Профессиональное самосознание будущих педагогов (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты формирования профессионального сознания педагога.. 6

1.1. Понятие профессионального самосознания  6

1.2. Особенности профессионального самосознания педагога  9

1.3. Мотивы выбора педагогической профессии  17

2. Исследование особенностей формирования профессионального самосознания  студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе. 27

2.1. Диагностика  профессионального самосознания личности  27

2.2. Результаты диагностического исследования определения профессионального сознания будущих педагогов  29

Заключение. 36

Библиографический список.. 38

Приложения.. 42

Введение

В школах России работает свыше миллиона учителей: опыт­ные и молодые, женщины и мужчины, семейные и одинокие. Одни — в вечном творческом поиске, другие — удовлетворены достигнутым.

Каждый собственным опытом, ошибками и удачами, дости­жениями и трудностями вписывает свой штрих в коллективный портрет учителя начала нового века. Но если попытаться предста­вить себе наиболее общие черты, придется отвлечься от индиви­дуального своеобразия каждого и сосредоточить свое внимание на наиболее типичных свойствах. Их описание дает возможность обоснованно определить степень соответствия современного пе­дагога общественным запросам.

Самосознание включает в себя веру в пред­назначение учителя, гордость за свою профессию, достоинство. Еще в начале века Г. Мюнстерберг по этому поводу писал: «Учитель, не чувствующий красоты и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить молодежь, а толь­ко для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию,— такой учитель приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе».[1]

Но часто бывает и так. Человек выбирает себе профессию по желанию, но, столкнув­шись с реальной практикой школы, трудно­стями, конфликтами, непрогнозируемыми ситуациями и не будучи готовым к ним, теряется, приспосабливается, становится безликим исполнителем профессиональных обязанностей. И в это же время работают педагоги, которые берут на себя смелость выйти за пределы привычного массового опыта, вносят в традиционную организацию и методику проведения учебно-воспита­тельного процесса существенные, принци­пиальные изменения и пытаются их осуще­ствить. И у тех, и у других развитие профессионального самосознания происхо­дит спонтанно, под влиянием общественно­го сознания, господствующего мировоззре­ния, нравственных и эстетических норм, условий и обстоятельств жизни, личностных проявлений. А можно ли этот процесс направить? Возможно ли целенаправленное формирование профессионального самосо­знания и как оно происходит за период обучения в вузе ? Поиск ответов на эти вопросы определил проблему исследования.

Целью данной работы является изучение профессионального самосознания будущих педагогов и его формировании в период обучения в вузе.

Объектом исследования является профессиональное самосознание педагогов.

Предметом исследования являются особенности формирования профессионального самосознания студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что профессиональное самосознание будущих педагогов в период обучения в вузе характеризуется динамикой профессиональных представлений от идеальных к реальной, сменой мотивов профессиональной деятельности и личностных особенностей  студентов.

Исходя из этого задачами нашего исследования являются:

1. Провести на основе анализа современного состояния проблемы психолого-педагогической теории и практике;

2. Изучить природу и структуру профессионального самосознания педагогов;

3. Выявить специфику формирования профессионального самосознания будущих педагогов на начальном и завершающем этапе обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • Анализ теоретических исследований по данной проблеме;
  • Психодиагностика (анкетирование, тестирование);
  • Математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: анкета оптанта на определение профессиональной направленности личности, Головей Л.А.; тест «Профессиональная мотивация учащихся Л.В.Верещеагина»; методика «Взаимосвязь типа личности и профессиональной деятельности» по Дж. Холлонду; опросник для определения уровня самооценки.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, среди которых следует назвать Л.М.Митину, Маркову А.К., Симановского А.Э., Слуцкового В.И. и др.

Методологическую базу исследования составляет субъектно-деятельностных подход в психологии, теории личности, развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, и др.

Опытно экспериментальная база: исследования проводились на базе Марийского государственного педагогического института имени Н.К. Крупской со студентами первого и пятого курса факультета Педагогики и психологии детства.

