Плавание в ДОУ как фактор закаливания и укрепления здоровья детей (диплом 1)

Содержание

 

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования плавания как фактора закаливания и оздоровления ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в ДОУ   10

1.1. Влияние закаливания на организм человека. Закаливание и оздоровление дошкольников. 10

1.2. Оздоровительное плавание. 17

1.3. Плавание как фактор закаливания и оздоровления дошкольников. 25

Глава 2. Эмпирические исследования влияния плавания на физическое развитие и оздоровление дошкольников. 37

2.1. Организация и методы исследования. 37

2.2. Результаты педагогического эксперимента. 43

2.3. Внедрение занятий по плаванию в программу развивающих и оздоровительных мероприятий и анализ их эффективности. 46

Заключение. 82

Список литературы.. 86

Приложения.. 93


Введение

Актуальность дипломного исследования. Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского.

К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Рос­сийской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, на­блюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья де­тей, "во всех типах и видах учебных заведений реализуется такая дидак­тика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности".

Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффек­тивных средств их реализации.

Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих морфо-функциональное развитие, физический статус ре­бенка, уровень адаптации к окружающей среде, дееспособность.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее формиру­ются жизненно необходимые умения и навыки, он лучше приспосабли­вается к разнообразным воздействиям внешней среды.

Физическое и психическое здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарова­ний и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что раз­витие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппа­рата, движение способствует развитию всех областей головного мозга, влияет на развитие умственных способностей ребенка [2, 19, 28, 41]. Поэтому необходимы пути оптимизации работы в дошкольных учреждениях.

Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поскольку закаливание организма является важнейшим компонентом здорового образа жизни, необходимо с дошкольного возраста приобщать детей к закаливанию.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Особенностью движений является их выполнение в условиях водной среды, горизонтальное положение тела, различный характер выполняемых движений.

Большое оздоровительное, гигиеническое и лечебное воздействие плавания связаны с физическими и механическими свойствами водной среды.

Плавание эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы, способствует развитию органов дыхания. При плавании быстрее исправляются недостатки осанки.

К сожалению, большинство городских детей получают уроки плавания только в школьном возрасте: далеко не во всех детских садах есть свои бассейны, а если и есть, то чаще всего купания ограничиваются радостным визгом малышей в мелком «лягушатнике», без каких-либо серьезных занятий. А ведь специалисты в один голос утверждают, что лучше всего начинать обучение плаванию в детском саду! Ребятишки-дошкольники на лету схватывают все основные навыки, обретают свободу движений, и при этом искренне радуются собственным успехам.

Мало работ посвящено начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста (Н.А. Бутович [12], Н.Ж. Булгакова [14], Т.Н. Осокина [53], Е.А. Тимофеева [69] и др.).

Основные усилия ученых направлены на изучение техники спортивного плавания, отбор и многолетнюю подготовку юных пловцов (Н.Ж. Булгакова [15], А.В. Козлов [36],  А.Д. Котляров [42], Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов [60] и др.).

Недостаточно разработок, посвященных обучению плаванию в дошкольных учреждениях. В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной [52]. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы-педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.

Кроме того, недостаточно исследований, посвященных занятий плаванием как фактора оздоровления и закаливания в дошкольных учреждениях.  Именно поэтому тема: «Плавание в ДОУ как фактор закаливания и укрепления здоровья детей» является одной из актуальных проблем дошкольного воспитания.

Объектом исследования является - физическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методика закаливания и укрепления здоровья дошкольников с помощью плавания.

Целью дипломной работы является выявление влияния занятий по плаванию на организм дошкольников.

Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы являются:

  • Провести теоретический обзор литературы по проблеме закаливания дошкольников и оздоровления дошкольников, а также выявление особенностей плавания как фактора закаливания и укрепления здоровья в ДОУ
  • Провести обследование уровня здоровья и физического развития дошкольников, посещающих ДОУ;
  • Разработать и провести методику закаливания детей старшего дошкольного возраста с использованием занятий по плаванию.
  • Экспериментально обосновать эффективность использования разработанной методики физкультурно-оздоровительных мероприя­тий в режиме дня дошкольных учреждений.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что плавание является фактором закаливания и укрепления здоровья дошкольников, поэтому проведение методики закаливания с использованием занятий плаванием в дошкольном образовательном учреждении положительно повлияет на физическое развитие дошкольников и укрепит их здоровье.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- анализ состояния проблемы по данным научно-методической ли­тературы;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (метод контрольных испытаний);

- методы математической статистики.

