Проблема формирования конкурентоспособной личности на современном этапе (диплом)

Содержание

 

Введение.. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования конкурентоспособной личности на современном этапе.. 6

1.1. Понятие конкурентоспособной личности, профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных авторов. 6

1.2.  Особенности выбора профессии учащимися старших классов. 14

1.3. Возможности использования трудового обучения в школе в формировании конкурентоспособной личности. 26

2. Направления развития  профессионального самоопределения старшеклассников, как фактора формирования конкурентоспобной личности на уроках "Технология" в школе.. 39

2.1. Исследование профессионального самоопределения учащихся старших классов. 39

2.2. Программа формирования конкурентоспособной личности и профессионального самоопределения старшеклассников на уроках "Технология"  49

2.3. Контрольная диагностика динамики уровня профессионального самоопределения старшеклассников в контексте формирования конкурентоспособной личности. 63

Заключение.. 67

Список литературы... 71

Приложения.. 77

Введение

Наше государство переживает  трудные  времена.  Кризис  власти, политическая и экономическая нестабильность в течение последних лет  создали негативные предпосылки для развития науки, культуры и образования в России.

В первую очередь, в  результате  непродуманных  шагов  государства  по изменению  общественно-политического  строя   и   укладов   пострадали   так называемые незащищенные категории населения  -  работники  науки,  культуры, образования и социальной сферы.

Переход ко всеобщему среднему образованию сделал актуальной задачу психологической и моральной подготовки школьников к перспективе включения в общественное произ­водство сразу по завершении среднего образования. Столь важную и сложную социальную задачу можно решить только с помощью объединения и координации деятельности коллективов школ с воспитательными усилиями семьи, предприятий, учреждений, организаций, широких кругов общественности.

Как показывает анализ массового опыта, взаимодействие учебно-воспитательного коллектива школы с другими социальными институтами далеко не везде имеет место и не всегда в достаточной степени эффек­тивно.

Отказавшись от идеологии формировании личности  мы  отдали  тем  самым вопросы формирования  личности  школьника  на  откуп  среде,  в  которой  он обитает. Среда  эта  далеко  неоднородна,  что  осложняет  задачи  педагога, выработать у каждого  учащегося  необходимые  умения  и  навыки  в  пределах школьной программы, необходимые  и  достаточные   для  адаптации  выпускника школы в условиях текущей нестабильной социально-экономической ситуации.

Необходимо, начиная со школьных лет,  знакомить  учащихся  с  основами маркетинга и предпринимательской деятельности, вооружить учащихся  знаниями  и  умениями, которые могут быть применены в реальной жизни.

Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.  Необходимость  организации  эффективного  профессионального  консультирования  направленного  на  помощь  старшекласснику  в развитии профессионального самоопределения,  в  осознанном  выборе  профессии, отвечающей  общественным и  личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной.

Необходимость экономического подъема нашей страны настойчиво требует усиления внимания к преподаванию образовательной области «Технология» в школе.

Вышесказанное свидетельствует также  об актуальности формирования конкурентоспособной личности школьников,  при  этом   важным   фактором   представляется реальная организация на уроках «Технология», построенного с учетом спроса на основные профессии в современных условиях и  обладающего  большим,  но,  к сожалению, недостаточно  используемым  сегодня,  воспитательным  потенциалом для развития личности школьников.

Это определило выбор темы настоящей дипломной работы:  "Проблема формирования конкурентоспособной личности на современном этапе».

Цель дипломной работы - определить возможные пути реальной   формирования конкурентоспособной личности школьников с учетом трудового обучения в школе.

Настоящая дипломная работа призвана реализовать следующие задачи:

1. Проанализировать идеи и опыт  отечественной  школы  по  организации производительного труда школьников с учетом профориентирования.

2. Провести исследования профсклонностей и интересов старшеклассников.

3. Разработать и апробировать программу формирования конкурентоспособной личности старших школьников с учетом профсклонностей и профинтересов на уроках «Технология».

Объектом исследования является профессиональное самоопределение учащихся старших классов.

