Профессиональные интересы старших школьников (диплом)

Содержание

 

Введение.................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей и динамики профессиональных интересов у старших школьников.............................................................................................. 10

1.1. Понятие и особенности профессиональных интересов в трудах отечественных и зарубежных авторов........................................................................................ 10

1.2. Социальная обусловленность профессиональных интересов старших школьников......................................................................................................................... 22

1.3.  Психологические особенности выбора профессии учащимися старших классов......................................................................................................................... 36

Выводы по первой главе............................................................................. 52

Глава 2.  Направления исследования  профессиональных интересов старшеклассников..................................................... 55

2.1. Организация и методики исследования............................................... 55

2.2. Анализ результатов исследования....................................................... 56

2.3. Мероприятия по формированию профессиональных интересов старшеклассников......................................................................................................................... 65

2.4. Контрольная диагностика динамики уровня профессиональных интересов старшеклассников........................................................................................... 80

Вывод по второй главе............................................................................... 82

заключение........................................................................................... 84

Список использованных источников................................. 89

Приложения........................................................................................... 93

Введение

Актуальность темы. Переход ко всеобщему среднему образованию сделал актуальной задачу психологической и моральной подготовки школьников к перспективе включения в общественное произ­водство сразу по завершении среднего образования. Столь важную и сложную социальную задачу можно решить только с помощью объединения и координации деятельности коллективов школ с воспитательными усилиями семьи, предприятий, учреждений, организаций, широких кругов общественности.

Как показывает анализ массового опыта, взаимодействие учебно-воспитательного коллектива школы с другими социальными институтами далеко не везде имеет место и не всегда в достаточной степени эффек­тивно.

Ведущая роль в реализации социальных требований совершенствова­ния подготовки подрастающего поколения к труду и выбору профессии принадлежит  профессиональной ориентации. Она представляет собой на­учно-практическую деятельность социальных институтов (школы, семья, базовых предприятий, ОПТУ, средних специальных и высших учебных за­ведений, внешкольных учреждений), направленную на формирование у школьников профессионального самоопределения с учетом индивидуаль­ных особенностей личности учащихся и потребностей народного хозяйст­ва в квалифицированных кадрах.

Выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной.

Из всех основных мотивов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим является профессиональный интерес. Однако такое доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в основе общий интерес к отрасли науки или виду деятельности.

Главным в оценке степени привлека­тельности того или иного вида труда у нас является характер, индивидуальные склонности и интересы самой личности.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

Профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему. Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы [18, с.23]:

n   Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

n    Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

n    Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

n    Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

n    Навыки, привычки, знания, опыт

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности  до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Выявление определенных склонностей и интересов уже в школьном возрасте может оказать значительное положительное влияние на мотивацию выбора будущей профессии.

Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.  Необходимость  организации  эффективного  профессионального  консультирования  направленного  на  помощь  старшекласснику  в развитии профессионального самоопределения,  в  осознанном  выборе  профессии, отвечающей  общественным и  личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной.

Целью данной работы является изучение особенностей профессиональных интересов старших школьников и их динамика.

Исходя из этого в данной работе решаются следующие задачи:

- изучение литературы по проблеме исследования;

- изучение профессиональных интересов и мотивации выбора профессии у учащихся старших классов, выявление причин выбора профессии;

-         разработка и апробация программы мероприятий по развитию профессиональных интересов и профессионального самоопределения старших школьников.

Объектом исследования являются профессиональные интересы учащихся старших классов.

Предметом исследования являются изучение особенностей формирования профессиональных интересов в 8-9 классах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что Программа формирования профессиональных склонностей и интересов у учащихся старших классов, построенная на специальных играх и упражнениях, собранных в определенной последовательности, поможет в правильном профессиональном самоопределении.

В ходе исследования использовались различные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- опытно-экспериментальная работа;

- математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования: методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (по Климову Е.А.); методика «Карта интересов» (по Климову Е.А.), схема альтернативного выбора ( по Н.С.Пряжникову).

Методологическую базу исследования составляют теория Климова Е.А. о профессиональном самоопределении, а также субъектно-деятельностный подход в психологии и теория профессиональных игр Н.С.Пряжникова.

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А. Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи­стяковой, а также следующие направления:

— социально-экономические,  теоретические  и  научные  подходы  к  выбору профессии и профориентации  (Калугин Н.И.,  Крупская Н.К.,  Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.,  Шацкий С.Т.);

— личностно-ориентированный  подход,  рассматривающий  взаимосвязь  возрастных  особенностей  с  выбором  профессии  подростком  (Абрамова Г.С.,  Божович Л.И.,  Воробьёва А.И., Кон И.С.,  Немов Р.С.,  Обухова Л.Ф.,    Петровский В.А.,  Фельдштейн Д.И. и  др.);

— этапно-уровневый  подход  к формированию  мотивационной  структуры   подростка и старшего школьника  и  формированию    профосклонностей  (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И.,  Леонтьев А.Н.,  Максимов В.Г.,  Мудрик А.В.,  Немов Р.С.,  Павлютенков Е.М.,  Реан А.А.,  . Чирков В.И и  др.);

— системный  подход  в  решении  проблемы  профориентации  (Захаров Н.Н.,  Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.).