Методики  исследования. Для определения уровня соматического здоровья мы использовали тесты, разработанные Г.А. Апанасенко. Они основаны на физиоло­гических закономерностях, которые позволяют оценить резервы энерге­тики у человека в состоянии покоя. Также был использован комплекс тестов для экспресс-оценки уровня раз­вития физических качеств.

Помимо комплексного тестирования, проводимого в эксперимен­тальных и контрольных группах нами проводился анализ заболеваемос­ти за период проведения эксперимента.

Достоверность различий по­лученных результатов оценивалась на основе критериев Стъюдента.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных педагогов и физиологов, которые значительное внимание уделяли проблеме оздоровления детей: А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, В.П. Зинченко, П.С. Лесграфт, Э.В. Ильенков, Ю.Ф. Змановский.  О регулярных  занятиях   плаванием, которые   положительно  влияют  на  закаливание детского организма отмечали такие авторы, как П.Ф. Лесгафт, Ю.Ф. Змановский, А.П. Матвеев, С.В. Никольская.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения № 1892, г. Москва с детьми  4-6 лет в количестве 81 человек (1 группа в количестве 27 человек (контрольная группа детей 5-6 лет, занимающиеся по обычной программе детского сада; 1 экспериментальная группа детей 4-5 лет в количестве 27 человек и 2 экспериментальная группа детей в возрасте 5-6 лет в количестве 27 человек, занимающиеся оздоровительной физической культурой и пла­ванием два раза в неделю).

Педагогическое исследование проводилось в 2011-2012 гг. В нем задачи решались поэтапно.

На первом этапе (сентябрь 2011 г.) был проведен анализ физиологи­ческой, психолого-педагогической научной и методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы на практике. Вырабатывалась гипотеза, определя­лись цель, задачи и методы исследования. Одновременно выявлялся уровень заболеваемости детей, посещающих ДОУ. На первом этапе обследовано детей старшего дошкольного возраста в количестве 81 человек.

На втором этапе (октябрь 2011 г.) отобраны и апроби­рованы методики исследования. Проведен констатирующий экспери­мент, основной задачей которого была разработка программы оздоро­вления детей старшего дошкольною возраста.

На третьем этапе (октябрь 2011 г. – апрель 2012 г.) на базе детского дошкольного уч­реждения №1982, г. Москва был проведен формирующий педагогический экспери­мент, в котором приняли участие 27 детей 5-6 лет и 27 детей 4-5 лет, занимающиеся плаванием. В качестве контрольной группы обследовались еще 27 детей 4-6 лет, посещавших данный детский сад, но не занимающихся плаванием.

Экспериментальные группы за­нимались по разработанной нами комплексной методике (с использова­нием комплекса физических упражнений, плавания. В этот период проводился сбор данных об эффективности предлагаемой экспериментальной методики.

Параллельный эксперимент, организованный по схеме идентичных групп и длившийся на протяжении 9 месяцев, позволил обосновать ха­рактер влияния комплекса оздоровительных мероприя­тий с использованием плавания на уровень здоровья детей, на ряд показателей физического развития и снижение уровня заболеваемости. Достоверность и обоснованность результатов исследования обес­печивалась соблюдением исходных методологических положений, при­менением методов исследования, адекватных цели и задачам работы, опытной проверкой гипотезы, достаточными длительностью экспери­мента и выборкой испытуемых, корректным применением методов ма­тематической статистики.

Практическая значимость заключается в том, что в работе собран большой практический материал, используемый как на занятиях по физической культуре, так и на других занятиях, а также в свободной деятельности ребенка-дошкольника.

Практическая значимость исследования заключается также в возмож­ности использования разработанной и экспериментально обоснованной автором методики оздоровления в условиях дошкольных учреждений. Ре­зультаты исследования и разработанные мероприятия могут быть исполь­зованными педагогами-практиками в процессе физического воспитания в ДОУ.

Новизна исследования состоит в том, что результаты исследования и разработанная методика могут быть внедрены в практику дошкольных учреждений.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список литературы

 

 

1.Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 2009. - 64 с.

2.Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительные технологии XXI века. / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

  1. Антропова М.В. Морфо-функциональные особенности детей дошкольного возраста // Морфофункциональное созревание основных физиологических систем орга­низма детей дошкольного возраста / М.В. Антропова, Н.А. Дубовицкая, М.М. Вольцова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 6-27.

4.Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 2009.- 156 с.

