Проблемы школьной адаптации при переходе школьников в среднее звено обучения (курсовая)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические проблемы исследования школьной дезадаптации…………………………………………………………………………………… 8
1.1. Разработка проблемы школьной дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………………………….. 8
1.2. Проявление дезадаптации школьников при переходе в среднее звено обучения…………………………………………………………………………………………………………. 23
глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ при переходе в среднее звено ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ……………………….. 32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….. 32
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………….. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 51
Список использованной литературы……………………………… 54
Приложение…………………………………………………………………………….. 58

Введение

Актуальность исследования: Актуальность охраны психического здоровья детей и подро­стков становится все более очевидной в связи с наблюдаемым рос­том нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, обострением проблемы социальной дезадаптации. Для современной школы характерно снижение показателей психосома­тического здоровья детей, увеличение различного рода недоразви­тии, снижение мотивации обучения. Причины этих тенденций могут быть связаны как с социально-психологическими и экологи­ческими факторами (социальные и экологические катаклизмы, на­циональные и региональные потрясения, нестабильность семьи и т.д.) так и с проблемами самой современной образовательной сис­темы.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов. физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название «Проблемы школьной дезадаптации».

В отечественной психологической и педагогической литерату­ре особенно подчеркивается сложность и значимость периода, свя­занного с адаптацией ребенка в школе. Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать Л.И.Божович, Л.А.Венгера, С.М.Громбаха, И.В.Дубровину, Е.Е.Кравцову, В.Е.Кагана, В.С.Мухину, Р.В.Овчарову, Д.Б.Эльконина и др.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в послед­ние годы для описания различных проблем и трудностей, возникаю­щих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности — зат­руднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти откло­нения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разны­ми нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофре­нией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведе­ния, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно. Организацией перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Как показывают данные исследований, переход из начальной школы в среднюю может сопровождаться рядом негативных изменений в личности учащихся. Причиной этого являются не только возрастные, в частности пубертатные, изменения: пубертат сам по себе не действует на личность, но повышает ее уязвимость перед лицом обстоятельств, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на ее самосознание.

Новые обстоятельства, которые отличают образ жизни учащегося средней школы от образа жизни детей младшего школьного возраста: прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди сверстников, — все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и сравнению себя с другими (Божович Л.И.).

Это дает нам возможность рассматривать переход из начальной школы в среднюю как модель напряженной психоэмоциональной деятельности в социальных условиях, затрудняющих реализацию жизненных потребностей учащихся.

Индивидуальные характеристики пятиклассников в своей совокупности составляют своеобразную гамму вариантов развития учащихся этого возраста: от конфликтного с ярко выраженными трудностями в поведении, через целый ряд промежуточных форм, до относительно спокойного протекания. Это со всей убедительностью свидетельствует о том, что так называемый кризис при переходе из начальной школы в среднюю вовсе не обязателен, что переход может совершаться без особых трудностей в воспитании, что трудности определяются не внутренними процессами, в частности не находятся в прямой и непосредственной связи с половым созреванием. Трудности вызываются, с одной стороны, индивидуальными особенностями личности, сложившимися к началу перехода в среднюю школу, и, с другой, — конкретной ситуацией развития каждого отдельного ребенка. Выявление условий, при которых переход из начального звена в среднее без кризисов и срывов, без трудностей в обучении, очень важно, ибо поможет найти такую систему обучения, при которой этот период будет проходить с оптимальным использованием тенденций развития при полном исключении трудностей (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Зинченко В.П.).

Учитывая, что «внешние причины действуют лишь опосредованно через внутренние условия» личности (Рубинштейн С.Л.), а также мнение ряда исследователей (Левитов Н.Д., Рождественская Е.А.) о влиянии психических состояний на формирование новых черт характера возникает необходимость ранней диагностики, профилактики и коррекции «слабых звеньев» в структуре личности учащихся при переходе из начального в среднее звено, которые оказываются чувствительными к психогениям, связанным с необходимостью изменения жизненного стереотипа, отказа от привычного (Личко А.Е. и др.).

