Подготовка школьного психолога к инновационной деятельности (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................

1.1. Понятие, сущность и структура инновационной педагогической деятельности в трудах отечественных и зарубежных авторов..................................................

1.2. Особенности деятельности школьного психолога..................................

1.3. Подготовка педагога-психолога к инновационной деятельности...........

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................................................

2.1. Диагностика готовности к инновационной деятельности.......................

2.2. Мероприятия по развитию способностей психологов к инновационной деятельности.........................................................................................................................

2.3. Анализ эффективности Программы подготовки школьного психолога к инновационной деятельности.........................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для демократизации и гуманизации школы, для обновления системы управления образованием. Пришел в действие механизм саморазвития школы, выявилось. что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности, которая нашла свое отражение в создании школ нового типа. В разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту.

Психолог-педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют от психолога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. В этой связи обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности школьного психолога и современными потребностями школы и общества в работниках с творческим, научно-педагогическим мышлением.

Актуальность исследования. В настоящее время развивается новая область научного знания - педагогическая инноватика. Изменения в содержанки и организаций деятельности школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке школьного психолога. Однако этот процесс в настоящее время носит стихийный характер, что в значительной степени объясняется отсутствием научных исследований и рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности учителя.

Инновационная деятельность в сфере образования имеет достаточно ши­рокий спектр конкретных областей и конкретных предметов своего прило­жения. Она направлена на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких об­разовательных технологий, учебников и учебного оборудования; развитие за­конодательства и нормативной базы; формирование нового типа или усовер­шенствование образовательного менеджмента, новых научно-образовательных структур и организационных форм в системе образования, улучшение образовательных услуг, повышение профессионального уровня профеесорско-преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений, национальной системы образования в целом и выпускников.

К тому же образование инновационного типа по своей сути является системообразующим, интегрирующим учебный процесс и научный поиск. Оно предполагает не только использование в учебном процессе новых научных зна­ний (что само собой разумеется), но, самое главное, включает сам творческий поиск в образовательный инновационный процесс. Это напоминает знаменитую формулу: «Исследую, обучая; обучаю, исследуя».

Во второй половине 80-х годов возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса и педагогической инноватики, дающие основания для анализа становления и развития проблемы инновационной деятельности учителя. Общие и специфические особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности исследуются в 60-80-х гг. в трудах Ф.Н.Гоноболина[1] С.М. Годника,[2] В.И.Загвязинского,[3] В.А.Кан-Калика,[4] А.Е.Кондратенкова, Н.Б.Кузьминой,[5] Ю.И.Кулюткина,[6] А.К.Марковой,[7] Н.Д.Иикандрова,[8] Я.А.Пономарева,[9] В.А.Слаетенина,[10] Г.С.Сухобской, Л.М.Фридмана, Д.Ф.Черниловского, Л.Филатова,[11] А.М.Щербакова[12] и др.

В новых исследованиях инновационных процессов в образовании выдвигается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой педагогической деятельности учителя (критерии оценки нового, традиции и инновации, специфика инновационного цикла, отношение учителя к инновациям и др.). Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К.Ангеловски, Н.В.Горбуновой,[13] М.В.Кларина,[14] В.Я.Ляудис,[15] М.М. Поташника,[16] С.Д. Полякова,[17] Н. Сорокиной, П.Сидорова,[18] Т.И. Шамовой,[19] В.Шукшунова,[20] О.Г.Хомерики,[21] Н.Р.Юсуфбековой[22] и др.

В настоящее время в России ведется интенсивная работа по подготовке к реформированию системы образования.

Рабочими группами, созданными Минобразования России, разработан солидный пакет документов, который после утверждения Правительством Российской Федерации составит нормативную базу для реформирования образования в течение 10 лет. Подобного рода аккумуляция интеллекта, знаний, опыта ученых, педагогов, представителей различных общественных орга­низаций в целях проведения образовательной реформы является бесспорной новацией: впервые основную роль в разработке распорядительных прави­тельственных документов играют не одни лишь чиновники, но и действующие ученые, педагоги, деятели науки и образования, культуры и искусства.

Следует заметить, что Минобразования России, Ассоциация «Технопарк», многие вузы уже накопили немалый опыт инновационной деятельности, особенно в научно-технической области. Теперь назрела необходимость охватить такой деятельностью все образовательное пространство, опираясь на этот опыт, действуя системно и масштабно.

Объектом исследования является подготовка школьного психолога к инновационной деятельности.

Предметом исследования является процесс подготовки школьного психолога к инновационной деятельности.

Целью дипломной работы является исследование вопроса подготовки школьного психолога к инновационной деятельности.

В связи с этим задачами дипломной работы стали:

n   изучить разработанность проблемы инновационной деятельности в системе образования;

n    изучить содержание и структуру инновационной деятельности педагогов и психологов в системе современного образования;

n   провести диагностические исследования способности школьных психологов к инновационной деятельности;

n    разработать и апробировать мероприятия по развитию стиля деятельности, необходимого для инновационной подготовки школьного психолога.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведя диагностические исследования готовности к инновационной деятельности студентов, будущих педагогов-психологов, можно сформировать комплекс мероприятий, который позволит развить у них индивидуальный стиль деятельности как условие инновационной подготовки к работе в школе в качестве психологов.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов, и психологов.

