Проблемы детско-родительских отношений в современной семье (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы детско-родительских отношений в современной семье. 9

1.1.  Разработка проблемы детско-родительских отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов. 9

1.2. Ошибки и трудности в воспитании детей в современных условиях. 13

1.3. Коррекция детско-родительских взаимоотношений и эмоционального благополучия детей в условиях ДОУ.. 28

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений и эсоционального состояняия детей старшего дошкольного возраста.. 34

2.1. Организация и методы исследования детско-родительских отношений и эмоционального благополучия старших дошкольников. 34

2.2. Психологическая помощь и коррекция детско-родительских  отношений и эмоциональной сферы   детей  старшего дошкольного возраста. 55

2.3. Анализ эффективности психологической помощи. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

Список использованных  источников. 73

Приложения.. 78

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к проблеме воспитания и образования.

Человек как личность начинает формиро­ваться в семье. Воспитание ребенка в семье — тема на­столько обширная, что исчерпать ее невозможно. Вместе с тем мы попытаемся об­судить ряд аспектов современного семейного воспитания.

Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родствен­никами у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он вхо­дит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения [50, С. 8].

Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую жизнь, превращения детей в активных членов общества. То есть непосредственная роль в процессе адаптации и интеграции, который базируется на принципах доверия и гармоничных взаимоотношений. Однако по результатам многочисленных исследований [1; 5; 13; 16; 20; 24; 31; 37; 39; 48] появление в семье ребенка зачастую нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате формируются дисгармоничные детско-родительские отношения. В большинстве случаев преобладает тревожно-конфликтный тип отношений, обнаруживается «дефицитность психологических взаимоотношений», неблагоприятная семейная ситуация в целом. Все это затрагивает эмоциональный компонент детско-родительского взаимодействия.

В настоящее время многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье, неспособность родителей понять и воспринять своего ребенка [28, С.50]. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 2008 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав [45, С.174].

Семейное неблагополучие и его негатив­ное воздействие на ребенка могут возник­нуть и по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Психологические исследования привели к выделению типов эффективного (оптимального) отношения родителей, способствующего полноценному развитию личности ребенка и типов неэффективного (нарушенного) родительского отношения с указанием на особую роль последнего в формировании патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка [3; 13;  14; 21; 22; 25; 39; 46].

Изучение особенностей семейного воспитания приобретает особое значение, так как семья является той средой, в которой идет формирование личности ребенка.

Определяя подходы к исследованию межличностных отношений в семье,  многие авторы отмечали, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку: стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним.

Структура родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста характеризуется нарушениями трех компонентов, а именно:

-  эмоционального (фобии и повышенная тревожность родителей, неразвитость родительских чувств);

-  когнитивного (нарушенное представление о состоянии здоровья ребенка, необъективное количество и качество требований к ребенку в семье);

- поведенческого (высокий уровень протекции, неустойчивость родительской позиции, нарушения системы взаимоотношений в семье, низкая степень удовлетворения потребностей ребенка).

Эти нарушения сказывается на взаимодействии родителей и детей, создавая «дефицитарную» социальную ситуацию развития [39, С.34].

Данная система детско-родительских отношений является неэффективной, так как в своей структуре имеет фиксированный тревожно-конфликтный компонент.

Старший дошкольный возраст является критическим как с психологической («кризис 7 лет»), так и с медицинской точки зрения [7]. В этот период у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, они приобретают смысл, у ребёнка возникает новое отношение к себе и окружающим людям. Объективная кризисная ситуация развития ребенка старшего дошкольного возраста часто сопровождается нарушенным родительским отношением.

Изучение типов родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста позволит разработать пути возможной помощи семьям с нарушенным родительским отношением и выстроить эффективную психолого-педагогическую систему оказания помощи данной категории семей, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности взаимоотношений родителей и детей как сложного нравственно-психологического и социально-педагогического явления, обусловленного глубокими психологическими и социальными причинами. Поскольку взаимоотношения родителей и детей в сочетании с другими факторами составляют специфическую характеристику социальной ситуации развития ребенка, то ее изучение в целом будет значимым для возрастной и педагогической психологии. Исходя из вышеотмеченного, мы сформулировали тему своего исследования как «Проблемы детско-родительских отношений в современной семье».

Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских отношений в современной семье и их влияния на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста, выявление проблем и возможность психологической помощи семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями.

Объект исследования. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования. Процесс оптимизации детско-родительских отношений и эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста как нарушение системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Гипотеза исследования. Реализация социально-психолого-педагогических коррекционных мероприятий позволит оптимизировать особенности детско-родительских отношений и повысить индекс эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1.   Осуществить  теоретико-методологический  анализ  проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности отношений родителей и детей в семье.

3. Проанализировать основные особенности родительского отношения, наиболее часто встречаемые при установлении детско-родительских отношений и   социально-психологические   факторы, детерминирующие нарушения родительского отношения к детям.

4.   Разработать и апробировать коррекционные мероприятия, направленные на установление оптимального родительского отношения  в семье и на повышение индекса эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили: современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития ребенка; субъектно-деятельностный подход в психологии; положение о единстве природы механизмов психического развития.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, который представлен следующими группами:

изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной психологии;

эмпирические методы: наблюдение за детьми, анкетирование; методы диагностики;

сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, подбором репрезентативных выборок испытуемых.

Для реализации цели экспериментального исследования (исследование детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методы и методики психодиагностики:

тест-опросник родительского отношения ОРО;

тест «Кинетический рисунок семьи» - КРС;

методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры» по изучению эмоционального благополучия.