5.Афанасьев В.З. Экспериментальное обоснование специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук / В.З. Афанасьев. М.: ГЦО-ЛИФК, 2008. - 24 с.

6.Бальсевич В.К. Федеральная программа развития физической культуры и форматирования здорового образа жизни населения России / В.К. Бальсевич. М.: Комитет РФ по физической культуре, 2004. - С. 41-117.

7.Баранова В. Плавание как важнейшее средство оздоровления / В. Баранов, Л. Медведева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6. – С.46-48

8.Баринов А.Е. Избавляемся от простуды / А.Е. Баринов //Физ. культура в школе. - 2007. - №2. - С. 83-85.

9.Богина М. Сохранение и управление здоровья ребенка / М. Богина, М.Н. Рунова //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 58-61.

10. Большакова И.А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А. Большакова. - М.– АРКТИ, 2005. – 200 с.

11. Большакова И.А.Здоровье детей / И.А. Большакова. - Ижевск, 2003. – 130 с.

12. Бутович Н.А. Плавание. Учебное пособие для коллективов физической культуры (для занятий с начинающими) / Н.А. Бутович, О.И. Логунов. - М.: ФиС, 2011. - 191 с.

13. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П.П. Буцинская. – М.: Просвещение, 1990.- 222 с.

14. Булгакова Н.Ж. Игры на воде и под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 2010. - 60 с.

15. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2010.- 134 с.

16. Велитченко В.К. Как научить плавать / В.К. Велитченко. – М.: Терра-Спорт, 2011. – 65 с.

17. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного      возраста. – Киев: Здоров’я, 2009.- 112 с.

18. Воронцова И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. Рекомендации / И.М. Воронцова, Л.А. Беленький. - С.-Петербург, 1990. С. 27 // http://rmj.ru/articles_2618.htm

19. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие / И.М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 89 с.

20. Галеева О.Б. Оздоровительная тренировка женщин 18-28 лет, занимающихся гидроаэробикой: Автореф. Дисс.... канд. пед. наук. / О.Б. Галеева. - Омск, 1997. //http://www.dissercat.com

21. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика плавания. Лекция для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования / Л.Л. Головина. - М.: Союзспортобеспечение, 2010. – 167 с.

22. Гордон С.М. Техника спортивного плавания / С.М. Городон. - М.: ФиС. 1968. - 200 с. // http://eisberg.narod.ru/teoria7.htm

23. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2010. – 115 с.

24. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Доман, Л. Доман, Б. Хаги. - М.: Академия, 2008. - 329 с.

25. Закаливание детей. М., «Просвещение», 1967. // http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm

26. Закаливающие процедуры, лечебно-профилактичес­кие водные процедуры. М., «Медицина», 1981 // http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorov.htm

27. Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание - ве­дущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю.Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. - С.45-51. // http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorov.htm

28. Искусство быть здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 2012. – 120 с.

29. Иванова О.А. Гимнастика в воде / О.А. Иванова // РМЖ. - 2012. - № 1. – С.28.

30. Иванова О.А. Гидроаэробика / О.А. Иванова, Л.М. Дикаревич // Здоровье. – 2006. - № 5. - С. 42-43.

31. Картавых Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников / Л. Картавых, Л. Борисова // Дошкольное воспитание. -2006.- № 11.- С.21-24

32. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хулаева. – М.: Просвещение, 2008. - 271 с.

33. Козаковцева Т.С. Начальное обучение детей плаванию в детском саду / Т.С. Казаковцева //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 18-21.

34. Козаковцева Т.С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада с крытым плавательным бассейном //Методические рекомендации / Т.С. Казаковцева. - Киров, 2010. - 35 с.

35. Козаковцева Т.С. Обучение плаванию дошкольников / Т.С. Казаковцева //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 17-22.

36. Козлов А.В. Основы техники плавания: Учебное пособие / А.В. Козлов. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 36 с.

37. Козлов А.В. Технологи изучения отдельных параметров техники плавания: Учебное пособие / А.В. Козлов, В.И. Кебкало, Т.Г. Меньшуткина. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 34 с.

38. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студ. образовательных учреждений сред. проф. Образования / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2006. – 220 с.

39. Колгушкин А.Н. Основные принципы закалива­ния / А.Н. Колгушкин. - М.: ВАФ, 2010. – 89 с.

40. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды / А.Н. Колгушкин. - М.: ФиС, 1986. – 59 с. // http://www.rusmedserver.ru/child/domdocdeti/34.html

41. Косицкая Н.П. Искусство быть здоровым / Н.П. Косицкая. – Йошкар-Ола, 2012. – 97 с.

