсионной реформе.

 


[1] Сосин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984. С.32; Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997. С.8.

Список литературы

  1. Конституция РФ. 1993// РГ.-12.12.1993
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
  3. ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"
  4. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Российская газета. — 1993. — №5. — С.2-3.
  5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №36-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год». // Российская газета. — 2000. — 6 января. — С.14.
  7. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. — 1995. — 4 августа. — С.4-5.
  8. Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
  9. Закон РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"

10.Указ Президента РФ от 8.02.2001 г. №135 «Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам»// РГ.-2001.-10.02.-С.3

11.Указ Президента РФ «О компенсационной выплате пенсионерам» от 15.04.2000// РГ.-2000.-18.04- С.3

12.Указ Президента РФ от 27 октября 1993года "О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни"

13.Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» // Российская газета. — 1996. — 1 июля. — С.1,6.

14.Постановление Правительства РФ о Положении «О лицензировании деятельности по социальному обслуживанию населения» от 7.12.2000//РГ.-2001.-16.01

15.Поста­новление Правительства Российской Федерации от 08.04.99 № 393 "О гаран­тированном обеспечении граждан жиз­ненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспе­чения граждан лекарственными сред­ствами"

16.Поста­новление Правительства Российской Федерации от 14.11.99 № 1254 "О поряд­ке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплат­ными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного сред­ства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изде­лий для инвалидов"

17.Приказ №297 от 28.07.99 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации»

18.План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг», утвержденном распоряжением Правительства от 26.07.2000 г. №1072-р .// РГ.-2000.-5.08

19.Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) от 27 декабря 1991 №2122-1

20.Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 ноября 1996 г. №367 «О мероприятиях по подготовке к переходу на индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования в Республике Марий Эл».

21. Аникеева Л.В. Осторожно: престарелые и инвалиды // Профсоюзы и экономика. — 1994. №2. С.82.

22.Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Слветского Союза: 1922-1991. М.-1993.-С.121-129

23.Артемова Е.А. Два пути к профисисмам// Социальная защита.-2000.-№3.-С.3-8

24.Александрова Т. Годы и заботы. — М.: Политиздат, 1990. — 206 с.

25.Антология социальной работы: В 5 т. Т.1,2. / Сост. М.В.Фирсов. — М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994.

26.Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576 с.

27.Быховский Н. О страховании инвалидности.// Вопросы страхования.-1924.-№12.-С.4-5

28.Бондаренко И.Н., Лазарева В.С. Принципы ООН и перспективы социальной защиты пожилых граждан России// Успехи геронтологии.-1999.-№3.-С.13-22

29.Батыгин К.С., Симоненко Г.С. Пособия по государственному социальному страхованию: Комментарий. — М.: Профиздат, 1987.

30.Беребина О.П. Характеристика состояния уровня пенсионного обеспечения в России на современном этапе// Юрист.-1999.-№3.-С.20-23

31.Бобков В.Н. Развитие социального страхования в Российской Федерации. // Общество и экономика. — 1995. — №9. — С.102-110.

32.Бобков В., Павлюченко В. Фонд социального страхования. Стратегия развития. // Охрана труда и социальное страхование. 1997. №5 (март). — С.40-44.

33.Васильев Г.В., Шилильчева С.А. История страхового дела в России. — М.: Пресс-сервис, 1997. — 252 с.

34.Васин С. Демографические проблемы повышения пенсионного возраста// Современные проблемы пенсионной сферы: комментарий экономистов и демографов. М.-1997.-С.13-17

35.Вавилов А., Поманский А. Пенсионная реформа в России:анализ переходного процесса// Вопросы экономики.-1999.-№2.-С.103-118

36.Вопросы социального страхования. / Марийское региональное отделение фонда социального страхования РФ. — Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 1996. — 15 с.

37.Водяной А.М., Рудаков П.Г. Система обслуживания престарелых // Промышленное и гражданское строительство. — 1992. — №7. — С.22-24.

38.Введенская Е.С., Кобзева Л.Ф., Введенская И.И., Толченова Б.А. Некоторые показатели здоровья пожилых по данным обращаемости за медицинской помощью/ Медицинские проблемы пожилых. Йошкар-Ола.-1999.-С.21-22

39.Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.-1988.-С.30

40.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980. — 103 с.

