Профессиональное самоопределение юношей и девушек в возрасте от 13 до 17 лет (курсовая)

Содержание

 

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения у юношей и девушек в возрасте 13-17 лет...................... 8

1.1. Понятие и особенности профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных авторов.............................................................. 8

1.2. Социальная обусловленность профессионального самоопределения старших школьников..................................................................................................... 17

1.3.  Психологические особенности выбора профессии подростками и старшими школьниками................................................................................................... 28

Глава 2.  Практическое исследованияе профессионального самоопределения старшеклассников.......................................................................................... 43

2.1. Организация и методики исследования............................................... 43

2.2. Анализ результатов исследования....................................................... 44

2.3. Мероприятия по формированию профессионального самоопределения старшеклассников........................................................................................... 51

Заключение.................................................................................................. 57

Список использованных источников...................................................... 61

Приложения................................................................................................. 64

Введение

Актуальность темы. Переход ко всеобщему среднему образованию сделал актуальной задачу психологической и моральной подготовки школьников к перспективе включения в общественное произ­водство сразу по завершении среднего образования. Столь важную и сложную социальную задачу можно решить только с помощью объединения и координации деятельности коллективов школ с воспитательными усилиями семьи, предприятий, учреждений, организаций, широких кругов общественности.

Как показывает анализ массового опыта, взаимодействие учебно-воспитательного коллектива школы с другими социальными институтами далеко не везде имеет место и не всегда в достаточной степени эффек­тивно.

Ведущая роль в реализации социальных требований совершенствова­ния подготовки подрастающего поколения к труду и выбору профессии принадлежит  профессиональной ориентации. Она представляет собой на­учно-практическую деятельность социальных институтов (школы, семья, базовых предприятий, ОПТУ, средних специальных и высших учебных за­ведений, внешкольных учреждений), направленную на формирование у школьников профессионального самоопределения с учетом индивидуаль­ных особенностей личности учащихся и потребностей народного хозяйст­ва в квалифицированных кадрах.

Выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной.

Из всех основных мотивов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим является профессиональный интерес. Однако такое доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в основе общий интерес к отрасли науки или виду деятельности.

Главным в оценке степени привлека­тельности того или иного вида труда у нас является характер, индивидуальные склонности и интересы самой личности.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

Профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему. Е.А. Климов [16] выделяет пять основных слагаемых данной системы:

n   Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

n    Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

n    Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

n    Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

n    Навыки, привычки, знания, опыт

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности  до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Выявление определенных склонностей и интересов уже в школьном возрасте может оказать значительное положительное влияние на мотивацию выбора будущей профессии.

Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.  Необходимость  организации  эффективного  профессионального  консультирования  направленного  на  помощь  старшекласснику  в развитии профессионального самоопределения,  в  осознанном  выборе  профессии, отвечающей  общественным и  личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной.

Целью данной работы является изучение особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек в возрасте от 13 до 17 лет.

Исходя из этого в данной работе решаются следующие задачи:

- изучение литературы по проблеме исследования;

-         Практические исследования профессионального самоопределения и мотивации выбора профессии юношей и девушек, учащихся 8-9 классов;

-         предложения по развитию профессионального самоопределения старших школьников.

Объектом исследования являются профессиональное самоопределение юношей и девушек в возрасте от 13 до 17 лет.

Предметом исследования являются изучение особенностей формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение в старших классах зависит от мотива выбора профессии, осознанности выбора, профессиональных склонностей и интересов.

В ходе исследования использовались различные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- опытно-экспериментальная работа;

- математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования: методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (по Климову Е.А.); методика «Карта интересов» (по Климову Е.А.); схема альтернативного выбора (по Пряжникову А.С.).

Методологическую базу исследования составляют теория Климова Е.А. о профессиональном самоопределении, а также субъектно-деятельностный подход в психологии и теория профессиональных игр Н.С.Пряжникова.