Теоретическую основу исследования составляет теория «стратегии  инновационного обучения», основанная на творчестве и новаторстве, разработанная В.Я. Ляудис.

Опытно-экспериментальная база исследования - студенты 5 курса МГПИ им. Н. Крупской, РМЭ, факультета педагогик и психологии детства, в количестве 30 человек.

В ходе исследования использовались различные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике и социологии;

n    наблюдение и тестирование испытуемых;

n   опытно-экспериментальная работа.

Методиками исследования стали: методика изучения креативности (тест Т.Торранса); карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя (психолога) к инновационной деятельности (методика В.А. Сластенина -Л.С. -Подымовой); методика самоанализа инновационной деятельности (методика В.А. Сластенина); самооценка компетентности (модифицированный вариант В. И. Андреева).

Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы, которая требует создания и внедрения нововведений при исследовании вопросов, не изучавшихся или изучавшихся в незначительной степени в нашей педагогике: зависимость распространения новшеств от особенностей среды, закономерности восприятия новшеств учителями, технология инновационной подготовки, снятие психологических барьеров и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки будущих педагогов-психологов к инновационной деятельности в школе, кроме того представленный материал может оказать помощь в преодолении фрагментарности данных об инновационных разработках в сфере учебного процесса в педагогическом вузе, выработке целостных теоретических представлений о тенденциях подготовки педагога-психолога к инновационной деятельности.

 


[1] Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе- - М-, 1965

[2] Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. - Воронеж. 1992

[3] Загвязинский В.И. Инновационные процессы Б образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень. 1990; Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. -М-,19У2; Загвязинский В.И,. Гильманов С.А. Творчество Б управлении школой. - М.; 1991. Загвязинский В И. Учитель как исследователь. - М.. 1980.

[4] Кан-Калик Б.А Педагогическая деятельность как творческий процесс: Авторе-ф-дисс... докт. пел. наук- - Л; 1985

[5] Кузьмина Н.В. Способности, озаренность- талант учителя. - Л.. 1985

[6] Кулюткин Ю К Психологические проблемы образования взрослых// Вопросы психологии. -1989, № 2-

[7] Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

[8] Методические рекомендации по разработке вопросов изучения и обобщения педагогического опыта в современных условиях. -М.-, 1983.

[9] Пономарев Я. А К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения)» в условиях творческих задач // Проблемы принятия решения- - М- 1976; Пономарев Я..А. Психология творчества. - М.. 1976

[10] Сластенин В,А Учитель и время // Советская педагогика- - 1990. - №9; Сластенин В.А.. Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. - 1990. -№10.

[11] Черниговский Д.В.. Филатов А,К- Инновационные подходы к организации обучению// Специалист.-1997.- № 5.-С. 26-29

[12] Структура инновационного процесса. - М. - 1981.

[13] Ангеловски К. Учителя и инновации -М -. 1991.

[14] Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994: Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Автореф.дисс... докт.пед.наук. -М.- 1994.

[15] Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М-. 1992; Ляудис В.Я, Инновационное обучение стратегия и практика. - М. - 1994

[16] Поташик М.М., Хомерики О.Г. Структуры инновационного пронесся в образовательном учреждении // Магистр. - 1994. - №5.

[17] Поляков СД. В поисках педагогической инноватики.  - М. - 1993.

[18] Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения// Высшее образование в России.- 2001.- №1. - C.116-119

[19] Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюло Г.М. Инновационные процессы в шкоде как содержательно-организационная основа механизма ее развития. - М. - 1993.

[20] Шукшунов В. Инновационная деятельность в российском образовании// Высшее образование в России. -2001. - №5. - C. 19-24

[21] Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М. - 1994.

[22] Юсуфбекова  Н.Р. Педагогическая инноватика  как теория инновационных процессов в системе образования. Научный и передовой опыт  в области педагогики  и народного образования. - Вып. 3. - М. - 1990

Список литературы

  1. Ангеловски К Учителя и инновации. - М., 1991.-140 с.
  2. Арламов АА Условия и критерии эффективности внедрения достижений пе­дагогической науки в школьную практику: Автореф.дисс... канд.пед. наук. - М., 1985.- 190 с.
  3. Батищев Г.С Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л.Рубинштейна // Вопросы философии, 1989. - № 4.-С.43-46
  4. Бессараб ГД Инновационные формы организации урока. Из опыта работы учителя физики. - СПб, 1991.- 67 с.
    1. Библер В.С Мышление как творчество. - М.: Наука.- 1975.-113 с.
  5. Богоявленская ДБ. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Пси­хологическая служба вуза: принципы, опыт работы. - М.: Педагогика.- 1993.- 246 с.
  6. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. -1989. -№12.
  7. Ващенко В. Инновационность и иннова­ционное образование // Alma mater. -2000-№ 6.-С. 23-25.
  8. Взятышев. В.Ф., Романкова А.И. Соци­альные технологии в образовании. // Высшее образование в России. - 1998. -№ 1.-С. 28-38.