Предметом исследования является формирование конкурентоспособной личности старшего школьника на уроках «Технология» с учетом профессионального самоопределения.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Структура работы. Дипломная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования конкурентоспособной личности на современном этапе

1.1. Понятие конкурентоспособной личности, профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных авторов

 

Новые процессы в политике, экономике, духовной жизни общества на­прямую связаны с новым пониманием роли человека, с возрастанием значи­мости личности во всех сферах общественной жизни. Характерным призна­ком российской действительности стало резкое обострение противоречия между потребностью в формировании и воспитании активного, творческого, ответственного российского гражданина и реальной возможностью перехо­да людей на новые позиции своих ответственных, компетентных, обосно­ванных решений и действий. В связи с этим чрезвычайно важной для лично­сти становится такое ее качество, как конкурентоспособность.

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно, на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей школьного образования.[71]

Сегодня, когда образовательная деятельность включается в целостный мир личности, становясь средством ее самостроительства, не утратило своей актуальности учение П. Ф. Каптерева, видевшего цель образования и воспи­тания в совершенствовании растущего человека; П. П. Блонского, согласно взглядам которого общая линия влияния педагогического взаимодействия на саморазвитие его участников — в развитии активности и инициативности школьников, в оказании им помощи в проявлении элементов творчества в контактах с окружающим миром; А. Н. Острогорского, утверждавшего, что основная задача школы в том, чтобы она «выводила юношество на путь само­образования, будила его мысль» [43, С. 258], развивала в нем способность по­нимания.

С позиций нового осмысления данных идей внимание педагогов обраще­но на развитие способностей человека к личностному самоопределению, са­мореализации; на поиск путей формирования адаптивных способностей личности, столь необходимых в условиях глобальных российских перемен и изменчивости современного мира. В связи с этим образовательный процесс предстает как процесс, способствующий самоопределению, саморазвитию, самореализации человека, направляемый императивами гуманистического содержания и характера. Главной же задачей образования становится оказа­ние педагогической помощи каждому для того, чтобы развить свои способ­ности, стать Человеком в полном смысле этого слова, ответственным за свои поступки и выстраивание своей судьбы.

Вопросы конкурентоспособности личности являются актуальными в плане осу­ществления приоритетных функций современного образования, способст­вующих преодолению безличности, бессубъектности (моносубъектности) образования, его отчуждения от реальной жизни

Для отечественной педагогики проблема конкурентоспособной личности явля­ется относительно новой. Лишь последние 8—10 лет она стала предметом пристального внимания таких исследователей, как В. И. Андреев, А. В. Мудрик, В. В. Ковров, Н. Б. Крылова и др. Несмотря на то что термин «конкурентоспособность» активно присутствует в целом ряде современных педагогических исследований, большинством авторов данное понятие  зачастую используется как «само собой разумеющееся» и его содержание не раскрыва­ется. Согласно имеющимся в отдельных исследованиях определениям конкурентоспособность понимается в основном как целостный процесс самосовершен­ствования, диалектически сочетающий в себе самоизменение и самостанов­ление на протяжении всего жизненного пути человека, как практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для себя самого, кол­лектива и общества в целом. Причем ученые сходятся во мнении о том, что человеку свойственно стремление как к сущностной, внутренней, так и к су­губо внешней реализации себя.

А. В. Мудрик под конкурентоспособностью понимает «сущностную самореализацию», т.е. «стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя... Стремление к внешней самореализа­ции наиболее...

 

Заключение

 

Таким образом, проведя теоретические и диагностические исследования проблем формирования конкурентоспособной личности на современном этапе, в соответствии с задачами, поставленными в дипломной работе, можно сделать следующие выводы:

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно, на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей школьного образования.

Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Особенно актуально формирование конкурентоспособной личности в старших классах, поскольку именно в данном возрасте важным становится выбор профессии, профессиональное самоопределение и дальнейшая реализация старшеклассника себя как личности в труде или учебе. Профессиональное самоопределение — это эмо­ционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конк­ретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет лич­ности найти область деятельности для полной реали­зации, «выполнения» себя.

