Подвижные игры как средство развития творчества дошкольников (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ творчества  дошкольников  6

1.1. Понятие подвижной игры, история развития, классификация подвижных игр  6

1.2. Особенности творчества и творческих способностей в дошкольном возрасте  19

1.3. Особенности подвижных игр как средства развития творчества дошкольников  25

2.  Исследование развития творчества детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.. 38

2.1. Диагностика творческого воображения дошкольников. 38

2.2. Развитие творчества дошкольников в подвижных играх. 43

Заключение. 56

Список литературы.. 59

Приложения.. 62

Введение

 

На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Большинство дошколь­ных учреждений пытаются отойти от традиционной системы воспитания и ищут новые формы образовательного процесса или же изменяют его содер­жание.

Только за последние 5 лет появи­лось несколько программ, определяю­щих новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Процесс физического совершенствования дошкольников ос­новывается на подборе определенных упражнений, дозировании физической нагрузки и непосредственно связан с формированием здоровья детей.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта [27], подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплекс­ной, сбалансированной реализации всех потенциальных возмож­ностей человека, а одностороннее развитие губительно для лич­ности, нередко граничит с психологической или физической бо­лезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматрива­ются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глу­бокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физичес­кой и духовной жизни, существующей в истории и культуре каж­дого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспита­тельным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.[5]

Подвижные игры являются одним из условий развития культу­ры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, форми­руются социальные качества. Подвижные игры всегда являются твор­ческой деятельностью, в которой проявляется естественная по­требность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. [46]

В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют ис­ключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность де­тей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошло­го, но приспособленные к современным условиям традиции.

Несмотря на то, что публикаций по рассматриваемой проблеме много, однако все еще не достает разработок, посвященных развитию творчества в подвижных играх в дошкольном возрасте. Со­вершенно очевидно, что игровая деятельность таит в себе огром­ные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, К.Ринцлер). В связи с чем актуализируется проблема исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[47], Усова А.П.[40], Жуковская Р.И.[13], Менджерицкая Д.В.[28] и многие другие. Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М.[23], Ленерт  Г., Лихман   И.[24], Жукова М.Н. [13], Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М.,[19], Наймановой Э.[30], Шебеко В.Н., Фролова К.Г.[46], Семеновой Л.М.[36] и др.

Объектом исследования является творчество в подвижных играх дошкольников.

Предметом исследования – использование подвижных игр для развитие творческих способностей детей в среднем дошкольном возрасте.

Гипотеза: подвижные игры позволяют развить творческие способности дошкольников среднего дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение влияния подвижных игр на  развитие творчества дошкольников.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Исследовать особенности творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
  3. Разработать мероприятия по использованию подвижных игр для развития творчества дошкольников 4-5 лет.

Методами исследования являются:

изучение литературы по педагогике и психологии;

наблюдение;

психолого-педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов.

Методики исследования: для исследования уровня творческого воображения была взята методика, разработанная О.М. Дьяченко – «Нарисуй картинку».

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада «Солнышко» п. Мари-Турек с детьми средней группы в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что разработаны мероприятия с использованием подвижных игр, скомплектованных в определенной системе для развития творчества детей среднего дошкольного возраста.

 

 

1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие подвижной игры, история развития, классификация подвижных игр

 

Дети постоянно ощущают потребность в игре. Во время игры они как бы «репетируют» разные профессии, приобретают навыки взаимоотношений в коллективе и трудового сотрудничества. Игры для детей — это сама жизнь с радостями и огорчениями, удачами и неудачами.[37, с. 112]

В формировании разносторонне развитой личности ребенка под­вижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рас­сматриваются как основное средство и метод физического воспи­тания. Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. [38, C. 188]

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгно­венной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограничен­ные возможности комплексного использования разнообразных ме­тодов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых качеств личности.[22, с. 102]

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное зна­чение. Многие виды фольклора подтверждают предположение уче­ных о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнооб­щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е.А.Покровский писал, что о детских играх перво­бытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX сто­летия появились специальные исследования Маргарет Мид, по­священные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются ма­териалы об образе жизни детей и их играх.[29]

Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное мно­гообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли со­бою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жиз­ни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.

Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначе­ние древних игр — не развлекательное, а практическое. Действия­ми игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, насто­ящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от при­роды, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

Заключение

Таким образом, проведя исследования развития творчества дошкольников средней группы в подвижных играх, мы пришли к следующим выводам.

Подвижные игры как часть физической культуры занимают важ­нейшее место во всестороннем воспитании ребенка. Они отражают идеалы общественного воспитания, заложенные как общечелове­ческой культурой, так и культурой отдельных народов.

Изучение современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики, мыслями и чувствами человека.

Подвижные игры принято рассматривать как средст­во упражнения детей в ходьбе, беге, прыжках и других видах движений. Потребность в движениях, двигатель­ная активность ребенка, физиологически обоснованная, положительно влияет на его физическое и психическое развитие, совершенствование всех функциональных сис­тем организма.

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой дея­тельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, — это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок при­обретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных ка­честв: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товари­щества.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенство­вания двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребен­ка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую дея­тельность детей. Особое значение имеет использование метода твор­ческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при состав­лении комбинаций физических упражнений.

По нашему мнению, использование разнообразных комбина­ций движений в подвижных играх не только активизирует твор­ческую деятельность детей, но и способствует использованию фи­зических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности.

Вышеизложеное было подтверждено диагностическими исследования уровня творческого воображения, где на первоначальном этапе дети 4-5 лет показали в основном средний и низкий уровень. В процессе организации подвижных игр в течении полугода дети научились сами организовывать игру, придумывать сюжеты подвижных игр, выразительность  движений стала намного ярче. Кроме того, дети стали больше  проявлять фантазии и в изобразительной деятельности, что проявилось в их рисунках.

Показателем творчества детей в игре стала: быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое по­нимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, способность к созда­нию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил.

Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство то­варищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает не­повторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходи­мого в будущей жизни.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании подтверждена: мы доказали, что творчество детей среднего дошкольного возраста можно развивать с помощью подвижных игр. Цели и задачи достигнуты.

Заказать диплом