Подвижные игры как средство формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Закономерности формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.. 8

1.1.Особенности общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте…………... 8

1.2.Формирование взаимоотношений в игре. 17

1.3.Пути формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. 23

1.4. Подвижная  игра  как  средство  формирования детских взаимоотношений  33

Глава 2. Методика формирования взаимоотношений в подвижной игре в старшем дошкольном возрасте. 47

2.1. Выявление особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками……………………………………    47

2.2. Воспитательная работа по формированию дружеских взаимоотношений в ходе подвижных игр в группе старших дошкольников. 57

2.3. Анализ результатов воспитательной работы.. 63

заключение. 68

Литература.. 72

Приложения.. 76

Введение

 

Актуальность исследования. В последние годы среди проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых-психологов, одно из первых мест стала занимать проблема личности. Уточняется определение личности, этого слож­нейшего образования, ее структуры и входящих в нее элементов, все более глубоко освещаются аспекты, связанные с развитием личности.

Ни в малейшей степени не умаляя большой перспективности всех исследований и четко просматривая наличие теснейшей взаимосвязи между ними, а также взаимодополняемости получаемых результатов, в настоящее время необходимо обратить специальное внимание на целе­направленное и последовательное развитие вширь и вглубь еще одно­го направления в исследовании психологии личности и факторов, обуславливающих ее формирование, а именно на теоретическую, эк­спериментальную и методологическую разработку проблем личности и общения во взаимосвязи их друг с другом.

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровне­вом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с тру­дом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживают­ся все психические характеристики человека, выступающего в качес­тве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвую­щую в нем личность.

Одной из основных задач народного образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народ­ного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрастем.

Особенно актуальным является изучение вопроса взаимодействия дошкольников и формирование дружеских взаимоотношений.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский[11] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В период дошкольного детства  ребенка сопровождают различные виды игр и среди них игры, связанные с активными движениями – подвижные игры.

Наиболее продуктивными в формировании дружеских взаимоотношений являются игры с правилами, в частности, подвижные игры дошкольников. Кроме того, подвижные игры — эмоциональное средство физичес­кого воспитания, а, следовательно, и путь к сохранению и укреплению здоровья.

В последние годы стали популярными соревнования по подвижным играм. Они способствуют массовому привлечению детей к занятиям физической культурой и активному отдыху. Велика роль подвижных игр и в увеличении двигательной активности детей в течение дня. В процессе подвижных игр осуществляется трени­ровка отдельных видов движений при условии выпол­нения правил игры.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе проведения подвижных игр все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли подвижных игр на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[56], Запорожец А.В.,[] Усова А.П.[49], Жуковская Р.И.[17;18], Менджерицкая Д.В.[36] и многие другие. Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М.[23], Воротикиной И., Волковой В.А.[8], Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М.,[46] Шебеко В.Н., Фролова К.Г.[54], Семеновой Л.М.[47] и др.

Объектом исследования являются дружеские взаимоотношения дошкольников.

Предметом исследования – процесс использования подвижных игр для формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что подвижные игры, подобранные в определенной системе, позволяют эффективно влиять на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.

Целью данной работы является изучение влияния подвижных игр на  формирование детских взаимоотношений.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме взаимоотношений и общения детей 6-7 лет.
  2. Разработать и апробировать программу по использованию подвижных игр для формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
  3. Выявить динамику развития взаимоотношений детей 6-7 лет.

Методами исследования является:

n   изучение литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

n   приемы психодиагностики.

Методиками исследования стали:

методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская[35]) по изучению самооценки ребенка;

методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская[35]) по исследованию эмоциональной отзывчивости ребенка по отношению к сверстникам;

исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников методом социометрии (модификация М.А.Панфиловой[46]);

методика «Несуществующие животные» для исследования эмоциональной и личностной сферы дошкольников и ее влияния на взаимоотношения в группе (проективная методика).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада №30 г. Пыть-Ях Тюменской обл., с воспитанниками подготовительной группы в количестве 20 человек.

Кроме того, для сравнения результатов и выявления эффективности Программы по использованию подвижных игр для формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников, были проведены диагностические исследования еще в одной группе старших дошкольников (контрольная группа) в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время мало практических исследований по формированию дружеских взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста, в основном разработки касаются роли игры в совместной трудовой и познавательной деятельности, поэтому представленная разработка является первоначальным вкладом в данной области исследований.

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрена  проблема формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр. Проведя теоретические и диагностические исследования и в соответствии с поставленными в дипломной работе задачами, мы пришли к следующим выводам.

