Проблема формирования конкурентоспособной личности на современном этапе (курсовая работа)

Содержание

Введение.. 3

1. проблема формирования конкурентоспособной личности на современном этапе.. 7

1.1. Понятие конкурентоспособной личности, профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.2.  Особенности выбора профессии учащимися старших классов. 15

1.3. Возможности использования трудового обучения в школе в формировании конкурентоспособной личности. 26

2. Направления развития  профессионального самоопределения старшеклассников, как фактора формирования конкурентоспобной личности.. 37

2.1. Исследование профессионального самоопределения учащихся старших классов. 37

2.2. Мероприятия по формирования конкурентоспособной личности и профессионального самоопределения старшеклассников на уроках "Технология"  44

Заключение.. 54

Список литературы... 58

Приложения.. 64

Введение

Наше государство переживает  трудные  времена.  Кризис  власти, политическая и экономическая нестабильность в течение последних лет  создали негативные предпосылки для развития науки, культуры и образования в России.

В первую очередь, в  результате  непродуманных  шагов  государства  по изменению  общественно-политического  строя   и   укладов   пострадали   так называемые незащищенные категории населения  -  работники  науки,  культуры, образования и социальной сферы.

Переход ко всеобщему среднему образованию сделал актуальной задачу психологической и моральной подготовки школьников к перспективе включения в общественное произ­водство сразу по завершении среднего образования. Столь важную и сложную социальную задачу можно решить только с помощью объединения и координации деятельности коллективов школ с воспитательными усилиями семьи, предприятий, учреждений, организаций, широких кругов общественности.

Как показывает анализ массового опыта, взаимодействие учебно-воспитательного коллектива школы с другими социальными институтами далеко не везде имеет место и не всегда в достаточной степени эффек­тивно.

Отказавшись от идеологии формировании личности  мы  отдали  тем  самым вопросы формирования  личности  школьника  на  откуп  среде,  в  которой  он обитает. Среда  эта  далеко  неоднородна,  что  осложняет  задачи  педагога, выработать у каждого  учащегося  необходимые  умения  и  навыки  в  пределах школьной программы, необходимые  и  достаточные   для  адаптации  выпускника школы в условиях текущей нестабильной социально-экономической ситуации.

Необходимо, начиная со школьных лет,  знакомить  учащихся  с  основами маркетинга и предпринимательской деятельности, вооружить учащихся  знаниями  и  умениями, которые могут быть применены в реальной жизни.

Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.  Необходимость  организации  эффективного  профессионального  консультирования  направленного  на  помощь  старшекласснику  в развитии профессионального самоопределения,  в  осознанном  выборе  профессии, отвечающей  общественным и  личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной.

Вышесказанное свидетельствует также  об актуальности формирования конкурентоспособной личности школьников,  при  этом   важным   фактором   представляется реальная организация уроков и внеклассных мероприятий, построенных с учетом спроса на основные профессии в современных условиях и  обладающего  большим,  но,  к сожалению, недостаточно  используемым  сегодня,  воспитательным  потенциалом для развития личности школьников.

Это определило выбор темы настоящей работы:  "Проблема формирования конкурентоспособной личности на современном этапе».

Цель работы - определить возможные пути реальной   формирования конкурентоспособной личности школьников с учетом профессионального самоопределения.

Настоящая работа призвана реализовать следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2. Провести исследования профсклонностей и интересов старшеклассников;

3. Разработать мероприятия по формированию конкурентоспособной личности старших школьников с учетом профсклонностей и профинтересов.

Объектом исследования является профессиональное самоопределение учащихся старших классов.

Предметом исследования является формирование конкурентоспособной личности старшего школьника.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование конкурентоспособной личности на современном этапе связано с  профессиональными склонностями и интересами учащихся старших классов, и используя психолого-педагогический подход на уроках «Технология», можно создать условия для формирования конкурентоспособной личности с учетом профессиональных склонностей и интересов у учащихся старших классов.

В ходе исследования использовались различные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

опытно-экспериментальная работа;

математические методы обработки результатов.

Методики исследования: методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (по Климову Е.А.); методика «Карта интересов» (по Климову Е.А.).

Методологическую базу исследования составляют теория Климова Е.А. о профессиональном самоопределении, а также субъектно-деятельностный подход в психологии и теория профессиональных игр Н.С.Пряжникова.

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи­стяковой, а также следующие направления:

- социально-экономические,  теоретические  и  научные  подходы  к  выбору профессии и профориентации  (Калугин Н.И.,  Крупская Н.К.,  Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.,  Шацкий С.Т.);

- личностно-ориентированный  подход,  рассматривающий  взаимосвязь  возрастных  особенностей  с  выбором  профессии  подростком  (Абрамова Г.С.,  Божович Л.И.,  Воробьёва А.И., Кон И.С.,  Немов Р.С.,  Обухова Л.Ф.,    Петровский В.А.,  Фельдштейн Д.И. и  др.);

- этапно-уровневый  подход  к формированию  мотивационной  структуры   подростка и старшего школьника  и  формированию    профосклонностей  (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И.,  Леонтьев А.Н.,  Максимов В.Г.,  Мудрик А.В.,  Немов Р.С.,  Павлютенков Е.М.,  Реан А.А.,  . Чирков В.И и  др.);

- системный  подход  в  решении  проблемы  профориентации  (Захаров Н.Н.,  Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.).

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в двух 9 и двух 11-х классах общеобразовательной школы №24 г. Йошкар-Ола в количестве 40 человек.

