Плавание в ДОУ как фактор закаливания и укрепления здоровья детей (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования плавания как фактора закаливания и оздоровления ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в ДОУ   9

1.1. Влияние закаливания на организм человека. Закаливание и оздоровление дошкольников. 9

1.2. Оздоровительное плавание. 16

1.3. Плавание как фактор закаливания и оздоровления дошкольников. 23

Глава 2. Эмпирические исследования влияния плавания на физическое развитие и оздоровление дошкольников. 35

2.1. Организация и методы исследования. 35

2.2. Результаты педагогического эксперимента. 40

2.3. Внедрение занятий по плаванию в программу развивающих и оздоровительных мероприятий и анализ их эффективности. 44

Заключение. 78

Список литературы.. 82

Приложения.. 86


Введение

Актуальность дипломного исследования. Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского.

К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Рос­сийской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, на­блюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья де­тей, "во всех типах и видах учебных заведений реализуется такая дидак­тика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности".

Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффек­тивных средств их реализации.

Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих морфо-функциональное развитие, физический статус ре­бенка, уровень адаптации к окружающей среде, дееспособность.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее формиру­ются жизненно необходимые умения и навыки, он лучше приспосабли­вается к разнообразным воздействиям внешней среды.

Физическое и психическое здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарова­ний и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что раз­витие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппа­рата, движение способствует развитию всех областей головного мозга, влияет на развитие умственных способностей ребенка [2, 19, 28]. Поэтому необходимы пути оптимизации работы в дошкольных учреждениях.

Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поскольку закаливание организма является важнейшим компонентом здорового образа жизни, необходимо с дошкольного возраста приобщать детей к закаливанию.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Особенностью движений является их выполнение в условиях водной среды, горизонтальное положение тела, различный характер выполняемых движений.

Большое оздоровительное, гигиеническое и лечебное воздействие плавания связаны с физическими и механическими свойствами водной среды.

Плавание эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы, способствует развитию органов дыхания. При плавании быстрее исправляются недостатки осанки.

К сожалению, большинство городских детей получают уроки плавания только в школьном возрасте: далеко не во всех детских садах есть свои бассейны, а если и есть, то чаще всего купания ограничиваются радостным визгом малышей в мелком «лягушатнике», без каких-либо серьезных занятий. А ведь специалисты в один голос утверждают, что лучше всего начинать обучение плаванию в детском саду! Ребятишки-дошкольники на лету схватывают все основные навыки, обретают свободу движений, и при этом искренне радуются собственным успехам.

Мало работ посвящено начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста (Н.Ж. Булгакова [7, 8], Т.Н. Осокина [33, 34], Е.А. Тимофеева [44] и др.).

Основные усилия ученых направлены на изучение техники спортивного плавания, отбор и многолетнюю подготовку юных пловцов (Н.Ж. Булгакова [7, 8], А.В. Козлов [22],  Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов [39] и др.).

Недостаточно разработок, посвященных обучению плаванию в дошкольных учреждениях. В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной [33]. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы-педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.

Кроме того, недостаточно исследований, посвященных занятий плаванием как фактора оздоровления и закаливания в дошкольных учреждениях.  Именно поэтому тема: «Плавание в ДОУ как фактор закаливания и укрепления здоровья детей» является одной из актуальных проблем дошкольного воспитания.

Объектом исследования является - физическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методика закаливания и укрепления здоровья дошкольников с помощью плавания.

Целью дипломной работы является выявление влияния занятий по плаванию на организм дошкольников.

Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы являются:

  • Провести теоретический обзор литературы по проблеме закаливания дошкольников и оздоровления дошкольников, а также выявление особенностей плавания как фактора закаливания и укрепления здоровья в ДОУ
  • Провести обследование уровня здоровья и физического развития дошкольников, посещающих ДОУ;
  • Разработать и провести методику закаливания детей старшего дошкольного возраста с использованием занятий по плаванию.
  • Экспериментально обосновать эффективность использования разработанной методики физкультурно-оздоровительных мероприя­тий в режиме дня дошкольных учреждений.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что плавание является фактором закаливания и укрепления здоровья дошкольников, поэтому проведение методики закаливания с использованием занятий плаванием в дошкольном образовательном учреждении положительно повлияет на физическое развитие дошкольников и укрепит их здоровье.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- анализ состояния проблемы по данным научно-методической ли­тературы;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (метод контрольных испытаний);

- методы математической обработки результатов.