Школьники остро чувствуют изменения в престижности рынка профессий, однако не всегда адекватно оценивают свои возможности при выборе своего профессионального пути.

Самоопределение,  как  профессиональное,  так  и  личностное,  становиться  центральным  новообразованием  старшего  подросткового  возраста.  Это  новая  внутренняя  позиция,  включающая  осознание  себя  как  члена общества,  принятие  своего  места  в  нём.

В  этом  возрасте  осознаётся  временная  перспектива,  развивается  устойчивая  самооценка,  нравственная  устойчивость  личности.  Самоопределение  и  стабилизация  личности  в  старшем  подростковом  возрасте  с  выработкой  мировоззрения.

В социальном плане задача состоит в том, чтобы создать условия, способствующие повышению престижности профессий в направлении, соответствующем изменяющимся потребностям общества в кадрах. Только на основе широкого самоопределения возможна дальнейшая специализация интересов, намерений и планов учащихся и формирование у них профессиональных интересов, намерений и планов.

Важнейшим требованием воспитательной концепции является развитие, специализация и профессионализация познавательных интересов и склонностей учащихся через организацию их разнообразной учебной и трудовой деятельности. Такая организация деятельности совершается на основе принципа, позволяющего придать единую направленность изучению основ наук, общественно полезному труду, внеклассной и внешкольной работе. Во всех этих видах деятельности школьников при формировании их профессиональных интересов и планов кроме учета их индивидуальных особенностей следует акцентировать внимание на развитии их стремления самостоятельно углублять свои знания и умения в интересующей области учения и труда, а также пытаться усовершенствовать те свои свойства и качества, которые необходимы для работы по соответствующей специальности. Воспитательный принцип должен быть воплощен в структуре, содержании, формах и методах профориентационной работы в школе.

Следовательно, при выборе профессии школьников к этому необходимо готовить. В настоящее время в рамках профориентационной работы со старшеклассниками необходимо формирование профессиональной направленности с учетом потребностей развивающегося общества в кад­рах и личных психофизиологических особенностей, активизировать у учащихся познавательную деятель­ность, самопознание и самовоспитание в связи с зада­чей выбора профессии.

Необходимость экономического подъема нашей страны настойчиво требует усиления внимания к преподаванию образовательной области «Технология» в школе. Содержание технологического образования направлено на развитие и воспитание обучающихся, формирование у них потребности и готовности к трудовой деятельности, освоение ими способов познания и осуществления  жизненного и профессионального самоопределения, подготовку к вхождению в рынок труда.

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развитие и воспитание широко образованной,  культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, т.е. формированию конкурентоспособной личности.

Вышеизложенное подтверждено диагностическими исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 11-го класса по 20 человек. По результатам исследования первого эксперимента выявлено, что уровень профессионального самоопределения значительно выше у учащихся 11-го класса (на 35%), в связи с чем актуализируется задача развития профессиональных склонностей и интересов у учащихся 9-го класса.

В двух классах по 20 старшеклассников  большая часть тяготеет к профессиям, связанными с техникой: автомашины, компьютерная техника, радиоприборы и т.д. Их в обоих классах 18 человек. Немного меньше (16 человек) мотивированы на профессии, связанные с общением - врачи, педагоги, общественные деятели. Творческие профессии интересуют шестерых старшеклассников. Профессии, связанные с природой - менее популярны - выбор сделали только два школьника, их профессиональные интересы лежат в области работы с животными. Следует отметить, что полностью профессиональные интересы и склонности сформированы только у 47,5% школьников (6 - учащихся 9-го класса и 13 человек - учащихся 11-го класса).

Неопределенность профессионального самоопределения старшеклассников обусловило необходимость проведения активной профоринтационной работы для развития профессионального самоопределения старшеклассников и формирования конкурентоспособной личности.

В рамках данного исследования были разработаны и апробированы мероприятия программы по формированию конкурентоспособной личности с учетом профессионального самоопределения старшеклассников, которые были основаны на методе Пряжникова Н.А., с использованием разработок Битяновой М.Р., Прутченкова А.С., Самоукиной Н.В., Сметаниной М.А. и проводились на протяжении 4 месяцев в школе на уроках «Технология».

