Поведение человека в местах лишения свободы (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования поведения человека в местах лишения свободы.. 6

1.1. Психология личности, отбывающей наказание. 6

1.2. Особенности поведения осужденных в коллективе. 11

1.3. Изменение поведения осужденных в местах лишения свободы.. 25

Глава 2. диагностические исследования психологических особенностей осужденных в местах лишения свободы.. 40

2.1. Описание методик исследования. 40

2.2. Результаты исследования личностных особенностей и поведения осужденных  46

заключение. 63

список литературы.. 65

Приложение. 68

Введение

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности и группы осужденных.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитен­циарная психология призвана разрабатывать практические реко­мендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы пси­хологической коррекции личности преступников.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Но можно выделить основные психологические симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а  иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера лишения свободы, изоляции, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания к личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности, чем актуализирован выбор темы работы «Поведение человека в местах лишения свободы».

Вопросами психологических особенностей осужденных занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Объект исследования – личность осужденного.

Предмет исследования – поведение и психологическая характеристика личности осужденного.

Целью работы является изучение особенностей психологических особенностей личности осужденных преступников и их влияние на поведение в местах лишения свободы.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

  • Изучить литературу по проблеме исследования;
  • Изучить психологические особенности осужденных преступников;
  • Провести диагностические исследования психологических особенностей личности осужденных преступников и их влияние на поведение в местах лишения свободы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что поведение осужденного в местах лишения свободы зависит от их личностных особенностей.

Методами исследования в данной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы математической обработки результатов.

Методики исследования: методика Айзенка по исследованию особенностей темперамента; методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного ощущения одиночества; методика СМОЛ по исследованию  личности; методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний; методика Морено (социометрия) по исследованию взаимоотношений в группе и ролевого статуса осужденного.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана В.Г. Деевым  теория адаптации в группе осужденных, как следствие изменения привычных условий социального опыта, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Экспериментальная база исследования: осужденные, отбывающие наказание в колонии общего режима п. Медведево, РМЭ, в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с осужденными.

Новизна исследования. Представлен комплекс методик, направленный на изучение поведения осужденных в местах лишения свободы.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980, гл. 14.
  2. Антонян Ю. М. Жесткость в нашей жизни. — М., 1996.
  3. Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. — Томск, 1989.
  4. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996.
  5. Антонян Ю.М. К чему приговаривает суд? Правители преступного мира. -N1, 1992. -290с.
  6. Башкатов И. П. Знаки как средство общения осужденных в системе кол­лективных отношений.—В сб.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы,—Рязань: РВШ МВД СССР. 1982
  7. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.,1993
  8. Белоусов А. С. Дисциплинарная практика и ее влияние на укрепление дисциплины.—В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного, процесса в ИТУ. М.: Политотдел МТУ. 1980.- 120 с.
  9. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М.: Юрист.- 1991.- 340 с.

10.  Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.

11.  Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1995.-356 с.

12. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства чело­века, лишенного свободы. — М., 1970.

13. Говоров И. В. Учеба и труд.— В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного процесса в ИТУ. М.: Политотдел ИТУ.- 1980.- 177 с.

14. Деeв В. Г. Психолого-педагогическая характеристика процесса исправ­ления и перевоспитания осужденных.—В кн.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Рязань: РВШ МВД СССР, 1982

15. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллек­тива осужденных, отбывающих наказание в ИТК. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979.- 15 с.

16. Дьяченко С., Колпаков В. и др. О многомерном психодиагностическом обследовании осужденных.—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60, с. 101—110.

17. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997.-240 с.

18. Еникеев М.И. Юридическая психология М.:Норма, 2003.-512 с.

19. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.

20. Ишуткин М.И. Исправление осужденных// Вестник УИС.-2004.-№4.-С.12

21. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М.,1998. -400с.

22. Козлов В.И. Профессионально-техническое обучение осужденных и некоторые аспекты их исправления и перевоспитания,—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981, вып. 57, с. 103—112.

23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 218 с.

24. Криминология. Под. ред. В.Н. Кудрявцева И В.Е. Эминова. М: Юрист.-1995.- 389 с.

25. Литвишков В.М. Особенности формирования коллектива осужденных в ВТК. М.-1988.- 23 с.

26. Личность преступника как объект психологического иссле­дования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 1979.-117 с.

27. Методика прикладных исследований микросреды и личности осужден­ного в исправительно-трудовых учреждениях. Рязань: РВШ МВД СССР, 1981.- 56 с.

28. Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М.: ВНИИ  МВД СССР. 1979, с. 5—18.

29. Пирожков В. Ф., Щерба С.П. Формирование коллектива осужденных в ВТК.—М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.-115 с.

30. Поздняков В. И. Конфликты в среде осужденных: проблема класси­фикации. — В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР, М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60. с. 86—93.

31. Поздняков В. И. Особенности адаптации осужденных в ИТУ.—Исправительно-трудовые учреждения. 1983.- .№ 23, с. 19—21.

32. Ратинов А. Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с пре­ступностью.//Вопросы борьбы с преступностью.- 2003.- № 38. -С. 40—49.

33. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и пре­ступное поведение. — Красноярск, 1988.-78 с.

34. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

35. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические пред­посылки его эффектности. Казань: Казанск. гос. ун-т, 1980.-90 с.

36. Сухов А. Н., Соколок И. И. Социально-психологический анализ адап­тации осужденных. В кн.: Адаптация осужденных к среде ИТУ. Рязань: РВШ МВД СССР. 1983. с. 56—70.

37. Фефелов В. А. Правовое регулирование общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных, Рязань: РВШ МВД СССР, 1980, с. 5—80.

38. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.-378 с.

39. Шабанов В. Б. Криминалистические методы оптимизации психологии взаимоотношений в ИТУ. — Гродно, 1995.-203 с.

40. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.:Зерцало.-1998.-249 с.

41. Шмаров И. В. Воздействие на среду осужденных.//Воспитание и правопорядок.- 1993.- № 7.-С. 65.

Заказать диплом