Понятие психологического климата и его основные направления его исследования (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологического климата.. 9

1.1. Изучение проблемы «социально-психологический климат» в отечественной и зарубежной психологии. 9

1.2. Направления исследования факторов, влияющие на социально-психологический климат. 19

1.3. Особенности формирования психологического климата в спецподразделениях МВД   31

ГЛАВА 2. экспериментальное исследование факторов,

влияющих на психологический климат коллектива.. 36

2.1. Организация и методы исследования. 36

2.2.  Анализ  результатов исследования. 44

2.3. Коррекционная работа по развитию личностных качеств, формированию эффективного стиля управления и устранения конфликтной ситуации в коллективе  52

3АКЛЮЧЕНИЕ. 63

Список использованной литературы.. 68

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 72

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к изучению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности личности в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей ,постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности.

В 60-е годы требования научно-технического прогресса в стране способствовали изучению социально-психологической проблематики жизни коллективов: производственных, научных, школьных, военных и др.

Исследованиям по формированию психологического микроклимата посвящены работы известных отечественных психологов:  А.Г. Ковалева[15], Ломова Б.Ф.[20], Б.Д. Парыгина[41], У.Хейторна  и других.

Изучением производственных коллективов занимались К.К. Платонов и его сотрудники[34], проанализировавшие основные признаки коллектива. Н.С. Мансуров[22] дал подробную социально-психологическую характеристику производственного коллектива. В исследованиях Е.С. Кузьмина[19], А.А. Русалиновой[42] раскрыты вопросы структуры коллектива и типов взаимоотношений в коллективе. Б.Ф.Ломов[20] включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований были открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. Это работы таких исследователей, как Л.И. Уманский, А.В. Петровский, Н.И. Обозов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов и др.

Проблемой социально-психологического климата коллектива или группы также занимались Р.С.Немов[27], А.В.Петровский[32], В.В.Шпалинский[33], В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов[6] и другие авторы. Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Е.Саут, О.Келлер, Сишор, Р.Мариотт, Р.Камминс, Д.Кинг, У.Шутц[51] и другие зарубежные психологи.

Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Любая организованная группа имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу.

Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин [19] считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Б.Ф.Ломов[20] включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М.Шепель[50] раскрыл содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Р.Х. Шакуров[49] рассматривал понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.

Б.Д. Парыгин [31] считает, что в понятии «социалъно-пскхологический климат коллектива» отражается характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

По определению Лутошкина Л.Н.,[21] эмоции играют большую роль во взаимоотношениях людей. Эмоциональные переживания внешне проявляются в мимике, пантомимике, жестах, позах, выразительных вздохах, темпе, интонации, интенсивности речи. Каждый человек в определенной мере способен по этим признакам воспринимать и оценивать эмоциональное состояние своего собеседника или окружающих его людей. Это дает возможность лучше и полнее понимать друг друга, передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к ним или к обсуждаемым предмету, явлению и событию.

В нашей работе социально-психологический климат определяется, согласно Р.С. Номову, как «…нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений»[26, с. 466] и характеризуется сплоченностью членов группы, доброжелательностью отношений, наличием совместных целей и интересов, активностью, взаимностью симпатией членов групп. О плохом социально-психологическом климате свидетельствуют отсутствие интереса и симпатии к членам группы, конфликтность в отношениях, ссоры, инертность группы, нетерпимость к мнению других, отсутствие общих интересов, равнодушие к успехам и неудачам группы.

Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре процесса эффективного взаимодействия, что является особенно актуальным.

Все вышеизложенное определило актуальность и тему исследования – «Понятие психологического климата и его основные направления его исследования».

Объект исследования: психологический климат.

Предмет исследования: исследование факторов, влияющих на психологический климат спецподразделений МВД.

Цель исследования состоит в выявлении факторов, влияющих на психологический климат спецподразделений МВД.

В связи с этим задачами  работы являются:

  1. Изучить литературу и выделить факторы, влияющие на формирование психологического климата и межличностные отношения в коллективе.
  2. Провести диагностику психологического климата в коллективе сотрудников спецподразделения и выявить факторы, влияющие на психологический климат в определенном коллективе.
  3. Предложить и апробировать мероприятия по улучшению межличностных отношений, формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Гипотеза: мы предполагаем, что на психологический климат сотрудников спецподразделений оказывают влияние различные факторы, как, например, предрасположенность к конфликтному поведению, поведение человека в группе, а также особенности эмоционального состояния члена коллектива.