42. Котляров А.Д. Дифференцирование средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / А.Д. Котляров. - Омск, 1989. - 19 с. // rls.ru

43. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное воспитание. Форми­рование двигательного воображения и осмысленной моторики / В. Кудрявцев // До­школьное воспитание. - 2009. - № 3.- С. 31-32.

44. Купер К. Новая аэробика: Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов / Кеннет Купер; Сокр. пер. с англ. С. Шенкман. - М.: ФиС, 2007. - 125 с.

45. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. - М.: Медицина, 2010. - 159с.

46. Левин Г. Плавание для малышей / Г. Левин. – Й-Ола, 2012. – 74 с.

47. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.:Педагогика, 2010. - 320 с.

48. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.:АРКТИ, 2007.- 88 с.

49. Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв.редактор Л.Е. Курнешова - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 137 с.

50. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей: методическое пособие / Е.Ю. Мухортова. – М.: Физкультура и Спорт, 2008. – 150 с.

51. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. — СПб.: СПбУ, 2003. – 90 с.

52. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.

53. Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада – 3-е изд., дораб. и доп. / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2008. – 145с.

54. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники / Н.Г. Пищикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 190 с.

55. Понамарев В.П. Физиологическая характеристика плавания: Лекция. / В.П. Пономарев. — Л.: ГДОИФК, 2009. - 19 с.

56. Потапов В.П. Если хочешь быть здоров / В.П. Потапов, Л.И. Кошкарова.- Йо-Ола 2001. – 177 с.

57. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста / В.П. Празников.—Л.: Медицина, 2008. - 224 с.

58. Примерная программа по плаванию от 2 до 18 лет. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2009. – 120 с.

59. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / С.С. Прищепа. – М.: Сфера, 2009. – 108 с.

60. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 209 с.

61. Родниченко Н.Н. Влияние плавания на состоя­ние здоровья детей раннего возраста / Н.Н. Родниченко.— СПб.: Здоровье, 2007. – 106 с.

62. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11; 2000. - №1

63. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3 – 7 лет / М. Рунова. – М.: Просвещение, 2006. – 98 с.

64. Сальникова Е.А. Комплексное применение средств плавания и закаливания в физическом воспитании дошкольников. Дисс….канд.пед.наук / Е.А. Сальникова. - Краснодар, 2002. – 159 с. // http://www.dissercat.com

65. Саркизов-Серазини И. Берегите свое здоровье / И. Саркизов-Серазини. - М.: ФиС, 1962. // http://www.morz.h12.ru/articles/books.html

66. Саркизов-Серазини И.М. Закаливайте свой орга­низм / И. Саркизов-Серазини. - М.: ФиС, 1958. //  http://www.morz.h12.ru/articles/books.html

67. Смоленский В.М. Зарядка в воде / В.М. Смоленский // Спорт. Жизнь России. - 2010. -№ 6. - С. 13.

68. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.:Академия, 2001. - 368 с.

69. Тимофеева Е.А. Обучение плавания в д/с / Е.А. Тимофеева, Т.И. Осокина. - М.: Спарк, 2010. – 110 с.

70. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Андерсон, Л.А. Викс, Л.С. Жбанова и др.; Сост. Ю.Ф. Луури. – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.

71. Фирсов З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. - М.: ФиС, 2010. - 64 с.

72. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошколь­ного возраста / В.Г. Фролов, Т.П. Юрко. — М.: Дрофа, 2009. – 130 с.

73. Хорольская И.Р. Методика применения традиционных и нетрадиционных средств в процессе занятии плаванием: Автореферат дисс.. ..канд. пед. наук. -СП-б, 1997. // rls.ru

74. Черник Е.С. Дети дружат с водой / Е.С. Черник. - М.:ФиС, 2011. – 98 с.

75. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук. / Ю.К. Чернышенко. – М., 1998. - 50 с. // rls.ru

76. Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет…./ Б.В. Шаврыгин. —М.: Просвещение, 2009. – 149 с.

77. Шибалкина М.Г. Исследование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием. Автореф. дис.... канд. пед. наук. / М.Г. Шибалкина. - СПб, 1997. -25с. // rls.ru

78. Щепин О.П. Здоровье населения Российской Федерации: Исследовательские диагностические критерии ВОЗ / О.П. Щепин. - СПб., 2009. - 105 с.

79. Яковлева Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3 - 7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч. / Л.Е. Яковлева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 178 с.

Заказать диплом