Методики  исследования. Для определения уровня соматического здоровья мы использовали тесты, разработанные Г.А. Апанасенко [14]. Они основаны на физиоло­гических закономерностях, которые позволяют оценить резервы энерге­тики у человека в состоянии покоя. Также был использован комплекс тестов для экспресс-оценки уровня раз­вития физических качеств.

Помимо комплексного тестирования, проводимого в эксперимен­тальной и контрольной группах нами проводился анализ заболеваемос­ти за период проведения эксперимента.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных педагогов и физиологов, которые значительное внимание уделяли проблеме оздоровления детей: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина [1], М. Богина, М.Н. Рунова [5], И.М. Воротилкина[11], Л. Картавых, Л. Борисова [17], А.В. Кенеман, Д.В. Хулаева [18], Н.П. Косицкая [25], М.Д. Маханева [30], Б.В. Шаврыгин [47] и др. О регулярных  занятиях   плаванием, которые   положительно  влияют  на  закаливание детского организма отмечали такие авторы, как В. Баранов, Л. Медведева [4], И.А. Большакова [6], Т.С. Казаковцева [19, 20], Н.Г. Пищикова [35], Н.Н. Родниченко [40] и др.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения № 1892, г. Москва с детьми  5-6 лет в количестве 54 человек (контрольная группа детей 5-6 лет, занимающиеся по обычной программе детского сада в количестве 27 человек и  экспериментальная группа детей в возрасте 5-6 лет в количестве 27 человек, занимающиеся оздоровительной физической культурой и пла­ванием два раза в неделю).

Педагогическое исследование проводилось в 2011-2012 гг. В нем задачи решались поэтапно.

На первом этапе (сентябрь 2011 г.) был проведен анализ физиологи­ческой, психолого-педагогической научной и методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы на практике. Вырабатывалась гипотеза, определя­лись цель, задачи и методы исследования. Одновременно выявлялся уровень заболеваемости детей, посещающих ДОУ. На первом этапе обследовано детей старшего дошкольного возраста в количестве 54 человек.

На втором этапе (октябрь 2011 г.) отобраны и апроби­рованы методики исследования. Проведен констатирующий экспери­мент, основной задачей которого была разработка программы оздоро­вления детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе (октябрь 2011 г. – апрель 2012 г.) на базе детского дошкольного уч­реждения №1982, г. Москва был проведен формирующий педагогический экспери­мент, в котором приняли участие 27 детей 5-6, занимающиеся плаванием. В качестве контрольной группы обследовались еще 27 детей 5-6 лет, посещавших данный детский сад, но не занимающихся плаванием.

Экспериментальная группа за­нималась по разработанной нами комплексной методике (с использова­нием комплекса физических упражнений, плавания). В этот период проводился сбор данных об эффективности предлагаемой экспериментальной методики.

Параллельный эксперимент, организованный по схеме идентичных групп и длившийся на протяжении 9 месяцев, позволил обосновать ха­рактер влияния комплекса оздоровительных мероприя­тий с использованием плавания на уровень здоровья детей, на ряд показателей физического развития и снижение уровня заболеваемости. Достоверность и обоснованность результатов исследования обес­печивалась соблюдением исходных методологических положений, при­менением методов исследования, адекватных цели и задачам работы, опытной проверкой гипотезы, достаточными длительностью экспери­мента и выборкой испытуемых, корректным применением методов ма­тематических расчетов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Список литературы

 

1.Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительные технологии XXI века. / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

2.Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 2009.- 156 с.

3.Афанасьев В.З. Экспериментальное обоснование специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук / В.З. Афанасьев. М.: ГЦО-ЛИФК, 2008. - 24 с.

4.Баранова В. Плавание как важнейшее средство оздоровления / В. Баранов, Л. Медведева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6. – С.46-48

5.Богина М. Сохранение и управление здоровья ребенка / М. Богина, М.Н. Рунова //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 58-61.