Опытно-экспериментальная база – коллектив сотрудников спецподразделения ОРО и КПиО – в количестве 25человек.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии; наблюдения; опытно-экспериментальная работа; приемы психодиагностики, математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

методика Лутошкина Л.Н. по определению психологического климата в группе;

определение индекса сплоченности по методике Сишора (как фактора благополучия или неблагополучия психологического климата);

методика К.Томаса по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению;

методика Немчинова-Норакидзе по исследованию тревожности;

тест А.Ассингера по оценке агрессивности в отношениях.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии.

Теоретическую основу исследования составляет теория Ковалева А.Г. и М.В.Дубровиной о межличностных взаимоотношениях в малых группах и их влиянии на психологический климат в трудовом коллективе.

Новизна исследования: в настоящее время по формированию психологического климата в малых группах достаточно много литературы, однако недостает публикаций, определяющих психологический климат в спецподразделениях и факторов, его определяющих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты в спецподразделениях МВД, для более успешной организации служебной деятельности.

Структура работы. В настоящем варианте работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Список использованной литературы

1. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. –Ч.1. –М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. –312 с.

2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации// Мир психологии. - 2002. - №2. - С.117

3.Барабанщиков  А.В.  и  др.  Основы   военной психологии и педагогики: Учеб. пособие...-М.: Просвещение, 2008.- 267 с.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1983. - 139 с.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.:ИНФРА.- 1998.- 224 с.

6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов в.Н. Социально-психологи­ческий климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2003.-207 с.

7. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 2007.-187 с.

8.  Глоточкин А.Д., Платонов К.К. Воинские коллективы.- Коллектив и личность.- М.:Наука, 1975.

9. Давыдов В.М., Ладанов Д.И. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 2008.- 100 с.

10.Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ, 2004.- 208 с.

11. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. К проверке гипотезы относи­тельно механизма идентификации. Краснодар, 2007.-240 с.

12. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л., 1973.- 180 с.

  1. Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВМИ ФПС России, 2002. –43 с.

14. Кайдапов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива.- М.:Мысль,1979. - 254 с.

15. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 2001. - 279 с.

16.  Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Нар. асвета, 2008. - 235 с.

17. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Методические рекомендации. Л-д.,2009. - 28 с.

18.Кричевский Р.Л., Дубровская  Е.М.  Психология  малой  группы. М.: Наука.- 1991.- 248 с.

19.Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов. М., 1968.- 215 с.

  1. 20.   Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.

21.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение,  2008.- 247 с.

  1. 22.   Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М., 1972.

23.Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М., 1998.

24. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И. Донцова, М.: Просвещение.-1981.- 320 с.

25. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ.доктора псих. наук, Л., 2002.

  1. 26.   Немов Р.С. Психология: Учеб. -Кн. 1. -М.:Просвешение,2000. -576 с.

27.Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. - М.: Наука, 1984. - 276 с.

28.Никольская Н. Анализ психологического климата//Практическая психология.-2001.-№3.-С.12-17

29.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 1990.- 192 с.

30.Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука,1976.- 314 с.

31. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.

32.Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.- 430 с.

33.Петровский В.А. и Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 1978. – 176с.

34.Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 1977.- 189 с.

35.Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.

36.  Проблема взаимодействия в деятельности сотрудников органов МВД. // Социологическое исследование.- 2008. - №1. - С.14-17.

37.  Психология и педагогика: Учеб. пос. /Николаенко В.М. и др. -М.: ИНФРА-М, 2000. -175 с.

38.Психологические тесты/ Ахмеджанов Э.Р. М.: Светотон.- 1995.- 320 с.

39.Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 1997.- 320 с.

40.Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.- 234 с.

  1. 41.   Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.:ИНФРА-Норма, 1999.- 643 с.

42. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.- 119 с.

43. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления: Учеб. по­собие. /Под ред.Е.С.Кузьмина. -Л.:Изд-во ЛГУ, 2008.- 176 с.

44. Смрнов В.Н. Профессиональная компетентность и стиль управления командира в экстремальных условиях. М.: Прогресс, 2007

  1. Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В. Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. 704 с.

46. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 551–554.

47.Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск, Полымя, 1990.- 102 с.

48. Человек в экстремальных ситуациях. Руководство для психологов /Под ред. О.В.Красновой. М.:Русь, 2004.- 290 с.

49. Шакуров Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М.: Зерцало, 2002.-290 с.

50. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы руководства химическими предприятиями.- М., 2004. - 187 с.

51. Шибутани Т.С. Социальная психология. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 340 с.

52. Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С., Зотова О.И., Семенов Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 2003.

53.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980.- 290 с.

Заказать диплом