Изучению интереса, вопросам классификации интересов, исследованию их формирования и развития посвящены работы И.А. Гуревич, М.В. Жежко, А.Г. Здравомыслова, Е.Г. Кайдаш, Ю.Я. Левкова, В.Н. Липник, В.Н. Максимовой, Р.А. Плотниковой, Ф.К. Савиной, Г.А. Синютиной, Г.И. Щукиной, Н.И. Юдашиной, И.С. Якиманской, Г.А. Яцковской и др.

При изучении профессиональных интересов, их структуры, классификаций ориентиром для нас были работы Г.Д. Бабушкина, О.Н. Будулатье-вой, Е.А. Климова, А.Д. Копытова, А.Д. Сазонова, В.Ф. Сахарова, Е.Б. Тес-ля и др. Профессиональный интерес стал предметом изучения диссертационных исследованиях В.Ф. Афанасьева, Г.Ф. Вечорко, Р.И. Гарбич, Е.П. Гроссу, О.Н. Зайцевой, Е.Н. Землянской, Э.Н. Истратовой, А.В. Мордовской и др.

При изучении особенностей развития интересов на определенных возрастных этапах, влияния возрастных особенностей учащихся на профессиональное самоопределение, мотивацию выбора профессии нам были важны исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, О.Н. Зайцевой, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, А.В. Мудрика, Ю.П. Сокольникова, И.В. Тимониной, Л.М. Фридмана, П.А. Шавира, Е.А. Шумилина, М.М. Ященко и др.

Особенности формирования профессиональных намерений старшеклассников, их готовности к выбору профессии отражены в исследованиях Л.А. Амировой, Н.Ю. Бугаковой, М.И. Губановой, Л.А. Йовайши, В.Я. Михайленко, В.И.Петрухина, Н.Ф. Родичева, Е.В. Филатовой и др.

Таким образом, на сегодняшний день исследованию проблемы профессиональных интересов посвящено большое количество работ, создана достаточно серьезная теоретическая база, но есть ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки. Появились новые возможности для изучения вопросов развития профессиональных интересов старшеклассников, в связи с новой парадигмой образования, которая основана на личностно-ориентированном, деятельностном подходах и т.д. Анализируя психолого-педагогические исследования, мы выявили, что, в основном, поднимаются вопросы формирования профессиональных интересов, а изучению развития профессиональных интересов старшеклассников, уделено недостаточно внимания. Все вышеизложенное и определило выбор темы дипломного исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в двух 8 и двух 9-х классах Шиньшинской общеобразовательной школы Моркинского района, РМЭ в количестве 40 человек.

Научная новизна. В настоящее время в психологической и педагогической литературе достаточно уделяется большое внимание профессиональной направленности личности в процессе общеобразовательного обучения, однако еще не достает разработок по развитию профессиональных интересов, профессионального самоопределения учащихся старших классов, многие методики профориентационной работы устарели, среди старшеклассников в последнее время наблюдается значительный рост доли тех, кто вообще не имеет определенного плана, касающегося будущей специальности и предстоящей трудовой и профессиональной деятельности, поэтому в данной работе даны новые направления по развитию профессионального самоопределения, склонностей и интересов у современных старшеклассников, основанные на активизирующих играх и занятиях по методу Н.С.Пряжникова и Сметаниной М.А.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Структура работы. Дипломная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

Список использованных источников

 

  1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую пси­хологию / Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 237 с.
  2. Арифьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, ВУЗ / И.П. Арифьев // Педагогика. - 2005. - №3. - С.65-68
  3. Аисмонтас, Б.Б. Бланковые и карточные игры профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 4. / Б.Б. Аисмонтас, Н.С. Пряжников. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 64с.
  4. Блонский, П.П. Выбор профессии. — Избр. пед. произв. / П.П. Блонский.— М., 1961.
  5. Брушлинский, А.В. О соотношении биологического и соцального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности / А.В. Брушлинский. - М., 2004. – 230 с.
  6. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий / С.И. Вершинин // Школа и производство.-2006. - №3. - С.90-93
  7. Водзинская, В.В. О социальной обусловленности выбора про­фессии.—В кн.: Социальные проблемы труда и производства / В.В. Водзинская.— М. — Варшава, 2009. – С.110-129
  8. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. - М.:Педагогика, 2009. - 160 с.
  9. Гнедин, А.М. Профориентация школьников / А.М. Гнедин, М.И.Сергеев // Социс. - 2009. - №8. - С.66-72

10. Голомшток, А.Е. Трудовое обучение — основное средство профориентации / А.Е. Голомшток // Школа и производство. – 2007. - № 2

11. Голомшток, А.Е. О профессиональных наме­рениях учащихся выпускных .классов.—В кн.: Профориентационная работа в школе / А.Е. Голомшток, Л.Л. Кондратьева. — Калуга, 2008. – 320 с.