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи­стяковой, а также следующие направления:

— социально-экономические,  теоретические  и  научные  подходы  к  выбору профессии и профориентации  (Калугин Н.И.,  Крупская Н.К.,  Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.,  Шацкий С.Т.);

— личностно-ориентированный  подход,  рассматривающий  взаимосвязь  возрастных  особенностей  с  выбором  профессии  подростком  (Абрамова Г.С.,  Божович Л.И.,  Воробьёва А.И., Кон И.С.,  Немов Р.С.,  Обухова Л.Ф.,    Петровский В.А.,  Фельдштейн Д.И. и  др.);

— этапно-уровневый  подход  к формированию  мотивационной  структуры   подростка и старшего школьника  и  формированию    профосклонностей  (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И.,  Леонтьев А.Н.,  Максимов В.Г.,  Мудрик А.В.,  Немов Р.С.,  Павлютенков Е.М.,  Реан А.А.,  . Чирков В.И и  др.);

— системный  подход  в  решении  проблемы  профориентации  (Захаров Н.Н.,  Сазонов А.Д.,  Симоненко В.Д.).

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в двух 8 и двух 9-х классах общеобразовательной школы, РМЭ в количестве 40 человек.

Научная новизна. В настоящее время в психологической и педагогической литературе достаточно уделяется большое внимание профессиональной направленности личности в процессе общеобразовательного обучения, однако еще не достает разработок по развитию профессионального самоопределения учащихся старших классов, многие методики профориентационной работы устарели, среди старшеклассников в последнее время наблюдается значительный рост доли тех, кто вообще не имеет определенного плана, касающегося будущей специальности и предстоящей трудовой и профессиональной деятельности, поэтому в данной работе предложены новые направления по развитию профессионального самоопределения, склонностей и интересов у современных старшеклассников, основанные на активизирующих играх и занятиях по методу Н.С.Пряжникова и Сметаниной М.А.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Структура работы. Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложений.

Заключение

 

Таким образом, в ходе исследования, проведенного в данной работе, мы выяснили, что подготовка к сознательному выбору профессии — важный фактор формирования целостной, гармонически развитой личности.

Проблеме профессионального самоопределения личности в современной психологической науке посвящено немало исследований. Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи­стяковой. Для теоретического анализа психологических про­блем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда.

Профессиональное самоопределение — это эмо­ционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное само­определение личности влияют социально-экономичес­кие условия, межличностные отношения в професси­ональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении при­надлежит самой личности, ее активности, ответствен­ности за свое становление.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конк­ретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет лич­ности найти область деятельности для полной реали­зации, «выполнения» себя.

Проблема  выбора  профессии возникает  в  старшем  школьном  возрасте,  включающем  в  себя  старший  подростковый  и  ранний  юношеский  возраст – от  13 до 17  лет  (8 – 11 классы).

Если  в  15  лет  жизнь  кардинально  не  изменилась  и  старший  подросток  остался  в  школе,  он  тем  самым  отсрочил  на  два  года  выход  во  взрослую  жизнь  и,  как  правило,  сам  выбор  дальнейшего  пути.  В  этот  относительно  короткий  период  срок  необходимо  создать  жизненный  план — решить  вопросы  кем  быть  (профессиональное  самоопределение)  и  каким  быть  (личностное  и  моральное  самоопределение).  Старшеклассник  должен  не  просто  представлять  себе  своё  будущее  в  общих  чертах,  а  осознавать  способы  достижения  поставленных  целей.

В  выпускном  классе  дети  сосредотачиваются  на  профессиональном  самоопределении.  Оно  предполагает  самоограничение,  отказ  от  фантазий,  в  которых  ребёнок  мог  стать  представителем  любой,  самой  привлекательной  профессии.  Старшекласснику  приходиться  ориентироваться  в  различных  профессиях,  что  совсем  не  просто,  поскольку  в  основе  отношения  к  профессиям  лежит  не  свой  собственный,  а  чужой  опыт – сведения,  полученные  от  родителей,  друзей,  знакомых,  телепередач  и  т.п.  этот  опыт  обычно  абстрактен,  не  пережит,  не  выстрадан  ребёнком.  Кроме  того,  нужно  верно  оценить  свои  объективные  возможности – уровень  учебной  подготовки,  здоровье,  материальные  условия  семьи  и,  главное,  свои  способности  и  склонности.

