Причины развития агрессивности в межличностных взаимоотношениях в подростковом возрасте (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................... 3

Глава I. теоретические аспекты исследования Проблемы агрессивного поведения школьников в структуре межличностных отношений...................................................................................................... 9

1.1.     Теории происхождения агрессивности.................................................. 9

1.2. Формы агрессивности.............................................................................. 38

1.3. Социально-психологические причины подростковой агрессивности... 42

1.4. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков........ 55

Выводы по главе I........................................................................................... 59

Глава II. психологический анализ форм проявления агрессивности у подростков в структуре межличностных отношений....... 62

2.1. Исследование агрессивности подростков............................................... 62

2.2. Коррекции агрессивного поведения подростков.................................... 79

2.3. Анализ эффективности коррекционной программы............................... 92

Выводы по главе II.......................................................................................... 95

Заключение.............................................................................................. 97

библиография........................................................................................ 102

пРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 109

 

Введение

Актуальность темы дипломной работы. В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная.

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из акту­альных на Западе, ее даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии». Сейчас же, когда наблюдаются значительный рост преступности, распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты, актуальность данной проблематики во всем мире не подвергается сомнению. Также не оставляет равнодушным и заставляет задуматься факт «омоложения» преступного мира.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессив­ность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пе­рехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подрост­ковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-прак­тический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кру­гах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Современная российская действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов.

Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.), хотя она имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В теории, объясняющей природу агрессивности, суще­ствуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до сих пор не признан универсальным и ис­черпывающим. Однако большинство исследователей призна­ют, что агрессия является неотъемлемой динамической харак­теристикой активности и адаптивности человека и потому представляет собой объект для серьезного изучения.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривав­ших особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Не­вский и др.).

Заглянув в историю российской психологии можно найти первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах в труде В.В. Зеньковского «Психология детства».  В настоящее время в периодической литературе можно найти отдельные публикации, посвященные детской агрессивности (статьи Васильевой О.С., Завражина С.А., Осницкого А.К. и др.).

В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии.[7] Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Агрессия изучается не только в психологии ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Но как заметил выдающийся философ XX века Бертран Рассел проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. В этой интересной, сложной и глубоко изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем.

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивны­ми подростками вычленяются три основных направления: диаг­ностические методы определения типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и пр.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обуслов­ливает актуальность настоящей работы.

Учитывая актуальность и практическое значение поднятой проблемы, в работе сделана попытка проанализировать причины развития агрессивности в межличностных взаимоотношениях в подростковом возрасте и дать практические советы и рекомендации для ее коррекции.

Объект исследования – агрессивное поведение.

Предмет исследования - причины, механизмы и специфика агрессивности, особенности ее проявления у подростков.

Цель исследования - изучение особенностей агрессивности подростка в межличностных отношениях  и  апробация путей ее коррекции.

В дипломной работе были поставлены следующие задачи:

1) теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) изучение факторов и механизмов агрессивного поведения детей подросткового возраста;

3) проведение диагностических исследований подростковой агрессивности в структуре межличностных отношений;

4) разработка и апробация коррекционной программы для агрессивных подростков.

Гипотеза исследования: Своевременное проведение диагностической работы способствует выявлению причин подростковой агрессивности в структуре межличностных отношений и проведению ее коррекции.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

диагностика состояния агрессии (по тесту Басса-Дарки);

диагностика агрессивности во взаимоотношениях по методике А.Ассингера;

исследование агрессивных реакций (методика Розенцвейга);

исследование эмоциональных состояний подростков по методике «Несуществующее животное».

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии по существу только начинается, хотя вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов в ряде работ: Г.М. Андреева, В.В. Знаков,  Л.П. Колчиной, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей в частности посвящены работы Роберта Бэрона и Дэборы Ричардсон «Агрессия». Проблемой собственно детской и подростковой агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс, Леонард Берковитц, Альберт Бандура.

Методологическую базу исследования составляет теория социального научения А.Бандуры.

Экспериментальной базой исследования стали подростки в возрасте 15-16 лет Обсерватеорской средней школы г. Зеленодольска в количестве 30 человек.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что методы данные результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов, воспитателей, родителей.

Новизна исследования заключается в разработке проблемы подростковой агрессивности в прикладном аспекте: разработана коррекционная программа подростковой агрессивности как комплекесная работа: упражнения рассмотрены в проце­дурно-пошаговом ключе. Практические упражнения, используемые в работе с подростками, включа­ют в себя психотерапевтические приемы: арт-терапии, телесно ориентированной терапии (релак­сационные техники), гештальт-терапии, поведенческой терапии, визуальные техники, предусмотрена работа с родителями и с педагогами в учебном заведении, которые могут быть использованы психологами как в индиви­дуальной работе со взрослыми, так и в проведении тренингов по обучению родителей и педагогов конструк­тивным навыкам общения с агрессивным подростков.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и приложений.