Экспериментальной базой служили: В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, находящиеся в ДОУ «Яблонька», п. Краснооктябрьский, РМЭ и их родители – 20 детей – 2 группы по 10 человек.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем изучены психологические особенности влияния детско-родительских отношений в семье, имеющей детей старшего дошкольного возраста на эмоциональное благополучие ребенка; выявлены особенности проведения коррекционных мероприятий, направленных на установление оптимальных взаимоотношений в семье, имеющей  детей старшего дошкольного возраста и повышение индекса эмоционального благополучия ребенка. Таким образом, результаты исследования имеют определенное значение для возрастной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать:

- в практике дошкольных образовательных учреждений педагогами-психологами как для диагностики межличностных отношений в семье, так и для разработки методов оптимизации взаимоотношений в ней;

- в практике консультирования и оказания психологической помощи семье, так как полученные результаты способствуют расширению знаний родителей об эмоционально-личностных особенностях ребенка.

Список использованных  источников

  1. Аратюнян, М. Легко ли быть родителями? (Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс) / М. Аратюнян, М. Земнов. - М.: Сфера, 2007. - 191 с.
  2. Архин, Е.А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка / Е.А. Архин // Семья и школа. - 2006. - № 8. - С.24-26.
  3. Баздырев, К.К. Единственный ребенок / К.К. Баздырев. - М.: Дело, 2008. – 202 с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.,1968. - 314 с.
  5. Буренкова, Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. ...канд. психол.наук / Е.В. Буренкова. — Пенза, 2006. — 205 с.
  6. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ...канд.психол.наук / А.Я. Варга. -М.: МГУ, 1987. -25 с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  8. Гиппенрейтер, Ю. Слушать ребенка / Ю. Гиппенрейтер // Семья и школа. - 2007.-№8.-С.9-11
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? / Ю. Гиппенрейтер. - М.: Масс Медиа.-2005.-240 с.

10. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 2010. -156 с.

11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.: «КСП», 1996. - 160 с.

12. Дубровина, И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М.: Дрофа, 2008. – 220 с.

13. Дугарова, Э.Г. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на  складывающийся  тип  младшего  школьника.:  Автореф.  дис. ..канд.психол.наук / Э.Г. Дугарова. - Иркутск, 2005. - 18 с.

14. Евсеева, А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я- концепции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Евсеева. - Ниж. Новгород, 2007.- 212с.

15. Запорожец,  А.В.  Избранные  психологические  труды.  — Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М., 1986. - 316 с.

16. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров// Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С.59-68.

17. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 160 с.

18. Ибука, М. После трех уже поздно / М. Ибука. - М.: РУССЛИТ, 2009. - 96 с.

19. Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.М.Ледерс / Г.Л. Исурина. - М.: Знамя, 2009. – 120 с.

20. Киреева, Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье / Л.А. Киреева, И.И. Мамайчук. - Л.: Ленингр.орг.об-ва «Знание» РФ, 2006. - 30 с.

21. Клыпо, О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис....канд.психол.наук / О.В. Клыпо. - М.: Сфера, 2004.- 123 с.

22. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2009. - № 1.- С.93.

23. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008.- 208с.

24. Кован, К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского  поведения и развитие трехлетнего ребенка / К.П. Кован, Ф.А. Кован// Вопросы психологии - 2008. - № 4. - С. 110.

25. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. ...канд.психол.наук / Н.Т. Колесник. - М.: МГУ, 2006. – 188 с.

26. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломенский. — Минск: Изд-во БГУ, 2007. – 230 с.

27. Копытин, А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.

28. Кочеткова, С.В. Опыт анализа насилия в семье / С.В. Кочеткова // СОЦИС. - 2009. - №11. - С.45-60

29. Крайг, Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер . 2000. - 992 с.

30. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии / А.Ф. Лазурский. - СПб.: Алетейя, 2001.- 192 с.

31. Лангеймер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмайер, З. Матейчик. - Прага, 1984. - 109 с.

32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975. - 326 с.

33. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лэндрет. - М.: Междунар.пед.академия, 2004. – 420 с.

34. Маралов, В.Т. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста / В.Т. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 2010. - 130 с.

35. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи осн.принципы / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2008. - 149 с.

36. Марцинковкая, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д.Марцинковкая. - М.:Прогресс, 2007.-117 с.

37. Мухамедрахимов, Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца . / Р.Ж. Мухамедрахимов //Вопросы психологии. - 2004. -№ 6. - С. 16.

38. Мухина, B.C. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2006. - 209 с.

39. Наков, A. Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком // Мать, дитя, клиницист / А. Наков. - М.: Профи, 2004.- 246 с.

40. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

41. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. - М.: Знание, 2001.- 95с.

42. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 2008. - 320 с.

43. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в обл.практ.работы / К. Роджерс. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2009. -462 с.

44. Рубинштейн, С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма, 1999. - 704 с.

45. Рыбинский, Е.М. Феномен детства в современной России / Е.М. Рыбинский // Педагогика. - 2010. - №7. - С.174

46. Самоукина, Н.В. Родители и дети / Н.В. Самоукина // Прикладная психология. - 2006. - № 2.

47. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2010. - 96 с.

48. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2007. - №3.

49. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2./ А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 464 с.

50. Столин, В.В. Семья как объект психологической диагностики //Семья и формирование личности / В.В. Столин. - М., 2003. - С.26-38.

51. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. — М.: Издательство Гном и Д, 2000.—160 с.

52. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.

53. Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Дис.... канд. психол. наук / Е.В. Чумакова. - СПб, 2006. - 184 с.

54. Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Дис.... канд. пед. наук / С.Н. Щербакова. - М., 2008.-218 с.

55. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие / Э.Г. Эйдемиллер. - М.: Фолиум, 1996.

56. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 656 с.

Заказать диплом