Самоопределение,  как  профессиональное  так  и  личностное,  становиться  центральным  новообразованием  старшего  подросткового  возраста.  Это  новая  внутренняя  позиция,  включающая  осознание  себя  как  члена общества,  принятие  своего  места  в  нём.

В  этом  возрасте  осознаётся  временная  перспектива,  развивается  устойчивая  самооценка,  нравственная  устойчивость  личности.  Самоопределение  и  стабилизация  личности  в  старшем  подростковом  возрасте  с  выработкой  мировоззрения.

В социальном плане задача состоит в том, чтобы создать условия, способствующие повышению престижности профессий в направлении, соответствующем изменяющимся потребностям общества в кадрах. Только на основе широкого самоопределения возможна дальнейшая специализация интересов, намерений и планов учащихся и формирование у них профессиональных интересов, намерений и планов.

Важнейшим требованием воспитательной концепции является развитие, специализация и профессионализация познавательных интересов и склонностей учащихся через организацию их разнообразной учебной и трудовой деятельности. Такая организация деятельности совершается на основе принципа, позволяющего придать единую направленность изучению основ наук, общественно полезному труду, внеклассной и внешкольной работе. Во всех этих видах деятельности школьников при формировании их профессиональных интересов и планов кроме учета их индивидуальных особенностей следует акцентировать внимание на развитии их стремления самостоятельного углублять свои знания и умения в интересующей области учения и труда, а также пытаться усовершенствовать те свои свойства и качества, которые необходимы для работы по соответствующей специальности. Воспитательный принцип должен быть воплощен в структуре, содержании, формах и методах профориентационной работы в школе.

Вышеизложенное подтверждено диагностическими исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 8-го и 9-го класса по 20 человек. По результатам исследования первого эксперимента выявлено, что уровень профессионального самоопределения значительно выше у учащихся 9-го класса (на 35%), в связи с чем актуализируется задача развития профессиональных склонностей и интересов у учащихся 8-го класса.

В двух классах по 20 старшеклассников  большая часть тяготеет к профессиям, связанными с техникой: автомашины, компьютерная техника, радиоприборы и т.д. Их в обоих классах 18 человек. Немного меньше (16 человек) мотивированы на профессии, связанные с общением - врачи, педагоги, общественные деятели. Творческие профессии интересуют шестерых старшеклассников. Профессии, связанные с природой - менее популярны - выбор сделали только два школьника, их профессиональные интересы лежат в области работы с животными. Следует отметить, что полностью профессиональные интересы и склонности сформированы только у 47,5% школьников (6 - учащихся 8-го класса и 13 человек - учащихся 9-го класса).

Неопределенность профессионального самоопределения старшеклассников обусловливает необходимость проведения активной профоринтационной работы для развития профессионального самоопределения старшеклассников.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась: мы доказали, что профессиональное самоопределение в старших классах зависит от мотива выбора профессии, осознанности выбора, профессиональных склонностей и интересов.

Однако мы понимаем, что данная проблема обширна, поэтому дальнейшего изучения требуют такие проблемные вопросы, как:

q       особенности мотивов выбора профессии в подростковом и старшем школьном возрасте;

q       структура ценностный ориентаций школьников в периолд выбора профессии;

q       вопросы практической реализации профессионального выбора старшеклассниками в конкретной социальной ситуации развития, с точки зрения взаимовлияния различных уровней ориентировочной деятельности

 

 


Список использованных источников

 