  1. Большакова И.А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А. Большакова. - М.– АРКТИ, 2005. – 200 с.

7.Булгакова Н.Ж. Игры на воде и под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 2010. - 60 с.

8.Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2010.- 134 с.

  1. Велитченко В.К. Как научить плавать / В.К. Велитченко. – М.: Терра-Спорт, 2011. – 65 с.

10. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного      возраста. – Киев: Здоров’я, 2009.- 112 с.

11. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие / И.М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 89 с.

12. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика плавания. Лекция для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования / Л.Л. Головина. - М.: Союзспортобеспечение, 2010. – 167 с.

13. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2010. – 115 с.

14. Искусство быть здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 2012. – 120 с.

15. Иванова О.А. Гимнастика в воде / О.А. Иванова // РМЖ. - 2012. - № 1. – С.28.

16. Иванова О.А. Гидроаэробика / О.А. Иванова, Л.М. Дикаревич // Здоровье. – 2006. - № 5. - С. 42-43.

17. Картавых Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников / Л. Картавых, Л. Борисова // Дошкольное воспитание. -2006.- № 11.- С.21-24

18. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хулаева. – М.: Просвещение, 2008. - 271 с.

19. Козаковцева Т.С. Начальное обучение детей плаванию в детском саду / Т.С. Казаковцева //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 18-21.

20. Козаковцева Т.С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада с крытым плавательным бассейном //Методические рекомендации / Т.С. Казаковцева. - Киров, 2010. - 35 с.

21. Козаковцева Т.С. Обучение плаванию дошкольников / Т.С. Казаковцева //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 17-22.

22. Козлов А.В. Основы техники плавания: Учебное пособие / А.В. Козлов. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 36 с.

23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студ. образовательных учреждений сред. проф. Образования / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2006. – 220 с.

24. Колгушкин А.Н. Основные принципы закалива­ния / А.Н. Колгушкин. - М.: ВАФ, 2010. – 89 с.

25. Косицкая Н.П. Искусство быть здоровым / Н.П. Косицкая. – Йошкар-Ола, 2012. – 97 с.

26. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное воспитание. Форми­рование двигательного воображения и осмысленной моторики / В. Кудрявцев // До­школьное воспитание. - 2009. - № 3.- С. 31-32.

27. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. - М.: Медицина, 2010. - 159с.

28. Левин Г. Плавание для малышей / Г. Левин. – Й-Ола, 2012. – 74 с.

29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.:Педагогика, 2010. - 320 с.

30. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.:АРКТИ, 2007.- 88 с.

31. Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв.редактор Л.Е. Курнешова - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 137 с.

32. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей: методическое пособие / Е.Ю. Мухортова. – М.: Физкультура и Спорт, 2008. – 150 с.

33. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.

34. Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада – 3-е изд., дораб. и доп. / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2008. – 145с.

35. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники / Н.Г. Пищикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 190 с.

36. Понамарев В.П. Физиологическая характеристика плавания: Лекция. / В.П. Пономарев. — Л.: ГДОИФК, 2009. - 19 с.

37. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста / В.П. Празников.—Л.: Медицина, 2008. - 224 с.

38. Примерная программа по плаванию от 2 до 18 лет. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2009. – 120 с.

39. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 209 с.

40. Родниченко Н.Н. Влияние плавания на состоя­ние здоровья детей раннего возраста / Н.Н. Родниченко.— СПб.: Здоровье, 2007. – 106 с.

41. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3 – 7 лет / М. Рунова. – М.: Просвещение, 2006. – 98 с.

42. Смоленский В.М. Зарядка в воде / В.М. Смоленский // Спорт. Жизнь России. - 2010. -№ 6. - С. 13.

43. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.:Академия, 2001. - 368 с.

44. Тимофеева Е.А. Обучение плавания в д/с / Е.А. Тимофеева, Т.И. Осокина. - М.: Спарк, 2010. – 110 с.

45. Фирсов З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. - М.: ФиС, 2010. - 64 с.

46. Черник Е.С. Дети дружат с водой / Е.С. Черник. - М.:ФиС, 2011. – 98 с.

47. Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет…./ Б.В. Шаврыгин. —М.: Просвещение, 2009. – 149 с.

Заказать диплом