Библиография

1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2.Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии.-2000.-№6.-с.112-123.

3. Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. -1994.- Вып. 18.- 380 с.

4.Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль. СПб:Питер, 2001.-430 с.

5.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.:Педагогика, 1986.- 119 с.

6.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.

7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Знание, 1968.- 314 с.

8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.:Изд-во МГУ.- 1990. - 136 с.

9.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.

11.Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ.- Серия 14. -1986. -№ 4. -С. 22-32.

12.  Васильева О.С.,  Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101.

13. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.

14.Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. РГУ.- 1996.- С. 267—282.

15.Волкова Е. Агрессивные дети// Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 3.- С. 108- 111

16.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

17.Генри Паренс. Агрессия наших детей. - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

18.Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение в агрессии в телевизионной рекламе//Психологический журнал.-1999.- Т.20.-№4.-С.96-101

  1. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб.:Питер, 1995.-340 с.

20.Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. -1996.- № 3. -С. 84—85

21.Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. -1997. № 1—2.- С. 143—145.

22.Диагностические особенности психического развития у подростков  с риском оклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

23.Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии.-2000.-№1.-с.53-57.

24.Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии.- 1995.- №3.- С. 38—45

25.Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.43-49.

26.Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Дата-Стром, 1992.-230 с.

27.Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1996.- 480 с.

28.Зенковский В.В. Психология детства. - М.:, Академия, 1995. - 350 с.

29.Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей // Психологическая наука и образование. -2001.-№4.- С. 22-27.

30.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика.-2003.-№5.-С.14-48.

31.Знаков В.В. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М.:Изд-во АПН ССС.-1990.-166 с.

32. Каган И. С., Эткинд А. И. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность//Вопросы психологии. 1989.- № 4.- С. 5—15.

33.Кайтуков В.М. Эволюция диктата (Опыт психофизиологи­ческого исследования). - М.:Знание, 1991. – 465 с.

34.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития».- 1997. - 240 с.

35. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986.-220 с.

36.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

37.Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.

38.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль: «Академия развития».- 1997. - 208 с.

39.Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-430 с.

40. Лебедев А.Н. Исследование динамики эмоциональ­ного отношения российского потребителя к рекла­ме // Вопросы психологии.- 1996. -№ 4.- С. 93-100.

41. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.:Феникс, 1995.-229 с.

42.Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 165 с.

43.Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 1972.- № 6. -С. 168-173.

44.Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука.- 1987.- 190 с.

45.Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-на-Дону: Феникс.- 1997.-416 с.

46.Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

47.Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.:Наука,1983. - 420 с.

48.Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

49.Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

50.Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. - 97 с.

51.  Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. М.:Наука, 1982.- 217 с.

52.Матейчек З. Родители и дети. - М., Просвещение, 1992. - 320 с.

53.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдельные последствия // Психологический журнал.- Том 14.- №6.- 1993. - С.110-118.

54.Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр.психологии. – 1992.- №1-2.- С. 23-26

55.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

56.Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования.Учебное пособие для студентов, ВУЗов и практических работнков - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. - 448 с.

57.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.:Феникс,  1999.-330 с.

58.Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. -1994.- № 3. -С. 61—68.

59.Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.

60.Попова С. Обычные. Хорошие. Агрессивные... // Первое сентября. 2001. № 87.4 декабря.- С. 4.

61.Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю.Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

62.Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236 с.

63.Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.-  162 с.

64.  Реан   А.   А.    Характерологические   особенности   подростков-делинквентов//Вопросы психологии.- 1991.- № 4.- С. 139—144.

65.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

66.Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

67.  Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

68.Румянцева Т.Г.  Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке.- Мн.: Университетское, 1991.- 248 с.

69.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологи. - 1992. - №5-6. - С.35-40.

70.Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности. Минск: БГУ, 1982.- 128 с.

71.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

72. Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

73.Румянцева Т.П. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.-1991.-№1.-с.81-88.

74.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

75.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.:Профтехобразование, 1993.- 290 с.

76.Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М.: Профи, 1991. - 16 с.

77.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —96 с.

78.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум», -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.

79.Столяренко Л.Д., Основы психологии 5-е издание, переработанное и дополненное (Серия «Учебники, учебные пособия). – Ростов-на-Дону.: Феник, 2002. - 672 с.

80.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 434 с.

81.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.:Знание, 1990.-327 с.

82.Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991.- 430 с.

83.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с.

84. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности. - М.: Прогресс. 1990. - С. 146-168.

85.Фрумкин К. Антропофобия (к философии личности). - М.: 1993.- 163 с.

86.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

87. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс. 1975.- 190 с.

88. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 224 с.

89. Щербинина Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ.- 2000.- № 3.- С. 25-38.

90.Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина.- 1990. -192 с.

91.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Издательство Моск. Ун-та, 1990. - 197 с.

92.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.:Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

Заказать диплом