Причины подростковой конфликтности и барьеры общения в группе подростков (курсовая)

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВой КОНФЛИКТности.. 6

1.1. Понятие конфликта в психологии. 6

1.2. Особенности конфликтного взаимодействия в  подростковом возрасте  17

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование конфликтности и барьеров общения в ПОДРОСТКОВом возрасте. 29

2.1. Организация и описание исследования. 29

2.2. Анализ экспериментальных данных. 30

2.3. Психологические рекомендации по преодолению конфликтного взаимодействия у подростков. 37

Заключение. 43

Литература.. 46

Приложения.. 50

Введение

Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния.

Актуальность исследования: В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - подростковой конфликтности и преодоления барьеров общения.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты.

Человек на протяжении всей жизни испытывает не только внешний, но и внутренние противоречия между желаниями, потребностями, установками и другими психическими процессами и состояниями, что особенно проявляется уже в подростковом возрасте. Но, несмотря на то, что подростку свойственно часто переживать внутриличностные конфликты, очень важно, что бы эти конфликты способствовали его личностному росту, а не деградации личности.

Проблемы возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности и барьеров общения привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.)

Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные фак­торы, которые служат причинами конфликтов и способствуют им, поэтому прежде всего необходимо рассмотреть психологические (лич­ностные) барьеры. С ними чаще всего приходится сталкиваться.

Далеко не все стороны проблемы этого явления поведения у подростков изучены на сегодняшний день. Однако накоплен значительный опыт в изучении психологических основ конфликтного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Для этого рассмотрены особеннос­ти психологии подростка, их влияние на становление характера, темперамента других качеств. В общении у подростков (да и не только) часто противоположные желания, стремления, установки, ха­рактеры, манера общения, т.е. все то, что может влиять на возник­новение конфликтности.

Объектом исследования является возникновение конфликтности и барьеров общения личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования: выявление причин подростковой конфликтности и барьеров общения в группе подростков.

Целью данной работы является изучение подростковой конфликтности и барьеров общения в данном возрасте, наиболее сложных явлений как в психологическом, так и в образовательном отношении.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что диагностика особенностей  конфликтного взаимодействия подростков может помочь в разработке коррекционных мероприятий, чтобы воздействовать на его поведение целена­правленно с целью устранения конфликтности во взаимоотношениях.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Изучение литературы по данной проблеме;

определение особенностей общения в подростковом возрасте;

проведение диагностического исследования группы подростков с целью выявления особенностей взаимоотношения подростков с окружающими его людьми и влияние этого общения на поведение подростков.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, социологии и педагогике;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методиками исследования в данной работе стали тесты, опреде­ляющие агрессивность как качество личности (методика Ассингера), агрессивность в общении (методика Басса-Дарки).

Теоретическую основу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Практическая значимость. Изучение особенностей проявления  конфликтности личности в подростковом возрасте может быть использовано педагогами  и психологами для эффективного воспитательного процесса, устранения барьеров общения.

Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на педагогическом совете Кузнецовской средней школы (май, 200__ г.)

Литература

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
  2. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов, Казань, 1992.-325 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. –456 с.
  4. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 267с.
  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.
  7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983
  8. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. РГУ, 1996. С. 267—282.
  9. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967. - 256 с.

10. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

11. Гришина Н.В.  Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.-340 с.

12. Громова О.Н. Конфликтология. М.:Знание, 1993.-459 с.

13. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 84—85

14. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. 1997. № 1—2 С. 143—145.

15. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1. М., 1993.-290 с.

16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М.,1987. - 190 с.

17. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психол. журн. -1980.- Т.1.- N6.

18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те//Вопросы психологии, 1972, N 2, с.14-20

19. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии// Психологический журнал.-2001.-№3.-С.59-63

20. Как избежать конфликта. - Труд.контакты.эмоции.- М.,1976.- с.38

21. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986. - 220 с.

22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. - 340 с.

23. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978. - 120 с.

24. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

25. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. - 54 с.

26. Краткий психологический словарь./Сост. А.Л.Карпенко;Под об­щ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1985.- 431с.

27. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 165(2) с.

28. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1979. - 389 с.

29. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.,1977. - 420 с.

30. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты.Стрес...Минск,1986.-69с.

31. Майерс Д.  Социальная психология.- СПб.: Питер Ком, 1998.- 501 с.

32. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

33. Мир детства: подросток./Под  ред.  А.Г.Хрипковой.  М.,1982,

34. Мудрик  А.В. Общение  как  фактор воспитания       школьников. М., 1984.- 160 с.

35. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987. - 250 с.

36. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука,1976.- 314 с.

37. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. - Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд-во МГУ.1977.-С.126-142.

  1. Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977 .-342 с.
  2. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Пегагогика, 1984. - 160 с.
  3. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.
  4. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю.Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
  5. Психологические  проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. -М.:Наука,1976.-С.319-342.
  6. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236(2) с.
  7. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.,1991. - 314 с.
  9. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174
  10. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М., 1991. - 16 с.
  11. Скотт Дж.Г.Способы разрешения конфликтов. Киев.: "Верзилин и К, ЛТД".,1991
  12. Социальные конфликты в современном обществе /Отв. ред. С.В.Пронин. М., 1993.-220 с.
  13. Трудный подросток: причины и следствия. Под ред. В.А. Татенко. Киев: Рад. шк., 1985. - 175 с.
  14. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М.,1978.-82 с.
  15. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.,1997.- 340 с.

Заказать курсовую