  1. Арифьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, ВУЗ / И.П. Арифьев // Педагогика. - 2005. - №3. - С.65-68
  2. Блонский П.П. Выбор профессии. — Избр. пед. произв. / П.П. Блонский.— М., 1961.
  3. Брушлинский А.В. О соотношении биологического и соцального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности / А.В. Брушлинский. - М., 2004. – 230 с.
  4. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий / С.И. Вершинин // Школа и производство.-2006. - №3. - С.90-93
  5. Водзинская В.В. О социальной обусловленности выбора про­фессии.—В кн.: Социальные проблемы труда и производства / В.В. Водзинская.— М. — Варшава, 2009. – С.110-129
  6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. - М.:Педагогика, 2009. - 160 с.
  7. Гнедин А.М. Профориентация школьников / А.М. Гнедин, М.И.Сергеев // Социс. - 2009. - №8. - С.66-72
  8. Голомшток А.Е. Трудовое обучение — основное средство профориентации / А.Е. Голомшток // Школа и производство. – 2007. - № 2
  9. Голомшток А.Е. О профессиональных наме­рениях учащихся выпускных .классов.—В кн.: Профориентационная работа в школе / А.Е. Голомшток, Л.Л. Кондратьева. — Калуга, 2008. – 320 с.

10. Гринпштун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии / С.С. Гринпштун // Школа и производство. - 2005. - №2. - С.17-19

11. Демина Л.Д. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации / Л.Д. Демина, А.И. Ярошенко.- Барнаул, 2009. - 85 с.

12. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры / Ю.М. Забродин // Школа и производство.-2009. - №6. - С.86-91

13. Зверев И.Д. Общие проблемы профориентации в школе. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации / И.Д.  Зверев.—М., 2007. – 220 с.

14. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа / А.Г. Здравомыслов.—М., 2007. – 120 с.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.:Академический проект / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург.Деловая книга, 2003. - 336 с.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д, 1996. С.39-40.

17. Кондратьева Л.Л. Проблема выбора профессии и задачи профконсультации.—В кн.: Вопросы 'психологии труда, трудового обучения и воспитания. Материалы V научной конференции / Л.Л. Кондратьева.- М., 2007.

18. Кузин А. Путевка в жизнь / А. Кузин // Народное образование. - 2009. -№10. - С.176-178

19. Кузьмин Е.С. Формирование отношения к труду. — В кн.: Человек и общество / Е.С. Кузьмин, А.Л. Свентицкая. - Л., 2006. - С.25

20. Литова З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях / З. Литова // Народное образование. - 2009. - №10. - С.173-176

21. Малахова А.Н. Здоровье и выбор профессии.—В кн.: Школа и выбор профессии / А.Н. Малахова. - М., 2006. – 210 с.

22. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу.-  СПб., 1997. – 189 с.

23. Методические основы профессионального отбора. — Pига, 2009. – 210 с.

24. Назымов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим / И. Назымов // Школа и производство. - 2007. - №1. - С.89-96

25. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учите­лей / В.Б. Ольшанский. - М., 2004. - С.191.

26. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. – М., 2007. -200 с.

27. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и лич­ностного самоопределения. Методическое пособие 2 / Н.С. Пряжников.— М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 80с.

28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само­определение / Н.С. Пряжников. М.— Воронеж, 1996.

29. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Мос­ковский психолого-социальный институт, Флинта, 2008. - 184 с.

30. Романенко Н. Проект построения карьеры и создание фирмы: о профессиональном самоопределении учащихся / Н. Романенко // Народное образование. - 2009. - №9. - С.186-188

31. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. — М., 1999.

32. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют ...» / Н.В. Самоукина. - Психологический практикум - г. Дубна, «Феникс+», 2002, - 128 с.

33. Титма X. М. Выбор профессии как социальная проблема / X.М. Титма. - Выбор профессии как социальная проблема. — М., 2007.  – 245 с.

34.  Титова И.П. К вопросу о классификации профессий. — В кн.: Вопросы теории и практики профориентации / И.П. Титова. – 2007. – 180 с.

35. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. — М., 2009. – 113 с.

36. Чернявская  А.П.  Психологическое  консультирование  по  профессиональной  ориентации / А.П. Чернявская. -  М.,  2010. – 146 с.

37. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения    молодежи. Профессиональное    самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита / С.Н. Чистякова. - Омск, 2003.

38. Шавир  Л.Ф.  Психология  профессионального  самоопределения  в  ранней  юности / Л.Ф. Шавир. — Тюмень,  2008. – 220 с.

39. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий.- М., 2009. – 289 с.

Заказать курсовую