Профессиональная направленность современных подростков (курсовая)

Содержание

 

введение...................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессиональной направленности современных подростков       9

1.1. Понятие и особенности профессиональной направленности в трудах отечественных и зарубежных авторов.............................................................. 9

1.2. особенности профессиональной направленности у современных подростков   20

2.  Методики и результаты исследования профессиональной направленности современных подростков................................ 38

2.1. Организация и методы исследования.................................................. 38

2.2. Анализ результатов исследования....................................................... 39

заключение.............................................................................................. 49

Список использованных источников........................................ 53

Приложения............................................................................................. 57

Введение

Актуальность темы. Переход ко всеобщему среднему образованию сделал актуальной задачу психологической и моральной подготовки школьников к перспективе включения в общественное произ­водство сразу по завершении среднего образования. Столь важную и сложную социальную задачу можно решить только с помощью объединения и координации деятельности коллективов школ с воспитательными усилиями семьи, предприятий, учреждений, организаций, широких кругов общественности.

Как показывает анализ массового опыта, взаимодействие учебно-воспитательного коллектива школы с другими социальными институтами далеко не везде имеет место и не всегда в достаточной степени эффек­тивно.

Ведущая роль в реализации социальных требований совершенствова­ния подготовки подрастающего поколения к труду и выбору профессии принадлежит  профессиональной ориентации. Она представляет собой на­учно-практическую деятельность социальных институтов (школы, семья, базовых предприятий, ОПТУ, средних специальных и высших учебных за­ведений, внешкольных учреждений), направленную на формирование у школьников профессионального самоопределения с учетом индивидуаль­ных особенностей личности учащихся и потребностей народного хозяйст­ва в квалифицированных кадрах.

Выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной.

Главным в оценке степени привлека­тельности того или иного вида труда у нас является характер, индивидуальные склонности и интересы самой личности.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

Профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему. Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы:

n   Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

n    Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

n    Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

n    Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

n    Навыки, привычки, знания, опыт [18].

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности  до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Выявление определенных склонностей и интересов уже в школьном возрасте может оказать значительное положительное влияние на мотивацию выбора будущей профессии.

Профессиональное самоопределение подростков - сложный процесс, охватывающий ценностно-мотивационную сферу (жизненные ориентиры и познавательные интересы), профессиональную направленность и профессиональные планы.

Подростковый возраст представляет особый интерес для исследования вследствие того, что в этот период формируются сложные компоненты личности и субъекта деятельности, которые являются психологическими предпосылками вступления молодого человека во взрослую жизнь [11].

Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков и старших школьников ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.

Личностное самоопределение влияет на все стороны жизни подростка и старшего школьника, в особенности – на выбор профессии. Выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной.

Поскольку значительное число современных юношей и девушек нередко выбирают профессию стихийно, в дальнейшем у них часто возникают трудности: одни не справляются с учебой, другие разочаровываются в ней, третьи вообще приходят к выводу, что выбранная профессия им не подходит. Это может привести к дискомфорту личности, возникновению внутриличностного конфликта, и даже конфликту с окружающей действительностью.

В настоящее время в психологической и педагогической литературе достаточно уделяется большое внимание профессиональной и личностного самоопределения в процессе общеобразовательного обучения, однако еще не достает разработок по развитию профессиональной направленности современных подростков, в связи с этим существенным является не только информированность подростков и старшеклассников о специфике той или иной профессии, но и знание о себе, своих индивидуально-психологических, характерологических особенностях которые сформировались к подростковому возрасту. Все вышеизложенное определило новизну и актуальность выбранной нами темы исследования: «Профессиональная направленность современных подростков».

Объектом исследования: личность подростков.

Предметом исследования: особенности профессиональной ориентации подростков.

Целью данной работы является изучение особенностей профессиональной направленности современных подростков.