12. Гринпштун, С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии / С.С. Гринпштун // Школа и производство. - 2005. - №2. - С.17-19

13. Демина, Л.Д. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации / Л.Д. Демина, А.И. Ярошенко.- Барнаул, 2009. - 85 с.

14. Забродин, Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры / Ю.М. Забродин // Школа и производство.-2009. - №6. - С.86-91

15. Зверев, И.Д. Общие проблемы профориентации в школе. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации / И.Д.  Зверев.—М., 2007. – 220 с.

16. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа / А.Г. Здравомыслов.—М., 2007. – 120 с.

17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург.Деловая книга, 2003. - 336 с.

18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д, 1996. С.39-40.

19. Кондратьева, Л.Л. Проблема выбора профессии и задачи профконсультации.—В кн.: Вопросы 'психологии труда, трудового обучения и воспитания. Материалы V научной конференции / Л.Л. Кондратьева.- М., 2007.

20. Кузин, А. Путевка в жизнь / А. Кузин // Народное образование. - 2009. -№10. - С.176-178

21. Кузьмин, Е.С. Формирование отношения к труду. — В кн.: Человек и общество / Е.С. Кузьмин, А.Л. Свентицкая. - Л., 2006. - С.25

22. Литова, З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях / З. Литова // Народное образование. - 2009. - №10. - С.173-176

23. Малахова, А.Н. Здоровье и выбор профессии.—В кн.: Школа и выбор профессии / А.Н. Малахова. - М., 2006. – 210 с.

24. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу.-  СПб., 1997. – 189 с.

25. Методические основы профессионального отбора. — Pига, 2009. – 210 с.

26. Назымов, И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим / И. Назымов // Школа и производство. - 2007. - №1. - С.89-96

27. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учите­лей / В.Б. Ольшанский. - М., 2004. - С.191.

28. Петрова, А.С. Профессиональная  ориентация  учащихся  общеобразовательных  школ  на  обучение  в  юридических  учебных  заведениях  МВД  России / А.С. Петрова. — Тюмень,  2010.

29. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. – М., 2007. -200 с.

30. Профессиональные интересы // http://psi.webzone.ru/st/315100.htm

31. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 2 / Н.С. Пряжников.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 80с.

32. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное само­определение / Н.С. Пряжников. - М.— Воронеж, 1996.

33. Пряжников, Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросни­ки профессионального и личностного самоопределе­ния. Методическое пособие 3. / Н.С. Пряжников. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 64с.

34. Пряжников, Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 4 / Н.С. Пряжников.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 64с.

35. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Мос­ковский психолого-социальный институт, Флинта, 2008. - 184 с.

36. Прутченков, А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов/ А.С. Прутченков. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.

37. Ретивых, М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера» / М.В. Ретивых // Школа и производство.- 2009. - №6. - С.28-29

38. Романенко, Н. Проект построения карьеры и создание фирмы: о профессиональном самоопределении учащихся / Н. Романенко // Народное образование. - 2009. - №9. - С.186-188

39. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. — М., 1999.

40. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют ...» / Н.В. Самоукина. - Психологический практикум - г. Дубна, «Феникс+», 2002, - 128 с.

41. Сметанина, М.А. Активизация профессионального и личностного самоопределения у подростков (авторская программа)// Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / М.А. Сметанина / Под. Ред. Кроника А.А. - М., 2009.

42. Титма, X. М. Выбор профессии как социальная проблема / X.М. Титма. - Выбор профессии как социальная проблема. — М., 2007.  – 245 с.

43.  Титова, И.П. К вопросу о классификации профессий. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации / И.П. Титова. – 2007. – 180 с.

44. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. — М., 2009. – 113 с.

45. Чернявская,  А.П.  Психологическое  консультирование  по  профессиональной  ориентации / А.П. Чернявская. -  М.,  2010. – 146 с.

46. Чистякова, С.Н. Концепция профессионального самоопределения    молодежи. Профессиональное    самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита / С.Н. Чистякова. - Омск, 2003.

47. Шавир,  Л.Ф.  Психология  профессионального  самоопределения  в  ранней  юности / Л.Ф. Шавир. — Тюмень,  2008. – 220 с.

48. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий.- М., 2009. – 289 с.

Заказать диплом