Структура и объем исследования: в настоящем варианте работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 


[1] Психология и учитель/ Пер. с англ. 2-е изд., Мир: М.- 1915. С. 273

Библиографический список

  1. Батракова С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры»//Мир психологии.-2002.-№2.-С.148-158
  2. Беляева Н. А. О роли субъективного фактора в форми­ровании интереса к профессии учителя.- В кн.: Формирование духов­ных потребностей учащейся молодежи. Новосибирск, 1976, с, 16.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспита­ние. М.- 1986
  4. Битянова Н.Р. Культура  самосовершенствования преподавателя. - М.: МПА, 1994.-190 с.
  5. Бобнева М. И. Социальные корни и регуляция поведения.— М.: Педагогика.- 1978.
  6. Бобрица Е. М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов пед­вуза: Автореф. канд. дне. М., 1989
  7. Вершиловский В.Г. Учитель: крупным планом. СПб.-1994.
  8. Воронова Н. Растим личность педагога// Начальная школа.-1997.-№2.- С.77-78
  9. Галузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личностной референтности педагога//Педагогика.-1998.-№3.-С.18-24
  10. Горелова Г.Г.Культура и личностный стиль педагогической деятельности//Педагогика.-2002.-№6.-С. 61-66
  11. Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии// Школа и производство.-1995.-№2.- С.17-19
  12. Гурова Р. Г. Выпускник средней школы.—М., 1977
  13. Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-проф­ессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993.- С. 34—38.
  14. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учите­ля. М.: Наука, 1986. — 143 с.
  15. Железнякова С.М. Социокультурные ориентации учителей//Социс.-2001.-№4.-С.88-102
  16. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры// Школа и производство.-1999.-№6.-С.86-91
  17. Захарова А. В. Генезис самооценки: Авто-реф. докт. дис. М., 1989
  18. Зеер Э.Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления педагога//Мир психологии.-2003.-№4.-С.194-203
  19. Иноземцева В.Е. Подготовка педагогических кадров в ВУЗах России// Педагогика.-2000.-№6.-С.57-64
  20. Козиев В. Н. Психологический анализ про­фессионального самосознания учителя: Автореф-канд. дис. Л., 1980
  21. Козиев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности лич­ности учителя. Л., 1980.-213 с.
  22. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2.
  23. Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Знание, 1987.- С. 191—210.
  24. Кореляков. Ю.А. Пути самосовершенствования и развития личностных качеств педагогов.// Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с. 77-80.
  25. Кузин А. Путевка в жизнь// Народное образование.-1999.-№10.-С.176-178
  26. Лазарев В.С. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования// Педагогика.-1999.-№6.- С.12-18
  27. Литова З. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях// Народное образование.-1999.-№10.-С.173-176
  28. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя//Педагогика.-2001.-№10.-С.56-61
  29. Маркова А. К. Актуальные проблемы пси­хологии труда учителя //Сов. педагогика.- 1986. - № 6.
  30. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993.-190 с.
  31. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Сфинкс, 1998.-126 с.
  32. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дрофа, 1994.-220 с.
  33. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя// Вопросы психологии.-1990.-№3.- С.58-64
  34. Орлов А.А. Современный учитель. Социальный престиж и профессиональный статус//Педагогика. - 1999. - №3. - с. 60-61.
  35. Прокопенко С.В. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования// Социс.-1995.-№9.-С.141-142
  36. Профессиональная деятельность молодого учителя: соци­ально-педагогический аспект/Под ред. С.Г. Вешловского, Л.Н. Лесохиной, М.: Знание, 1982. — 144 с.
  37. Профессиональное самосознание будущего учителя // Психологические аспекты формиро­вания профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в  ВУЗе. Куйбышев, 1989
  38. Психология и учитель/ Пер. с англ. 2-е изд., Мир: М.- 1915. С. 273
  39. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб.: Питер.-1999.
  40. Руткевич М.Н.,Потапов В.П. После школы. Опыт социологического исследования. М. 1995.
  41. Саврасов В. П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учите­ля: Автореф. канд. дис. Л., 1986.
  42. Симановский А.Э. Структуры профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения//Мир психологии.-2003.-№4.-С.215-222
  43. Слуцкий В.И. Личность и технологии в педагогическом процесс//Педагогика.-2002.-№6.-С.84-89
  44. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972
  45. Столин В. В. Самосознание личности. М.. 1983.
  46. Титаренко А. И. Структура нравственного сознания. М., 1974.
  47. Титма М. X. Выбор профессии как социальная пробле­ма.—М., 1975.- С. 145.
  48. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977
  49. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосо­знание // Проблемы сознания. М., 1966.
  50. Щербаков А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопр. психологии.- 2001.- №5.- С. 13—21.
  51. Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога//Советская педагогика.-1989.-№12.- С.79-83

Заказать курсовую