10.Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика. - Минск, 1995.- 112 с.

11.Воронина Т., О. Молчанова, А.Абрамешин. Высшее образование в России // Управление инновациями в сфере образования  2001 № 6 стр. 3-12

12.Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. - Воронеж, 1992.- 112 с.

13.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М.: Педагогика.- 1965.-189 с.

14.Грановская P.M., Крижанская Ю.С, Творчество и преодоление стереотипов. -СПб, 1993.- 178 с.

15.Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития орга­низаций // Нововведения в организациях. - М., 1983.- 198 с.

16.Дудченко В.С. Динамика ситуационных структур в инновационных процес­сах. - М.,1982.- 103 с.

17.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогичес­кая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990. – 102 с.

18.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. -М.,1982.- 156 с.

19.Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.- 145 с.

20.Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. - М., 1991.- 179 с.

21.Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. - Нижний Новгород, 1993.- 290 с.

22.Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной// Высшее образова­ние в России.- 2000. - № 1. - С 64-69.

23.Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование. 2000. - Ч. 1,2.-М., 2000.- 240 с.

24.Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. - 1993. -№6.- С.12-16

25.Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы, опыт, решения. - Псков, 1992.- 98 с.

26.Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Педагогика.- 1994.- 280 с.

27.Инновационные учебные заведения в России: Инф.-справ, пособие в помощь руководителям школ. - М., 1992.- 87 с.

28.Инновационный потенциал современного учителя. - СПб, 1995.-190 с.

29.Кан-Калик В.А Педагогическая деятельность как творческий процесс: Авторе-ф.дисс... докт.пед.наук. - Л., 1985.- 19 с.

30.Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д Педагогическое творчество. - М.: Дрофа.- 1990.- 256 с.

31.Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дисс...-канд.пед.наук - Минск, 1994.- 22 с.

32.Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зару­бежной педагогике; Автореф.дисс... докт.пед.наук. - М., 1994.- 21 с.

33.Колесников Н.А., Эйдельбнант В.И. Адаптация профессионального образования в рыночных условиях// Специалист.-1997.- № 5.- С.2 - 8

34.Коростылева Л.А, Советова О.С Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - СПб, 1995.- 230 с.

35.Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, ди­агностика, условия формирования и развития. - М, 1991.- 158 с.

36.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.-97 с.

37.Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых// Вопро­сы психологии. - 1989, № 2.-С.28-34

38.Лазарев В.С, Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. -М.:Педагогика.- 1993.- 180 с.

39.Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М.: Педагогика.- 1992.-118 с.

40.Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Педагогика.- 1993.-234 с.

41.Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Дисс... канд.психоднаук - М., 1994.- 25 с.

42.Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной дея­тельности // Советская педагогика. - 1991. - № 10.- С.43-47

43.Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина. Г.С. Сухобской. - М., 1990.- 240 с.

44.Огарков Н.М., Савельев Л.Д. Проблемы непрерывного профессионального обра­зования: гуманизация, инновации,уп­равление. - М., 1999.- 286 с.

45.Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. - 1988. - № 1.-С.45-49

46.Поляков СД. В поисках педагогической инноватики - М., 1993.- 112 с.

47.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Педагогика.- 1987.-290 с.

48.Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в об­разовательном учреждении // Магистр. - 1994. - № 5.-С. 32-37

49.Савельев А. Инновационное образование и научные школы.//Alma mater. 2000. -№5.'-С. 15-18.

50.Савельев А.Д. Интеллектуальные систе­мы управления наукой и научно-образо­вательным потенциалом: Обзор. Ин-форм.// НИИВО; вып. 1. - М., 1993.-С.112-117

51.Сидоров П. От антикризисных мер - к инновационным стратегиям// Высшее образование в России.-2001.- № 1.- С.24-29

52.Сластенин В.А Формирование профессиональной культуры учителя - М., 1993.- 180 с.

53.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельностб. М.:Магистр.-1997.-224 с.

54.Слободчиков В.14. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психо­логия развития человека. — М., 2000.- 220 с.

55.Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения, // Высшее образование в России.-2001.- № 1.- С.116-119

56.Структура инновационного процесса. - М., 1981.- 187 с.

57.Ушакова М. На пути к обучающемуся об­ществу // Alma mater. 2000 № 4. -С.9-15.

58.Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. - 1993. - № 2.- С.13-18

59.Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А. В. Развитие школы как иннова­ционный процесс. - М., 1994.- 250 с.

60.Черниловский Д.В., Филатов А.К. Инновационные подходы к организации обучения// Специалист/-1997.- № 5.- С. 26-29

61.Шукшунов В. Инновационная деятельность в российском образовании// Высшее образование в России .-2001.- № 5.- С. 19-24

62.Шукшунов В.Е., Взятышев. В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели.- М., 1996.- 92 с.

63.Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разра­ботки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991.- 114 с.

Заказать диплом