Профессиональная деятельность и личность учителя (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Профессиональная деятельность и личность учителя. 7

1.1. Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности  7

1.2. Учитель  как субъект педагогической деятельности. 16

1.3. Профессионально обусловленные требования к личности учителя музыки  36

2. Исследования некоторых личностных особенностей учителей музыки школ РМЭ и студентов, получающих дополнительную подготовку в области музыкального воспитания Оршанского педагогического колледжа. 50

2.1. Характеристика базы исследования. 50

2.2. Описание диагностических средств исследования. 54

2.2.1. Обследование самооценки. Тест «Самооценка» (С.А. Будасси) 54

2.2.2.Обследование ориентации  учителя в учебном процессе.

Тест «Ориентация учителя в учебном процессе» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов) 55

2.2.3.Обследование творческого потенциала личности учителя.

Тест «Творческий потенциал личности учителя» (Е.И. Рогов) 56

2.2.4. Исследование ценностных ориентаций учителей.Тест «Ценностные ориентации учителя» (М. Рокич) 56

2.2.5. Обследование отношения учащихся к учителям.Анкета «Учитель- ученик». 57

2.3. Обработка и анализ результатов исследования некоторых личностных особенностей учителей музыки. 57

2.4.Выводы и рекомендации. 68

Заключение. 77

Список использованных источников. 79

Приложения. 84

Введение

1) Современный этап общественного развития вызывает определенные изменения в сфере образования: происходит переосмысление педагогических ценностей, возникает необходимость поиска новых путей развития личности, наиболее полного раскрытия ее творческого потенциала. Решение современных проблем образования невозможно без серьезных изменений в системе подготовки учителя, так как именно он является носителем новых педагогических идей, проводником их непосредственно в жизнь.

2) Личность учителя всегда являлась предметом изучения многих ученых, педагогов и психологов.

3) Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя музыки освещаются в работах В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, М.Г. Мерзляковой, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак. Совершенствование профессиональной  подготовки будущего учителя, по мнению А.В. Брушлинского, В. Т. Кудрявцева, А. Я. Пономарева, В.А. Сластенина связано с изучением творчества как механизма развития личности. По мнению В. В. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, М. М. Поташника с выделением сущностных черт педагогического творчества. В психолого-педагогической литературе определено влияние творческих способностей и одаренности на творческую деятельность, выявлены факторы  и  критерии  развития  творческих    способностей,   условия повышения    мотивации    и    способов   творческой   познавательной деятельности (Д.Б.Богоявленская, Н. В. Кузьмина, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.); рассмотрены проблемы развития самостоятельности и инициативы личности (И. П. Волков, И. Я. Лернер и др.); предложены пути интеграции теории и практики в общепедагогической подготовке студентов (О.А. Абдуллина, Н. М. Яковлева и др.).

4) Как мы видим изучается личность учителя в целом, без привязки к тому предмету, который он преподает. Хотя есть ученые, которые считают, что существуют специфические особенности учителей, преподающих разные предметы. Например, есть мнение, что специфика учителя  музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе (уроки музыки и различные внеклассные мероприятия) требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но, прежде всего, педагога.

5) Различные аспекты профессиональной подготовки учителя музыки освещаются в работах Д.Д. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Ю.Б. Алиева, Г.М. Цыпина и др. О возросшем интересе к проблеме подготовки учителя музыки свидетельствуют современные музыкально-педагогические исследования, в частности, исследования по проблеме профессионально-обусловленных качеств личности учителя музыки (Искакова Ж.Ж., Магомедова З.Х., Полева Г.И., Черепанова О.К. и др.).

6) Таким образом, мы видим, что существуют разные точки зрения к исследованию личности учителя: с одной стороны - общие требования и комплексные исследования, с другой стороны считается, что преподаваемый предмет откладывает отпечаток на личность учителя.

Нас это заинтересовало. И так как автор выпускной квалификационной работы обучаясь в педагогическом колледже получила дополнительную подготовку в области музыки, то и проблемой исследования явилась особенности личности учителя музыки.

На основании этого мы выделили:

Объект исследования: личностное развитие лиц разного возраста.

Предмет исследования: особенности личности учителя музыки и студентов ОПК, получающих дополнительную подготовку в области музыкального воспитания в показателях:

-         уровня самооценки;

-         выраженности стиля взаимодействия в учебном процессе;

-         уровня творческого потенциала;

-         ценностных ориентаций;

-         степени отношения учащихся к учителю.

Гипотеза исследования: предполагается, что учителя музыки имеют некоторые личностные особенности в сравнении с учителями, преподающими другие предметы.

Цель исследования: выявить особенности личности учителя музыки и студентов ОПК, получающих дополнительную подготовку в области музыкального воспитания

Цель конкретизируется в решении следующих задач:

1)                             Изучить теоретические источники по проблеме профессиональной деятельности к личности учителя музыки;

2)                             Подобрать и разработать диагностические средства исследования особенностей учителя музыки;

3)                             Провести констатирующее исследование по проблеме «Особенности личности музыки»;

4)                             Сформулировать выводы и разработать рекомендации по личностному совершенствованию учителей музыки.

Этапы и задачи исследования:

1 этап: подготовительный.

Задачи:   - изучение теоретических источников по проблеме исследования;

-         формулирование актуальности исследования:

-         подбор диагностических средств исследования;

-         подбор базы исследования;

-         разработка плана проведения исследования.

2 этап: основной.

Задачи: -проведение констатирующего исследования;

-         обработка данных исследования;

-          анализ данных исследования.

3 этап: заключительный.