41.Иванов В., Суворов А. Какой быть новой социальной политике// НГ.-2000.-21.03.-С.15

42.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты// Государство и правою-1998.-№3.-С.2-27

43.Зубаров М. Какую пенсию выбирает молодое поколение: 5 принципов пенсионной реформы// РГ.-2001.-17.04.-С.3

44.Зубаров М. Пенсионная реформа: завтра можно опоздать// РГ.-2000.-10.10.-С.1-2

45.Калашников С.В. Пенсионная система должна быть трехуровневой// НГ.-2001.-10.-2.-С.1,3

46.Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российская газета. — 1995. — 23 августа. — С.5-6.

47.Короткова З.А., Наумов В.И. Социальное страхование и пенсионное обеспечение работников сельского хозяйства: Справочник. — М.: Агропромиздат, 1987. — 253 с.

48.Косырев Б. Пенсионное страхование как главный вид социального обеспечения. // Деньги и кредит. — 1996. — №6. — С.69-74.

49.Краснова И.А. Страховые фонды и финансово-кредитные отношения. — М.: Изд. центр СО «Анкил», 1993. — 77 с.

50.Кураков Л.П., Кашурпикова Г.Г., Владимирова М.П., Ефремов Л.Г. Управление социальное сферой. — М.: Пресс-сервис, 1997. — 404 с.

51.Ланцев М.С. Социальное обеспечение в СССР: экономический аспект М.-1976.

52.Ложкин Д. В год пожилых людей// Социальное обеспечение.-1999.-№10.-С.22-27

53.Луконин С. Накопительная система// Социальная защита.-2000.-№6.-С.3-9

54.Маркова Н. Возможности совершенствования пенсионной системы// Российский экономический эурнал.-1999.-№12.-С.38-46

55.Мировская А. Коварный коэффициент// Новое время.-2000.-№29.-С.18

56.Основы социальной работы. / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 368 с.

57.Организация социального обеспечения: пенсионное обеспечение. М.:Мин-во социальной защиты населения. -1993.

58.Павлюченко В. Требуются уточнения// Социальная защита.-1998.-№11-12

59. Пронина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. — М.: Экономика, 1990. — 124 с.

60.Пенсионная реформа в России: причины, содержание, преспективы/ С.Н.Васин и др. СПб.: Норма.-1998.- 256 с.

61.Реформирование социального страхования: Из программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. // Охрана труда и социальная защита. — 1997. — №8. — С.8-10.

62.Резник И. Экономная социальная реформа// Коммерсантъ.-2000.-21.06.С.29

63.Ржаницына Л. Нужна ли пенсионная реформа сегодня// Социальная защита.-1998.-№8.-С.12

64.Россет Э. Процесс старения населения. М.-1968

65.Роик В. Предпосылки формирования культуры социального страхования. // Человек и труд. — 1999. — №12. — С.55-59.

66.Роик В. Социальное страхование в России. Проблемы и пути их решения. // Страховое дело. — 1997. — №1. — С.12-18.

67.Роик В. Социальное страхование — составляющая социальной политики. // Человек и труд. — 1995. — №12. — С.54-58.

68.Роик В. Социальное страхование. Новая модель развития. // Охрана труда и социальное страхование. — 1997. — №2. — С.44-46.

69.Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И.Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 424 с.

70.Сосин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984. С.32; Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997. С.8.

71.Сонин М.Я. Развитие народонаселения. Экономический аспект. М.-1980.-С.55

72.Сафарова Г.Л. Демографические аспекты старения населения России// Успехи геронтологии.-1997.-Вып.1.-С.20-24

73.Сборник документов по Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированный) учете в системе государственного пенсионного страхования». — М., 1997. — 176 с.

74.Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. — Ростов-на-Дону: Экспериментальное бюро, 1997. — 352 с.

75.Социально-экономическое положение России. Январь-декабрь 1996. М.: Госкомстат РФ.-1997.-С.48

76.Теория и методика социальной работы. Ч.1. / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М.: Союз, 1994. — С.37.

77.Теория социальной работы. / Под ред. Е.И.Холостовой. — М.: Юристъ, 1998. — 334 с.

78.Тонких Л. Социальная защита: региональные программы // Социальное обеспечение. — 1996. — №4. — С.18-25.

79.Третий возраст. // Социальная защита. — 1996. — №2. — С.121, 133; 1997. —№2. — С.217-222.

80.Тучкова Э.Г. Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. — М.: Наука, 1988. — 176 с.

81.Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М.-1974.-С.223-224

82.Уровень жизни городского населения России и социальные проблемы реформ. М.-1995.

83.Щенникова Л. Трудовая деятельность пожилых людей и ее стимулирование// Население и социальное обеспечение. М.-1984.-С.72

84.Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т.1. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 214 с.

Заказать диплом