Профилактика детской агрессивности в семье (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики детской агрессивности в семье  7

1.1. Проблема агрессивности в зарубежных и отечественных психологических исследованиях. 7

1.2. Агрессивное поведение и его причины в дошкольном возрасте. 14

1.3. Основные направления психолого-педагогической профилактики и коррекции агрессивных проявлений детей. 33

Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению агрессивных проявлений старших дошкольников. 39

2.1. Методика организации исследования. 39

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 44

2.3. Рекомендации по профилактике и коррекции агрессивных проявлений детей  51

Заключение. 61

Список использованных источников. 64

Приложения. 72

 

 

Введение

 

Проблема агрессивности детей является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое  беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания. С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи.

Актуальность проблемы не вызы­вает сомнения в связи с ростом насилия и враждебности в современном обществе.  Агрессивное поведение определяется как способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связанны с угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.

Необходимость оказания психологической  помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.

В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К.Бютнер, Р.Кэпмбелл, К.Лоренц, М.Мак-Кей, Г.Паренс), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А.Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем, наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы. Таким образом, возникает противоречие между потребностью практической психологии в выявлении условий эффективной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и дефицитом теоретических исследований по данной проблеме.

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обу­чать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, что­бы у  дошкольников сформи­ровалась правильная социальная ори­ентация, развилась способность к адап­тации и саморегуляции. В связи с этим нами обозначена проблема исследования и обоснована темы работы: «Профилактика детской агрессивности в семье».

Цель – изучить теоретические и практические аспекты профилактики детской агрессивности в семье.

Объект – профилактика детской агрессивности в семье.

Предмет – проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза основывается на предположении о том, что высокий уровень проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста выражается в высокой частоте агрессивных действий, преобладании прямой физической и вербальной агрессии, наличии враждебных агрессивных действий по отношению к сверстникам.

В процессе работы над проблемой планируется решение следующих исследовательских задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить теоретические аспекты профилактики агрессивных проявлений старших дошкольников;
  2. Провести диагностическое исследование с целью определения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции агрессивных проявлений детей.

Для решения указанных задач планируется использование следующих методов:

  1. Методы организации исследования: эмпирическое исследование.
  2. Методы сбора эмпирических данных:

- обзорно-аналитическое теоретическое исследование психолого-педагогоческой литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности.

- диагностические методики (проективная рисуночная методика «Несуществующее животное» (автор - М.3. Друкаревич), анкетирование воспитателей и наблюдение за детьми (авторы – Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), проективный рисуночный тест «Кактус» (автор – Е.Т. Панфилова).

3.  Методы обработки и анализа данных: качественный и количественный анализ; методы графического анализа данных.

Теоретическая основа исследования представлена исследованиями Л. Ватовой, М. Водинской, О.Н. Зеленковой, Л. Берковиц, Н.М. Платоновой, Е.К. Лютовой, А.А. Реан, С.Ю. Чижовой, И.С. Фурманова.

Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных результатов исследования специалистами в ДОУ, в качестве практического материала в процессе профилактической и коррекционной работы с детьми, направленной на снижение агрессивных проявлений детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился МДОУ - детский сад комбинированного вида №6 Сернурского района РМЭ. Экспериментальную выборку составили 19 детей старшего дошкольного возраста подготовительной к школе группы детского сада.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список использованных источников