Задачи: -формулировка выводов по результатам исследования;

-         разработка рекомендаций;

-         оформление материалов исследования в соответствии с требованиями;

-         защита выпускной квалификационной работы.

Методы исследования:

Основной метод исследования- констатирующий эксперимент.

Частные методы:

-         тест «Самооценка» (С.А. Будаси);

-         тест «Ориентация учителя в учебном процессе» (Ситаров, В.Г. Моролов);

-         тест «Творческий потенциал личности учителя» (Е.И. Рогов);

-         тест «Ценностные ориентации учителя» ( М. Рокич);

-         анкета «Учитель-ученик».

Методы математической обработки данных исследования:

-         методы первичной и вторичной математической обработки данных исследования;

-         метод Стьюдента для незавершенной выборки.

Научная значимость исследования: Теоретическая значимость заключается в изучении и систематизации теоретических данных об особенностях личности учителя музыки.

Практическая значимость исследования:

-         в подборе диагностических средств и проведении диагностик;

-         в разработке выводов и рекомендаций проекта умением планирования, осуществления оформления и защиты выпускной квалификационной работы;

-         в получении достоверных данных по проведению исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Список использованных источников

  1. Абдуллин Э. Б. Цели и принципы методологической подготовки учителя
    музыки // Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки. -
    М., 1991.-134 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -  М.,2000.-86 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.-172 с.
  4. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. - М.,1985. –80 с.
  5. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей.  - М.,1974. –93 с.
  6. Арчажникова Л.Г. Профессия-учитель музыки. - М.,1984.-191 с.
  7. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты.- М., 1996. – 320 с.
  8. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.-120 с.
  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997. –178 с.

10. Вендрова Т.Е.,  Пигарёва И.В. Воспитание музыкой. - М.,1980.-68 с.

11. Вершловский С. Г. Учитель о себе и профессии. – Л., 1988. – 49 с.

12. Войтлева Н. А. Музыка и композиторы Востока // Проблемы искусства и этнографии: Сб. научн. статей. – Майкоп, 1997. –55 с.

13. Войтлева Н. А. Музыкальное исполнительство и педагогика // О музыкальном просвещении и образовании: Сб. научн. статей. –   Майкоп, 1995. – 60 с.

14. Войтлева Н. А. Музыкально-эстетическое воспитание // Проблемы искусства и этнографии: Сб. научн. статей. – Майкоп, 1997. – 78 с.

15. Войтлева Н. А. Развитие творческих способностей студентов как один из ведущих факторов профессиональной подготовки будущих учителей  // Развитие личности в образовательных системах  Южно – Российского региона: Тез. докл. VII Годичного собрания Южного отделения РАО и XIX регион. психолого – педагог. чтений Юга России. – Ростов н/Д : Изд – во РГПУ, 2000. Часть II. –12 с.

16. Войтлева Н. А. Творческость в работе педагога // Актуальные проблемы современной науки: Тез. докл. 2-й Международной конференции молодых ученых и студентов.– Самара, 2001. –10 с.

17. Войтлева Н. А. Формирование культуры личности – актуальная задача воспитания и образования // Ежеквартальный научный журнал АГУ «Вестник». Серия: Педагогика. – Майкоп, 1998. – 14 с.

18. Войтлева Н. А. Черты личности и проблемы педагогического творчества // Развитие личности в образовательных системах  Южно – Российского региона: Тез. докл. IX Годичного собрания Южного отделения РАО и XXI регион. психолого – педагог. чтений Юга России. – Ростов н/Д : Изд – во РГПУ, 2002. Часть I. – 120 с.

19. Вяткина 3. Н. Индивидуальный стиль в педагогиче­ском мастерстве учителя. – Пермь, 1979. – с. 49.

20. Горюнова Т.А. Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. – М., 1981. – с.7-8, с. 13-14

21. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.-160 с.

22. Жутикова Н.В. Учителю о психологической помощи: Кн. для учителя. М., 1988. –85 с.

23. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М., 1980.-189 с.

24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. –104 с.

25. Каминская М.В. Психологическая технология педагогической деятельности веского типа. Иваново, 2002.-176 с.

26. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.-163 с.

27. Коган Г. М. У врат мастерства. - М., 1977.-99 с.

28. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л.: Изд-во
Ленинградск. университета, 1961.-106 с.

29. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. –113 с.

30. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. –80 с.

31. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985. – 32 с.

32. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. – 98 с.

33. Кукушин В.С.  Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. – М.,  2002.-56с.

34. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990. – 66 с.

35. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.-34 с.

36. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.-94 с.

37. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. –85 с.

38. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. –76с.

39. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-123 с.

40. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.-200 с.

41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.

42. Муцмахер В. И. Формирование профессионально значимых качеств личности
будущего учителя музыки. - М., 1982.-197 с.

43. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-е изд., испр. М., 1997. –113 с.

44. Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 420 c.

45. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.-352 с.

46. Орлов А.Б., Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. –360 с.

47. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М., 1991. –154 с.

48. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.-167 с.

49. Психологический практикум по изучению типологических и индивидуальных особенностей личности. Воронеж:ВЭПИ, 2002-99с.

50. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2000. –242 с.

51. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. –300 с.

52. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. - М.,1979.-104 с.

53. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. – М.,  2004.-345 с.

54. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1998.-219 с.

55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.-358 с.

56. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. –190 с.

57. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

58. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. -  М.,1991. –184 с.

59. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий М., 1998.-203 с.

60. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002. –423 с.

61. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995. –407 с.

62. Халабуздарь П.В..Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. -  Санкт-Петербург 2000.-218 с.

63. Чепуров В.И. Музыка в школе. -  М.,1983. –117 с.

64. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. -  М.,2001.-120 с.

Заказать  диплом