1. Одной из центральных задач социальной психологии в области изучения общения является выяснение его роли на формирование и развитие личности. Анализ литературы данного направления свидетельствует, что при всей значимости имеющихся исследований, в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с познанием взаимодействия в общении и его влияния на развитие личности.

2. Важнейшим фактором, обуславливающим возникновение симпатий, является совместная деятельность, значимая обязательно для обеих сторон.

В ходе взаимодействия между людьми одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменений его поведения, и построение своего собственного поведения.

3. Наблюдающийся в настоящее время повышенный интерес к проблеме общения не случаен. Круг лиц, испытывающих потребность в совершенствовании коммуникативных навыков, постоянно увеличивается. К таким лицам относятся и дети, которые испытывают трудности общения и взаимодействия в детском коллективе.

4. Ребенка привлекает в сверстнике возможность свободно себя вести и быть максимально инициативным, т.е. в нормальных условиях общение со сверстниками строится на основе раскованного широкого поиска, позволяющего детям проявлять творческую силу, инициативу, самостоятельность и порождающего в силу удовлетворения большого круга потребностей, яркое эмоциональное переживание.

5. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Повторяясь каждый раз, когда дети играют, эти эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверст­нику и становятся симпатиями. Если в группе созданы необхо­димые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы   и   т. д.)   благоприятствует   общению   детей,   симпатии перерастают в стойкие отношения, которые мы называем дружбой. Общий интерес к игре — главный источник возникновения симпатии, а затем и дружбы.

6. Приобретенные навыки положительных взаимоотношений совершенствуются в подвижных играх соревновательного характера и основаны на совместных взаимных действиях участников команды,  поэтому от детей требуется умение наладить контакты,  основанные на чувстве товарищеской сплоченности,  взаимовыручки.

Разнообразное содержание игр предоставляет широкие возможности для объединения игроков и проявления взаимоотношений детей по ходу игры. Эти воспитательные возможности подвижных игр необходимо постоянно иметь ввиду. Особое внимание в этой связи следует уделить отбору игр последовательно переходя от игр, где ребенок должен проявлять элементарные навыки общения, к подвижным играм, в которых необходимо оказывать взаимопомощь, взаимовыручку.

7. Для подтверждения вышеизложенного в дипломной работе были проведены диагностические исследования особенностей взаимоотношений и общения детей старшего дошкольного возраста.

По результатам исследования было выявлено, что в группе №1 из 20 детей преобладают в основном равнодушные взаимоотношения между детьми,  более значимым для них является общение с воспитателем. Взаимоотношения между детьми малоэмоциональны, неразнообразны. В группе всего 2 активных лидера, к которым тянутся дети и 2 лидера, которых дети больше боятся, чем уважают в силу проявления со стороны таких детей агрессивности. Большинство детей проявили при общении заниженную самооценку, тревожность, неуверенность.

В другой группе (контрольной) взаимоотношения между сверстниками были более благоприятными, больше половины детей испытывали доброжелательные отношения друг к другу, играли вместе, стремились к лидерам ( 5 человек), могли мирно разрешить конфликтные ситуации.

8. Для формирования коммуникативных навыков, развития общительности у детей 1 группы, формирования адекватной самооценки, интереса к сверстникам, создания дружеской атмосферы с детьми были проведены развивающие мероприятия, основанные на Программе коррекции общения с использованием подвижных игр. Мероприятия проводились на протяжении 5 месяцев при активном участии воспитателей, психолога.

9. По результатам проведения коррекции были проведены повторные исследования особенностей коммуникативных навыков, взаимоотношений в группе детей и результаты были сравнены с результатами исследования, проводимых на первоначальном этапе.

Анализ результатов исследования показал значительную положительную динамику в развитии коммуникативных навыков у детей группы №1, хотя необходимо отметить, что сопереживание у детей контрольной группы выше, чем у детей группы №1 даже после проведения мероприятий Программы, что подтверждает эффективность используемых в определенной системе подвижных игр в сочетании с мероприятиями по психокоррекции.

10. Мы понимаем, что проблема, затронутая в данной работе, достаточно актуальна и обширна, дополнительной разработки требуют такие вопросы как:

исследование влияния различных методов оздоровления в сочетании с подвижными играми на развития детей дошкольного возраста;

формирование личностных качеств у детей-дошкольников в процессе совместных подвижных игр;

особенности общения у воспитанников закрытых детских учреждений в дошкольном возрасте в процессе использования подвижных игр.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в дипломной работе подтверждена. Мы доказали, что подвижные игры, подобранные в определенной системе, эффективно влияют на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе старших дошкольников. Цели и задачи достигнуты.

Заказать диплом