Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с 3 до 5 лет (диплом)

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1. Обзор литературы.. 6

1.1.  Понятие плоскостопия как заболевания опорно-двигательного аппарата  6

1.2. Особенности проявления плоскостопия у дошкольников. 12

1.3. Особенности профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников  16

Глава 2. Организация и методы исследования проявления плоскостопия у детей.. 36

2.1. Задачи исследования. 36

2.2. Методы исследования. 36

2.3. Организация исследований. 42

Глава 3. Результаты исследования коррекции плоскостопия дошкольников 3-5 лет. 44

3.1. Показатели состояния следов стопы у дошкольников 3-5 лет по данным обследования до проведения эксперимента. 44

3.2. Показатели физического развития дошкольников. 44

3.3. Методика коррекции и профилактики плоскостопия у детей 3-5 лет. 47

Выводы.. 75

Практические рекомендации.. 77

Список использованной литературы.. 79

Приложения.. 86

Введение

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных дви­гательных навыков, совершенствуются функциональные возмож­ности организма.

Двигательные возможности детей, подростков и юношей обу­словлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непре­рывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсив­ное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровож­дается явным отставанием в развитии других органов и функций.

По возможности нивелировать отрицательные явления неравномерности развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья[54, с. 6]. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной [53], в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.

Несмотря на традиционное декларирование важности раннего выявления и коррекции недостатков в психическом и физическом развитии ребенка, коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы образования, хотя она должна рассматриваться как обязательная составная часть государственного стандарта образования.

Увеличение числа детей с нарушени­ями ОДА определило необходимость поиска эффективных путей их коррекции и физического развития дошколь­ников в целом в условиях детского сада. Вопросы организации физического воспитания детей с функциональными ортопедическими нарушениями до на­стоящего времени практически не реше­ны: нет научно обоснованных нормати­вов, регламентирующих двигательную активность (ДА) и физическую подго­товленность (ФП) детей с нарушениями ОДА; не разработано содержание коррекционной работы по физическому воспитанию детей с данной патологией; не определено рациональное сочетание основных его средств с общеоздоравливающими; не в полной мере учитывают­ся индивидуальные особенности детей с ортопедическими нарушениями.

Необходимо усовершенствовать про­цесс физического воспитания детей с данной патологией в детском саду, ко­торый будет направлен, с одной сторо­ны, на коррекцию нарушений ОДА и ук­репление здоровья, с другой - на их разностороннее развитие.

Все это обусловило выбор темы дипломной работы и проблему исследования – профилактика и коррекция плоскостопия у детей с 3 до 5 лет.

Целью дипломной работы является разработка методики профилактики и коррекции плоскостопия на занятиях по физическому воспитанию в условиях ДОУ.

Объектом исследования являются особенности проявления плоскостопия у дошкольников.

Предмет исследования – методика профилактики и коррекция плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что специальный комплекс упражнений в игровой форме с дозировкой и  определенной последовательностью окажет положительное влияние на профилактику и коррекцию плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике оздоровительной работы с детьми в условиях ДОУ, а также родителями в домашних условиях.

 

Список использованной литературы

 

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду : Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992.- 159с.
  2. Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653
  3. Антипкин  Ю.Г. Массаж и физкультура для детей  с различными заболеваниями и  нарушениями развития осанки.  Киев 1993. с. 97
  4. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. М.: Наука.-1990.- 156 с.
  5. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого. М: Физкультура испорт.1988.- 288с.
  6. Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.- 222 с.
  7. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. М.:Просвещение 1986.-125с.
  8. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для васпитателя дед, сада. М-просвещение, 1983.- 144с.
  9. Велитченко В.К.Физкультура для ослабленных детей. М.:Физкультура и спорт. 1989.с-9-16.

10. Виккулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.- Ярославль, 1996.- С. 9-64.

11. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев.:Здоровье.-1979.-232 с.

12. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125

13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие   ребенка от 3 до 5 лет. АРКТИ М.:2002  с.95.

14. Глазырина А.Д. Овсянин В.А. Методика физического  воспитания детей дошкольного  возраста. М.: ВАДОС., 2001. с.-95.

15. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: НМЦентр, 1997.

16. Глушанок Т.Г.,Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка. –СПб.: Интерспект,1994 С.-31-34.

17. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. - 1998. -№6. - с.51

18. Доман Г., Доман Л., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. М.:Академия.-1998.-329 с.