На сегодняшний день психологи школ испытывают острый недостаток в научно обоснованных программах ранней диагностики, профилактике и психокоррекции нарушений в развитии личности и психического здоровья учащихся при переходе из начальной школы в среднюю (Волков Н.С., Каган В.Е., Иовчук Н.М., Сабло Г.В., Дробинская А.О., Александровский Ю.А.). В состояниях психической напряженности, тревоги, страха, фрустрации дети, как и взрослые, нередко отвечают снижением пластичности, гибкости поведения, его фиксированными формами, что при высоких степенях их выраженности может способствовать развитию дезадаптации и нервно-психических расстройств. Все это делает тему данного исследования актуальной.

Недостаточная разработанность проблемы школьной адаптации при переходе школьников в среднее звено обучения обусловило выбор темы исследования.

Объектом исследования являются школьники, учащиеся 5 класса.

Предметом исследования выступают особенности эмоционального состояния школьников в период их адаптации к среднему звену обучения.

Целью данной работы является рассмотрение психологических аспектов адаптации в школе, особеннос­тей проявления школьной дезадаптации в период перехода в среднее звено обучения. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие адаптации и дезадаптации, основные особенности ее проявления;
  • провести диагностические исследования, определяющие особенности эмоциональной сферы в период адаптации к обучению в 5 классе школьников;
  • разработать мероприятия педагогической профилактики эмоциональных расстройств с целью устранения дезадаптации школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на школьную адаптацию учащихся влияет мотивация к обучению, школьная тревожность, условия обучения в начальной школе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили системно-деятельностный подход, учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребен­ка, развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, и др.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

  • изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;
  • наблюдение;
  • тестирование исследуемых;
  • математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой); исследование школьной тревожности по методике Филипса.

Опытно-экспериментальная база исследования: учащиеся 5 класса средней школы №11 г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек и учащиеся 5 класса средней школы, расположенной в п.Куяр в количестве 20 человек.

Новизна исследования: выявлены различия в особенностях адаптации к обучению в 5 классе школьников, обучающихся совместно с 1 класса и школьников, пришедших в 5 класс из других школ, а также выявлено влияние на процесс адаптации мотивации и школьной тревожности.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что методы диагностики помогут педагогам, психологам, родителям выявлять и предотвращать дезадаптацию школьников в период перехода в среднее звено обучения в школе.

Список использованной литературы

  1. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии- 1978.- № 4.
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976..-112 с.
  3. Баевский Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые пробле­мы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибер­нетические аспекты адаптации системы «человек-среда». — М.: б/и, 1975. — С. 28.
  4. Баранников А.В., Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Минобразование России. Департамент общего и дошкольного образования.
  5. Белобрыкина О. А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики. // Психология и школа. – 2005. — №2.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика.- 1968.-230 с.
  7. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1951. -Вып. 36.
  8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  9. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления кри­тических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  10. Вассерман Л. И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1994, № 3, С.16-25.
  11. Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.-109 с.
  12. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Раз­витие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.-190 с.
  13. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1984.-348 с.
  14. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т, М., 1982—1984. Т. 2, 3, 4.
  15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.- 286 с.
  16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М.: Наука.- 1981.-234 с.
  17. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России.-1993.-280 с.
  18. Дмитриева С.В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу : Дис. … канд. психол. Наук М., 2005.- 205 с.
  19. Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1986. Т. I, II.
  20. Каляпина Т.Ю. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса//Начальная школа.-1996.-№8.-С.9-16
  21. Караковский В.А. Любимые мои ученики., 1987.-87 с.
  22. Кошелева А. Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей // Развитие социальных эмоций у де­тей дошкольного возраста. М., 1986.-230 с.
  23. Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса//Начальная школа.-1996.-№8.-С.9-16