  1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2004. – 241 с.
  2. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостакович. - М.: Знание, 2002. – 142 с.
  3. Алексютина, Н. Искусство, которое лечит / Н. Алексютина // Учительская газета. 2004. №17. – С. 14.
  4. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / Алфимова М.В., Трубников В.И. //Вопросы психологии. -  2000. - №6. - С. 112-123.
  5. Андерсен-Уоррен, М. Драма-терапия / Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. - СПб.: Питер, 2001. – 241 с.
  6. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток / Байярд Р.- М.: Просвещение, 1991. – 243 с.
  7. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Бандура А., Уолтерс Р. -  М.: МПСИ, 2000. – 416 с.
  8. Баркова, Ю.А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю.А. Батова, Ж.М. Глозман // Психологическая наука и образование. – 2002. - №3. – С. 104-109.
  9. Башкирова, Ю. Эмоциональная сфера / Башкирова Ю. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2003. - №4. – С. 73-84.
  10. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Педагогика, 1991. – 164 с.
  11. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Берковиц Л.- М.: Влалос, 2002. – 321 с.
  12. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / Битянова М.Р.  - М.: Совершенство, 1997. – 416 с.
  13. Богданович, В.И. Психокоррекция в повседневной жизни / В.И. Богданович. - Спб.: ТОО «Респеке», 1995.
  14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 217 с.
  15. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / Большаков В.Ю. – СПб.: Питер, 1994. – 235 с.
  16. Бреслав, Г. Э. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков. Методическое пособие для врачей / Бреслав Г. Э. - СПб.: Комздрав, 2004. – 342 с.
  17. Брюнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Брюнер. - М.: Педагогика, 1991. – 141 с.
  18. Буянов, М.М. Нервный ребенок / Буянов М.М. - М.: Знание, 1997.
  19. Васильева, О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко // Школа здоровья. – 1997. - №4. – С. 60-64.
  20. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С. 55-58.
  21. Вачков, И. В. Основы технологии груп­пового тренинга // Психотехники: Учебное пособие. -   М.: Владос, 1999. – 216 с.
  22. Водинская, М. Арт-терапия с агрессивными детьми / М. Водинская // Дошкольное образование. 2002. №12. – С. 19.
  23. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школь­ника: Методическое пособие / И.П. Воропаева. — М., 1993.
  24. Вроно, Е.М. Поймите своего ребенка: о детских страхах, конфликтах и др. / Е.М. Вроно. – М.: Дрофа. 2002. – 223 с.
  25. Горохова, И.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях / И.В. Горохова. – Йошкар-Ола, 2003. – 43 с.
  26. Глозман, Ж. М. Нару­шения общения и школьная дезадапта­ция / Глозман Ж. М., Потанина А. Ю.  // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 2001. - № 3. – С. 14-16.
  27. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. - М.: МОДЭК, 2003. - 224 с.
  28. Грегушова, Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Г. Грегушова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №5. – С. 52-56.
  29. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / Грецов А. Г. - СПб.: Питер, 2005.
  30. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Гуггенбюль А. – СПб, 2000.  – 322 с.
  31. Гусейнова, А.А. Психокоррекционные технологии в профилактике и преодолении эмоциональных нарушений у старших дошкольников с ДЦП / А.А. Гусейнова // Коррекционная педагогика. – 2005. - №2. – С. 57-60.
  32. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 148 с.
  33. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С. В. Велиева. - СПб: Речь, 2005. - 240 с.
  34. Дорожинская, К.  Инструкция для родителей «юных агрессоров» / К. Дорожинская // Газета для родителей. – 2006. - №3. – С. 3.
  35. Дорохов, М.Б. Коррекция детских психоневротических расстройств и помощью игровой интерактивной изотерапии / М.Б. Дорохов // Вопросы психологии. 2007. №1. – С. 110.
  36. Дробинская, А.О. Эти страшные детские капризы / А.О. Дробинская // Дефектология. – 2003. - №3. – С. 75-77.
  37. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. - №1. – С. 53-57.
  38. Евграфова, Т.А. Психологическая помощь родителям, воспитывающим эмоционально неуравновешенных детей / Т.А. Евграфова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 10. - С. 36.
  39. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / Ениколопов С. Н. // Прикладная психология. - 2001. - № 2. – С. 34-39.
  40. Желдак, И. М. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации / Желдак И. М., Игумнов С. А. - Минск, 1997. – 142 с.
  41. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен / Д. Журавлев // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 185-193.
  42. Заболотских, О.П. Коррекция и развитие  / О.П. Заболотских. – Йошкар-Ола: МГПИ им Н.К. Крупской, 2006. – 44 с.
  43. Завражни, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражни // Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С. 43-49.
  44. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Захаров А.И.  – СПб.: Союз,1997 – 224 с.
  45. Зеленкова, О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь? / О.Н. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2003. - №6. – С. 39-40.
  46. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина // Педагогика. – 2003. - №5. – С. 14-17.
  47. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. - СПб.: Питер, 2001. – 261 с.