Исходя из этого в данной работе решаются следующие задачи:

- изучить и проанализировать исследования по данной проблеме;

-         диагностика мотивации выбора профессии;

-         выбрать методики и провести исследования профессиональной направленности современных подростков;

-         обработать результаты исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современный подросток более ориентирован на гуманитарные специальности; подростки, определившись в выборе профессии, имеют достаточно сформированный уровень личностного самоопределения и высокий уровень развития профессиональной направленности.

В ходе исследования использовались различные методы:

- теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- тестирование;

- наблюдение;

- математические методы обработки результатов.

Методики исследования: методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (по Климову Е.А.); тест «Смысложизненных ориентаций» (методика Е.Б. Фанталовой).

Методологическую базу исследования составляют субъектно-деятельностный подход, учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребен­ка, теория Климова Е.А. о профессиональном самоопределении, а также социально-экономические,  теоретические  и  научные  подходы  к  выбору профессии и профориентации  (Н.И. Калугин, В.Д. Симоненко, С.Т.  Шацкий и др.).

Теоретической основой стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи­стяковой.

Разработкой проблемы личностных особенностей подростков занимались Е.И. Савонько, М.С. Неймарк, В.Э, Чудновский, Л.С. Выготский Л.С., И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.

Авторы также рассматривали взаимосвязь  возрастных  особенностей  с  выбором  профессии  подростком  ( Г.С. Абрамова Г.С.,  А.И. Воробьёва, И.С.  Кон,  Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский и  др.); этапно-уровневый  подход  к формированию  мотивационной  структуры   подростка и старшего школьника  и  формированию    профосклонностей  ( Г.В. Ахметжанова, И.И. Купцов,  А.Н. Леонтьев, В.Г.  Максимов, В.И.  Чирков и  др.); системный  подход  в  решении  проблемы  профориентации  (Н.Н. Захаров, А.Д.  Сазонов, В.Д.  Симоненко В.Д.).

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в 9 классе Советской средней общеобразовательной школы в количестве 10 человек.

Научная новизна. В данной работе показано, что профессиональная направленность подростков связана с уровнем личностного самоопределения.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Список использованных источников

 

 

  1. 1. Вдовина Л.Е. Выбираем профессию – выбираем судьбу / Л.Е. Вдовина, Л.А.  Матросова, Э.А. Абдрахманова // http://www.ymama.ru/articles/258?try=1
  2. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий / С.И. Вершинин // Школа и производство.-2006. - №3. - С.90-93
  3. Водзинская В.В. О социальной обусловленности выбора про­фессии.—В кн.: Социальные проблемы труда и производства / В.В. Водзинская.— М. — Варшава, 2009. – С.110-129
  4. Гнедин А.М. Профориентация школьников / А.М. Гнедин, М.И.Сергеев // Социс. - 2009. - №8. - С.66-72
  5. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. - М.:Педагогика, 2009. - 160 с.
  6. Голомшток А.Е. О профессиональных наме­рениях учащихся выпускных классов.—В кн.: Профориентационная работа в школе / А.Е. Голомшток, Л.Л. Кондратьева. — Калуга, 2008. – 320 с.
  7. 7. Голомшток А.Е. Трудовое обучение — основное средство профориентации / А.Е. Голомшток // Школа и производство. – 2007. - № 2
  8. Грибанов В. П. Соотношение основных интересов школьников-подростков и влияние их на жизненное самоопределение. Автореф. канд. дис. / В.П. Грибанов.—Иркутск, 1998.
  9. Гринпштун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии / С.С. Гринпштун // Школа и производство. - 2005. - №2. - С.17-19

10. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение подростков в связи с интеллектуально-личностными особенностями и социально-семейной ситуацией развития. Автореф….канд.псих.наук / М.В. Данилова. – М.: МГУ, 2009. – 24 с.

11.  Данилова, М. В. Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков / М. В. Данилова // Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18-21 сентября 2007 года «Психология - будущему России»: сб. статей. - М. - Ростов-на-Дону: Издательство «КРЕДО», 2007. - с. 285.