19. Доронова Т.Н. и др. Программа и руководство для воспитателей детей дошкольного возраста. Радуга.- М.: Просвещение, 1993.- 224 с.

20. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина.- М.: АРКТИ, 2000.- 88 с.

21. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях, проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещеания.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 320 с.

22. Здоровьеформирующее физическое развитие/ Под ред. М.М.Безруких. М.:Владос, 2001.- 336 с.

23. Зимина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. М.: Владос 2003.с10-13.

24. Змановский  Ю. Воспитываем детей здоровыми// Дошкольное воспитание.- 2001.-№4-С. 75

25. Змановский Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» // Дошкольное воспитание.- 1994.- №6.- С. 11-18.

26. Иванов В.А. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста 3-7 лет в режиме детского сада //Сб. науч. трудов: Дети и здоровье.- Омск, 1993.- С. 41-47.

27. Картавых Л., Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников// Дошкольное воспитание 1996.- № 11.- С.21-24

28. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Издание 2-ое.- М.: Просвещение, 1978.- 272с.

29. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.- 2000.- №3.- С.52-54

30. Коршунов О.И.Смирнов Ю.А.Комплексная методика исследования подвижности позвоночника. Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Материалы науч. - метод. конф. Волгоград: ВГАФК,1994.- С.94-95.

31. Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая   педагогика оздоровления. М.:Просвещение.- 1996.- С.102.

32. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для воспитателей. АРКТИ 2003.-63с.

33. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения для детей дошкольного возраста.— М., 1981.

34. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.-Л.: Медицина ,1982-144с.

35. Мастюкова Е.М. Коррекционно-педогогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР. М: АРКТИ, 2002. - 192с.

36. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт,1991.- 543 с.

37. Маханева М. Воспитание здорового ребенка// Дошкольное воспитание.-2002.-№6.-С.46

38. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.:АРКТИ.-1999.- 88 с.

39. Обучение детей в дошкольных учреждениях села./ Под ред. А.С.Алексеевой. М.:Просвещение.-1990.- 174 с.

40. Организация работы сельского детского сада/ Сост. Н.А.Реуцкая, Н.А.Петрова. Под ред. Р.А.Курбатовой. М.:Просвещение.-1988.- 240 с.

41. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.-304 с.

42. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение, 1986.- 342с.

43. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6лет.-М.:Просвещение,1988.- 141с.

44. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. ВУЗов и колледжей.- М.: Мозаика-Синтез, 2000-256с.

45. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима// Дошкольное воспитание.-1999.-№11; 2000.-№1

46. Рунова М., Бурба И., П. Храмцов Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата// Дошкольное воспитание.-2003.-№4.-С.28-36

47.  Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 544 с.

48. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.

49. Семенова Л.М. Подвижные игры и развлечения для дошкольников—М.:ФиС, 1982.-98 с.

50. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.

51. Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321

52. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.:Академия.-2001.-368 с.

53.  Стеркина P.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.

54. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.

55. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

56. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1998.-224с.

57. Физкульт. - Ура!: Программа физического воспитания в детском саду / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Карманова; под ред. В.Н.Шебеко. - Мн.: изд. В.М.Скакун, 1997.

58. Филипова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 96с.

59.  Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

60. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулуке— М.: Просвещение.- 1986.-157 с.

61. Халетова С.С., Полевщиков М.М., Шрага А.М. Основы здорового образа жизни. Йошкар-Ола, 1997.

62. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1984.- 192с.

63. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореферат диссертации доктора педагогических наук.- Краснодар, 1998.- 50с.

64. Чупаха И.В., Путаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта.- М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.- 400с.

65. Шарманова С. Федоров А. Калугина Г.Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебное пособие. Челябинск: УралГАФК,1999.-с. 204.

66. Шарманова С., Федеров А., Бродягина О. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей// Дошкольное воспитание, 2003.-№8.-С.59-64

67. Шарманова С.Б. Методические особенности использования общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Челябинск.2001.-115с.

68. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Педагогический анализ занятий по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. Под ред. Найна. - Челябинск: ЧГИФК 1995.- С.55-57.

69.  Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.

70. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания// Дошкольное воспитание.- 2003.-№4.-С.45-49

71. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 176с.

72.  Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.

73. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.:Просв.1982.- 20 с.

74. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и среднего дошкольного возраста.  М.: Просвещение, 1978.- 156 с.

75. Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14

 

Заказать диплом