  48. Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков / О. Златогорская // Школьный психолог. – 2003. - №30. – С. 2-3.
  49. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 460 с.
  50. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Изотова Е.И. - М.: Академия, 2004. – 288 с.
  51. Караневская, О.В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения / О.В. Караневская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №5. – С. 46-52.
  52. Карпова, Т.А. Психолого-педагогическая диагностика учащихся / Карпова Т.А. Артемьева Т.П. - Екатеринбург, 1995.
  53. Киселева, З.И. Игра-драмматизация как средство реабилитации эмоционально депривированных детей / З.И. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2002. - №1. – С. 30-32.
  54. Кожапова, Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка / Н.Е. Кожапова // Начальная школа. - 1995 - № 6. - С.11-14.
  55. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС - Пресс, 2001.
  56. Колодий, Н.Е. Как преодолеть негативные стереотипы общения школьников / Н.Е. Колодий, М.А. Мазниченко // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 83-88.
  57. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колесова. - СПб: Питер, 2004.  – 224 с.
  58. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л.М. – СПб.: Питер, 2001. – 254 с.
  59. Кравцова, Е. Развитие и коррекция детей с трудностями в поведении / Е. Кравцова, А. Тышенбаева, А. Степанова // Школьный психолог. – 2004. - №41. – С. 4-6.
  60. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии / Крейхи Б. - СПб.: ЭКСМО, 2003. – 322 с.
  61. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций / Кряжева, Н.Л. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 158 с.
  62. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. – 1999. - №3. – С. 24-26.
  63. Кулагина, И.Ю. Позна­вательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития / И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева // Де­фектология. 1989. № 1. С. 3-9.
  64. Куликов, Л.В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В. Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. №1. – С. 38.
  65. Курбатова, Т.Н. Еще раз об агрессии / Т.Н. Курбатова // Психологическая газета. – 1996. - №2. – С. 14.
  66. Курпатов А. В. Как избавится от тревоги, депрессия и раздражительности. - СПб.: Нева, 2003. - 250 с.
  67. Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. 2001. №5. – С. 29.
  68. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - №6. - С. 168-171
  69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
  70. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Лэндрет Г.Л. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 218 с.
  71. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокорекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Лютова Е.К., Монина Г.Б. – М.: ЦСПА «Генезис», 2000.
  72. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. 2005. №5. – С. 25.
  73. Мардер, Л. Мир цветов и чувств. Цикл арт-терапевтических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер // Школьный психолог. 2006. №20. – С. 19.
  74. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. — М., 1988.
  75. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. - М., 1999. – 213 с.
  76. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - 303 с.
  77. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / Реан А.А. // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.
  78. Романов, А.А. Игровые задачи как средство коррекции расстройств поведения и эмоций у детей / А. А. Романов // Дошкольная педагогика. – 2003. - №1. – С. 32-35.
  79. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издат. центр "Академия", 1995.
  80. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 81-88
  81. Сакович, Н. «Шаги навстречу». Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2007. - №20. – С. 20-30.
  82. Сакович, Н. Работа с подростками по снижению агрессивности / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2007. - №5. – С. 11-14.
  83. Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2000. - №1 – С. 66-75.
  84. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 93 с.
  85. Смирнова, Е. Агрессивные дети / Е. Смирнова, Г. Хузеева // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. – С. 62-68.
  86. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста в рисунке человека и рисунке семьи / В.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. 2005. №5. – С. 60.
  87. Устинова, Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с ДЦП в процессе оптимизации их отношений с родителями / Е.В. Устинова  // Дефектология. - 2005.  -№1. – С. 52-57.
  88. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Фопель К. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. – 142 с.
  89. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2003. – 322 с.
  90. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС,2004. -351с.
  91. Хухлаева, О. Психологическая поддержка детей со страхами и деструктивной агрессивностью / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2002. - №11. – С. 6.
  92. Чепелева, Л. Давайте говорить дуг другу комплименты или естественный психологический тренинг агрессивности подростков / Л. Чепелева // Народное образование. – 2004. - №3. – С. 118-132.
  93. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.А. Чижова.  - Ярославль: Академия развития, 2005. – 158 с.