Мероприятия программы включали в себя не только направления профориентационной работы, но и методы психологического консультирования: тренинги, игры.

По результатам развивающих мероприятий были проведены повторные диагностические исследования и выявлено, что на контрольном этапе сбора информации выявлена положительная динамика в уровне развития профессионального самоопределения старшеклассников: в целом уровень развития профессионального самоопределения повысился на 30%, что доказывает эффективность проводимых мероприятий: использованные тренинги, игры, активизирующие методы, подобранные в определенном  порядке, оказали положительное воз­действие на профессиональное самоопределение, интересы и моти­вацию старших школьников, способствовали их личностно­му   развитию.

Результаты исследования подтверждены статистической обработкой по методу Стьюдента.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась: мы доказали, что используя психолого-педагогический подход на уроках «Технология», можно создать условия для формирования конкурентоспособной личности с учетом профессиональных склонностей и интересов у учащихся старших классов, т.е. Программа формирования профессионального самоопределения, профессиональных склонностей и интересов на уроках «Технология» у учащихся старших классов, построенная на специальных играх и упражнениях, собранных в определенной последовательности, помогла в правильном профессиональном самоопределении для формирования в дальнейшем конкурентоспособной личности.

 

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую пси­хологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 237 с.
  2. Аисмонтас Б.Б., Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 4.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 64с.
  3. Арифьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, ВУЗ// Педагогика.-1995.-№3.-С.65-68
  4. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98», 2000. - 224 с.
  5. Бачков И. В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов //Школа здоровья. - 1995. -№ 3. - С. 73-84.
  6. Босова Л. Л. О некоторых аспектах формирования готовности учащихся к использованию средств ИКТ в учебном процессе// Мир психологии.-2005.-№1.-С.82-86
  7. Брушлинский А.В. О соотношении биологического и соцального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  8. Буянова Т. А. Формирование профессиональных намерении старшеклассников с учетом запросов конкретного экономического района. Канд. дис.—М., 1971.-21 с.
  9. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий// Школа и производство.-1996.-№3.-С.90-93

10. Вершинин С.Н., Сурудина Е.А. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора// Школа и производство.-1999.-№5.-С.87-89

11. Водзинская В. В. О социальной обусловленности выбора про­фессии.—В кн.: Социальные проблемы труда и производства.— М. — Варшава, 1969.-120 с.

12. Вольский Е. Н. Основные проблемы профессиональной ориента­ции в учебно-воспитательной работе cpeдней школы. Автореф. канд. дис.—М., 2001.-23 с.

  1. 13.   Горячева, Е. И. Концепция конкурентоспособности как основа гуманистической педагоги­ки / Е. И. Горячева // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1995.

14. Гнедин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников// Социс.-2001.-№8.-С.66-72

15. Голомшток А. Е. Трудовое обучение — основное средство проф­ориентации.//Школа и производство.- 2001.- № 2

16. Голомшток А. Е., Кондратьева Л. Л. О профессиональных наме­рениях учащихся выпускных классов.—В кн.: Профориентационная работа в ш.коле. — Калуга, 1998.-220 с.

17. Грибанов В. П. Соотношение основных интересов школьников-подростков и влияние их на жизненное самоопределение. Автореф. канд. дис.—Иркутск, 1968.-19 с.

18. Гринпштун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии// Школа и производство.-1995.-№2.-С.17-19

19. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун Психологические аспекты индивидуальной профадаптации. Барнаул.-1990.-85 с.

20. Журкина А. Я; Чистякова С. Н. О профессиональных намерени­ях старшеклассников и сфере их практической деятельности. // Советская педагогика.- 1972.- № 6.

21. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры// Школа и производство.-1999.-№6.- С.86-91

  1. 22.   Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследова­ния: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

23. Запесоцкий, А. Какого человека должна сформировать сегодня система образова­ния? / А. Запесоцкий // Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 46.

24. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект. Екатеринбург.Деловая книга, 2003.-336 с.