12. Демина Л.Д. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации / Л.Д. Демина, А.И. Ярошенко.- Барнаул, 2009. - 85 с.

13. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры / Ю.М. Забродин // Школа и производство.-2009. - №6. - С.86-91

14. Зверев И.Д. Общие проблемы профориентации в школе. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации / И.Д.  Зверев.—М., 2007. – 220 с.

  1. 15. Журавлёв В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В.И. Журавлев. - Ростов н/Д: Ростовский университет, 2009. - 200 с.
  2. 16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург.Деловая книга, 2003. - 336 с.

17. Йовайша Л. Основы подготовки учащихся к выбору профессии. Автореф. доест, дис.—Вильнюс, 2004.-С.121

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д, 1996. С.39-40.

19. Кондратьева Л.Л. Проблема выбора профессии и задачи профконсультации.—В кн.: Вопросы 'психологии труда, трудового обучения и воспитания. Материалы V научной конференции / Л.Л. Кондратьева.- М., 2007.

20. Кузин А. Путевка в жизнь / А. Кузин // Народное образование. - 2009. -№10. - С.176-178

21. Кузьмин Е.С. Формирование отношения к труду. — В кн.: Человек и общество / Е.С. Кузьмин, А.Л. Свентицкая. - Л., 2006. - С.25

22. Литова З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях / З. Литова // Народное образование. - 2009. - №10. - С.173-176

23. Малахова А.Н. Здоровье и выбор профессии.—В кн.: Школа и выбор профессии / А.Н. Малахова. - М., 2006. – 210 с.

24. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу.-  СПб., 1997. – 189 с.

25. Методические основы профессионального отбора. — Pига, 2009. – 210 с.

26. Назымов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим / И. Назымов // Школа и производство. - 2007. - №1. - С.89-96

27. Одинцова М.А. Специфика структурной организации ценностно-мотивационной сферы подростков учреждений профессионального образования в ситуации аномии современного российского общества / М.А. Одинцова, Е.М. Семенова // http://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/semenova

28. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учите­лей / В.Б. Ольшанский. - М., 2004. - С.191.

29. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Т. Яровшевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

30. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А. Головей – М.:Норма, 2003. - 256 с.

31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само­определение / Н.С. Пряжников. М.— Воронеж, 1996.

  1. 32. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Мос­ковский психолого-социальный институт, Флинта, 2008. - 184 с.

33. Райс  Ф. Психология  подросткового  и  юношеского  возраста. — СПб.,  2000.

34. Репринцева Ю. С. Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» / Ю. С. Репринцева // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 123-126.

35. Романенко Н. Проект построения карьеры и создание фирмы: о профессиональном самоопределении учащихся / Н. Романенко // Народное образование. - 2009. - №9. - С.186-188

36. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. — М.: НОРМА , 1999. – 709 с.

37. Титма X. М. Выбор профессии как социальная проблема / X.М. Титма. - Выбор профессии как социальная проблема. — М., 2007.  – 245 с.

38. Титова И.П. К вопросу о классификации профессий. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации / И.П. Титова. – 2007. – 180 с.

39. Узлов Н.Д. Шизофрения как клинический и культурный феномен: к проблеме шизофренизации массового сознания: монография / Н.Д.Узлов. – Пермь, 2009. – 366 с.

40. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. — М., 2009. – 113 с.

41. Чернявская  А.П.  Психологическое  консультирование  по  профессиональной  ориентации / А.П. Чернявская. -  М.,  2010. – 146 с.

42. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения    молодежи. Профессиональное    самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита / С.Н. Чистякова. - Омск, 2003. – 156 с.

43. Шавир  Л.Ф.  Психология  профессионального  самоопределения  в  ранней  юности / Л.Ф. Шавир. — Тюмень,  2008. – 220 с.

44. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий.- М., 2009. – 289 с.

Заказать курсовую