Проблемы современного семейного воспитания (диплом)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.................................................................................................. 8

1. 1. Проблемы воспитания ребенка в условиях семьи на современном этапе     8

1. 2. Вопросы исследования общения ребенка со взрослым в отечественной и зарубежной литературе............................................................................... 17

1.3. Проблемы эмоций и эмоциональных состояний человека в современной психологической науке.............................................................................. 23

1.4. Cпособность родителей к эмпатии и эмоциональная сфера дошкольника   34

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ К СПОСОБНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ЭМПАТИИ........................................... 50

2.1. Диагностика  методов исследования................................................ 50

2. 2. Мероприятия по развитию способности родителей к эмпатии и коррекции негативных эмоциональных состояний детей........................................ 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 68

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................... 75

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Человек как личность начинает формиро­ваться в семье. Воспитание ребенка в семье — тема на­столько обширная, что исчерпать ее в не­большом издании невозможно. Вместе с тем мы попытаемся об­судить ряд аспектов современного семейного воспитания.

Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родствен­никами у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он вхо­дит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.[6, 8]

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого чело­века, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессозна­тельно. Впрочем, последнее время стали встречаться молодые родители, которые, вос­питывая ребенка, сознательно воспитывают также и себя. К сожалению, эта позиция родителей еще не стала популярной, несмотря на то что она заслуживает самого присталь­ного внимания.

Прежде чем рассмотреть проблемы современного семейного воспитания, воздействия семьи на ее членов в раз­личные периоды жизни, нужно взглянуть на семью как на малую группу — определенную социаль­ную общность, которая в основном состоит из супругов и их детей, представляя собой относительно постоянное целое.[42, 7]

Каждая личность характеризуется своеобразным отно­шением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, пове­дение людей сквозь систему сложившихся у него убежде­ний, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это спра­ведливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи от­четливо выраженные взгляды, установки в подходе к лю­дям и жизненным явлениям.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка в семье является одной из наиболее важных и сложных проблем семейного воспитания  на современном этапе, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях cтановления личности дошкольника.[52, 63]

При наличии объективных условий для всестороннего развития надо искать причины наших потерь и просчетов в каждом конкрет­ном случае, не замалчивая и общих бед и проблем.

Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье, неспособность родителей понять и воспринять своего ребенка. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 2001 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.

Семейное неблагополучие и его негатив­ное воздействие на ребенка могут возник­нуть и по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Наше умение мужественно и последовательно признавать совершенные ошибки, наша откры­тость по отношению к детям, не замалчивание трудностей и преград, а совместный поиск выхода из кризисных ситуаций — единственный способ не потерять доверие собственных детей.[23, 16]

Эмоциональное общение ребенка со взрослым — необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком не может заменить ему этого общения.

Поэтому неслучайно темой нашего исследования мы взяли «Проблемы современного семейного воспитания», в которой мы попытались раскрыть проблему  эмпатии.

Объектом исследования является способность родителей к эмпатии и эмоциональная сфера ребенка.

Предметом исследования - влияние родительской эмпатии на различные аспекты эмоциональной сферы ребенка.

Целью данной работы является изучение влияния способности родителей к эмпатии на развитие  эмоциональной сферы ребенка.

Исходя из этого задачами данной работы стали:

n   теоретически проанализировать современное состояние данной проблемы в отечественной и зарубежной науке;

n   подобрать адекватные диагностические средства для изучения способности родителей к эмпатии и различных аспектов эмоциональной сферы ребенка;

n    выявить закономерности влияния общения между родителями и детьми на эмоциональное состояние ребенка;

n   провести экспериментальное исследование способности родителей к эмпатии, проанализировать взаимосвязь данных показателей;

n   разработать программу коррекции взаимоотношений родителей и детей и оценить ее эффективность.

Гипотеза исследования: диагностическое исследование позволяет выявить зависимость способности родителей к эмпатии и эмоционального состояния ребенка, учитывая которую можно разработать мероприятия по устранению негативных взаимоотношений в семье между родителями и детьми и создать благоприятную атмосферу для эмоционального развития ребенка.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- наблюдение за детьми и родителями в социуме и открытой среде;

- опытно-экспериментальная работа;

- тестирование исследуемых.

Для определения способности к эмпатии родителей и эмоционального состояния детей были выбраны следующие методики:

- тест - опросник  родительского отношения Столина В.В. и Варга А.Я.;

-  «рисунок семьи»;

Методическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

Опытно-экспериментальная база: исследования были проведены в детском саду № 87 г. Йошкар – Ола с родителями и детьми - дошкольниками в количестве 10 человек.

Новизна исследования. Далеко не все стороны проблемы социальных чувств, эмоциональной сферы личности ребенка и влияние на эмоциональное развитие ребенка формы и методов общения с родителями изучены на сегодняшний день, поэтому новизна нашего исследования заключается в разработке проблемы взаимоотношения родителей и детей применительно условиям российской действительности, а также в аспекте возрастной и педагогической психологии. Кроме того, в нашей работе будет сделан акцент на прикладной аспект данной проблемы, а именно представлена авторская программа коррекции негативных проявлений в эмоциональной сфере детей 5-6 лет, другой практический материал для психологов, воспитателей, родителей.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции, методы диагностики помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам, родителям вовремя выявлять и предотвращать негативные эмоциональные состояния у детей дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования влияния способности родителей к эмпатии на развитие эмоциональную сфере ребенка был проанализирован большой объем литературы по данной проблеме и сделаны следующие выводы:

1. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широ­кого круга знаний и умений, способов овладения различным содер­жанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной по­зиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко обществен­ное значение.

Воспитание детей — самый трудный вид деятельности, так считает подавляющее большинство психологов. Родители от мла­денчества до зрелости детей сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество.

2. Сегодня институт семьи пережинает глубочайший кризис. В непростых для современной семьи условиях больше всего страдают дети. Выходом из этою тупика может быть только поиск подхода к воспитанию ребенка как самостоятельной лич­ности, создание такой среды, в которой ребенок будет развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность. В этом процессе воспитания огромную роль играет умение родителя вчувствоваться в свое дитя, встать не его место, понять, дать необходимый совет.

У каждого ребенка есть свой эмоциональный «резервуар», и поскольку эмоциональное реагирование, свойственное ребенку, постоянно его опустошает, пополнение резервуара становится важнейшей задачей для психического здоровья. Родители могут сделать ребенка спокойным, счастливым, положитель­но реагирующим на все требования и предложения.

Для таких детей и родителей было необходимо проведение коррекционных мероприятий. В рамках данной работы нами были разработаны и апробированы мероприятия по улучшению взаимоотношений в семье, развитию эмпатических родительских свойств, а также  различные игры с детьми для улучшения эмоционального состояния ребенка.

Таким образом, выдвинутая в данной работе гипотеза, подтвердилась: мы экспериментальным путем подтвердили зависимость между способностью родителей к эмпатии и эмоциональным развитием ребенка-дошкольника.

Заказать диплом