25. Игры - обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

26. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. - М„- Прометей, 1991. -219с.

27. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.

28. Климов Е. А. Психолого-педагогическая профконсультация уча­щихся. — Л., 1975.

29. Климов Е. А. Человек и профессия. — Л.:ЛГУ, 1975.-78 с.

30. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.-240 с.

31.  Крылова, Н. Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. — 2005. — № 2. — С. 89.

32. Кузин А. Путевка в жизнь// Народное образование.-1999.-№10.-С.176-178

33. Кухарчук Л. М. Анализ особенностей самооценок учащихся стар­ших классов и оценок .микросреды в процессе профессионально­го самоопределения.—В кн.: Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М., 1998.-265 с.

34. Литова З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях// Народное образование.-1999.-№10.-С.173-176

35. Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании старших школьников. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования. М.: МИРО, 2003. – 223 с.

36. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. В сб.: Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы). М.: ИОСО РАО, 2003. – 266 с.

37. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.-240 с.

38.  Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — М.: Изд-во Ин-тапракт. психологии, 1997.

39.  Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

40. На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2000.- С.9-20.

41. Никитина, Е. А. Самореализация школьника в учении: (теория и практика): Авто-реф. дис.... канд. пед. наук / Е. А. Никитина. — Саратов, 2002.

42. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.

43.  Острогорский, А. Н. Избранные педагогические сочинения /А. Н. Острогорский.— М.: Педагогика, 1985.

44. Петрова  А.С.  Профессиональная  ориентация  учащихся  общеобразовательных  школ  на  обучение  в  юридических  учебных  заведениях  МВД  России. — Тюмень,  2001.-129 с.

45. Платонов К. К. Личностный подход в профориентации.—В кн.:Вопросы теории и практики профориентации в .школе. М., 1972.-С.134-148

46. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М., 1972.-179 с.

47. Поляков В. А. Профессиональная ориентация старших школьни­ков в процессе трудового обучения. — М.: Знание, 1997.-226 с.

48. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.

49. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 2.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 80с.

50. Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения// Школа и производство.-1997.-№2.-С.92-95

51. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само­определение. М.— Воронеж, 2001. –129 с.

52. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросни­ки профессионального и личностного самоопределе­ния. Методическое пособие 3.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 64с.

53. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Мос­ковский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.

54. Райс  Ф. Психология  подросткового  и  юношеского  возраста. — СПб.,  2000.-450 с.

55. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера»// Школа и производство.-2003.-№6.-С.28-29

56. Романенко Н. Проект построения карьеры и создание фирмы: о профессиональном самоопределении учащихся// Народное образование.-1999.-№9.-С.186-188

57. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. — М.:ИНФРА-М, 1999.-704 с.

58. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесова В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. М.:Просвещение.-2002.-223 с.

59. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют ...». Психологический практикум - г. Дубна, «Феникс+», 2002, - 128 с.

60. Сахаров В. Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средних школ.—Киров, 2001.-220 с.

61. Сметанина М.А. Активизация профессионального и личностного самоопределения у подростков (авторская программа)// Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога. Под. Ред. Кроника А.А. - М., 1993.

62. Титма X. М. Выбор профессии как социальная проблема. — М., 1975.-109 с.

63. Титова И. П. К вопросу о классификации профессий. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972.-С.223-229

64.  Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.

65. Чернявская  А.П.  Психологическое  консультирование  по  профессиональной  ориентации.  М.:Феникс,  2001.-170 с.

66. Чирков  В.И.  Мотивация  учебной  деятельности. — Ярославль,  1991.-109 с.

67. Чистяков Н. Н. Школьник и профессия. Методическое пособие по профессиональной ориентации школьной молодежи. — Кеме­рово, 1972.-165 с.

68. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. // Школьные технологии.- 2002.- № 1. - С. 101-123.

69. Чурекова Т. М., Назимок В. Л. К вопросу о самореализации личности школьника// Мир психологии.-2005.-№1.-С.112-115

  1. 70. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.:Наука, 1993.-254 с.

71.  Шаповалов В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента// Народное образование.-2004.-№11.-С.45

Заказать диплом