Научная новизна. В настоящее время в литературе достаточно уделяется большое внимание профессиональной направленности личности в процессе общеобразовательного обучения,  однако еще не достает разработок профессионального самоопределения учащихся старших классов, как фактора формирования конкурентоспособной личности с учетом трудовых навыков, многие методики работы устарели, среди старшеклассников в последнее время наблюдается значительный рост доли тех, кто вообще не имеет определенного плана, касающегося будущей специальности и предстоящей трудовой и профессиональной деятельности, поэтому в данной работе даны новые направления по формированию конкурентоспособной личности и развитию профессионального самоопределения, склонностей и интересов у современных старшеклассников, основанные на активизирующих играх и занятиях по методу Н.С.Пряжникова и Сметаниной М.А. на уроках «Технология».

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Заключение

 

Таким образом, проведя теоретические и диагностические исследования проблем формирования конкурентоспособной личности на современном этапе, в соответствии с задачами, поставленными в работе, можно сделать следующие выводы:

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно, на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей школьного образования.

Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Особенно актуально формирование конкурентоспособной личности в старших классах, поскольку именно в данном возрасте важным становится выбор профессии, профессиональное самоопределение и дальнейшая реализация старшеклассника себя как личности в труде или учебе. Профессиональное самоопределение — это эмо­ционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конк­ретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет лич­ности найти область деятельности для полной реали­зации, «выполнения» себя.

Школьники остро чувствуют изменения в престижности рынка профессий, однако не всегда адекватно оценивают свои возможности при выборе своего профессионального пути.

Самоопределение,  как  профессиональное,  так  и  личностное,  становиться  центральным  новообразованием  старшего  подросткового  возраста.  Это  новая  внутренняя  позиция,  включающая  осознание  себя  как  члена общества,  принятие  своего  места  в  нём.

В  этом  возрасте  осознаётся  временная  перспектива,  развивается  устойчивая  самооценка,  нравственная  устойчивость  личности.  Самоопределение  и  стабилизация  личности  в  старшем  подростковом  возрасте  с  выработкой  мировоззрения.

В социальном плане задача состоит в том, чтобы создать условия, способствующие повышению престижности профессий в направлении, соответствующем изменяющимся потребностям общества в кадрах. Только на основе широкого самоопределения возможна дальнейшая специализация интересов, намерений и планов учащихся и формирование у них профессиональных интересов, намерений и планов.

Важнейшим требованием воспитательной концепции является развитие, специализация и профессионализация познавательных интересов и склонностей учащихся через организацию их разнообразной учебной и трудовой деятельности. Такая организация деятельности совершается на основе принципа, позволяющего придать единую направленность изучению основ наук, общественно полезному труду, внеклассной и внешкольной работе. Во всех этих видах деятельности школьников при формировании их профессиональных интересов и планов кроме учета их индивидуальных особенностей следует акцентировать внимание на развитии их стремления самостоятельно углублять свои знания и умения в интересующей области учения и труда, а также пытаться усовершенствовать те свои свойства и качества, которые необходимы для работы по соответствующей специальности. Воспитательный принцип должен быть воплощен в структуре, содержании, формах и методах профориентационной работы в школе.

Следовательно, при выборе профессии школьников к этому необходимо готовить. В настоящее время в рамках профориентационной работы со старшеклассниками необходимо формирование профессиональной направленности с учетом потребностей развивающегося общества в кад­рах и личных психофизиологических особенностей, активизировать у учащихся познавательную деятель­ность, самопознание и самовоспитание в связи с зада­чей выбора профессии.

Необходимость экономического подъема нашей страны настойчиво требует усиления внимания к преподаванию образовательной области «Технология» в школе. Содержание технологического образования направлено на развитие и воспитание обучающихся, формирование у них потребности и готовности к трудовой деятельности, освоение ими способов познания и осуществления  жизненного и профессионального самоопределения, подготовку к вхождению в рынок труда.

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развитие и воспитание широко образованной,  культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, т.е. формированию конкурентоспособной личности.

Вышеизложенное подтверждено диагностическими исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 11-го класса по 20 человек. По результатам исследования первого эксперимента выявлено, что уровень профессионального самоопределения значительно выше у учащихся 11-го класса (на 35%), в связи с чем актуализируется задача развития профессиональных склонностей и интересов у учащихся 9-го класса.

В двух классах по 20 старшеклассников  большая часть тяготеет к профессиям, связанными с техникой: автомашины, компьютерная техника, радиоприборы и т.д. Их в обоих классах 18 человек. Немного меньше (16 человек) мотивированы на профессии, связанные с общением - врачи, педагоги, общественные деятели. Творческие профессии интересуют шестерых старшеклассников. Профессии, связанные с природой - менее популярны - выбор сделали только два школьника, их профессиональные интересы лежат в области работы с животными. Следует отметить, что полностью профессиональные интересы и склонности сформированы только у 47,5% школьников (6 - учащихся 9-го класса и 13 человек - учащихся 11-го класса).

Неопределенность профессионального самоопределения старшеклассников обусловило необходимость проведения активной профоринтационной работы для развития профессионального самоопределения старшеклассников и формирования конкурентоспособной личности.

В рамках данного исследования были разработаны мероприятия программы по формированию конкурентоспособной личности с учетом профессионального самоопределения старшеклассников, которые основаны на методе Пряжникова Н.А., с использованием разработок Битяновой М.Р., Прутченкова А.С., Самоукиной Н.В., Сметаниной М.А. на уроках «Технология».

Мероприятия программы включают в себя не только направления профориентационной работы, но и методы психологического консультирования: тренинги, игры.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась: мы доказали, что используя психолого-педагогический подход на уроках «Технология», можно создать условия для формирования конкурентоспособной личности с учетом профессиональных склонностей и интересов у учащихся старших классов.

 

Заказать курсовую