Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у дошкольников с помощью специальных физических упражнений (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования  влияния физических упражнений на формирование ОСАНКИ и профилактику ее нарушения у дОШКОЛЬНИКОВ. 6

1.1. Особенности физического воспитания и развития в детских дошкольных учреждениях. 6

1.2. Осанка и виды ее нарушений у  дошкольников. Особенности физического развития детей с ослабленным здоровьем.. 21

1.3. Средства профилактики нарушений осанки дошкольников. 27

ГЛАВА 2.  Цель, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 33

2.1. Цель исследования. 33

2.2. Задачи исследования. 33

2.3. Методы исследования. 33

2.4. Результаты исследования физического состояния и особенностей осанки дошкольников. 37

Глава 3. организация Мероприятий по формированию правильной осанки и профилактики ее нарушений у дошкольников и проверка их эффективности.. 41

3.1. Методика формирования правильной осанки и профилактика ее нарушений  41

3.2. Анализ эффективности методики профилактики нарушений и формирования правильной осанки дошкольников. 62

Заключение. 64

Список литературы.. 68

Приложение. 73

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломного исследования. Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского.

Многие ученые отмечают, что на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического  развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей. Высок процент дошкольников  с нарушением телосложения и осанки. Около 70% детей имеют различные виды нарушений осанки.

Дошкольное детство — важный период в формирова­нии правильной осанки, так как несмотря на возросшие - функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования.

Осанка формируется постепенно, по мере роста орга­низма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.

Очевидно, к числу важнейших причин нарушения осанки следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей. Заболевание в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активностью.

Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.

Важным фактором, оказывающим разнестороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Кроме того, эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей в суровых климатических условиях севера, является закаливание организма. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях ДОУ и семьи. Несмотря на то, что в последнее время много внимания уделяется организации физического воспитания и оздоровления дошкольников, еще недостаточно практических разработок, посвященных развитию физических качеств, здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях ДОУ.  В связи с этим ставится проблема исследования – возможна ли профилактика нарушений и формирование правильной осанки у дошкольников с помощью специальных физических упражнений.

Целью исследования является разработка комплекса профилактических упражнений и игр для профилактики нарушений осанки у детей 4-5 лет в ДОУ.

Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы являются:

  • Теоретический обзор литературы по проблеме: изучить современные методики формирования правильной осанки;

а) Изучить современные методы и средства профилактики правильной осанки в процессе физического воспитания  детей дошкольного возраста.

б) Изучить современные методы  формирования навыка правильной осанки.

  • Обследование физического развития дошкольников; выявить дефекты осанки у детей  4-5 лет.
  • Разработка и апробация методики занятий по физкультуре для профилактики нарушений и формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. Определить эффективность разработанных мероприятий.

Объект исследования: процесс физического воспитания старших дошкольников  в ДОУ.

Предмет исследования. Организация занятий по физической культуре в условиях ДОУ для профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Гипотеза исследования. Специально организованные мероприятия по физической культуре способствуют профилактике нарушений и формированию правильной осанки  у детей 4-5 лет.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных педагогов и физиологов, которые значительное внимание уделяли проблеме оздоровления детей: А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, П.С. Лесграфт, Э.В. Ильенков, Ю.Ф. Змановский.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» п. Сурок с детьми средней группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость заключается в том, что в работе собран большой практический материал, используемый как на занятиях по физической культуре, так и на других занятиях, а также в свободной деятельности ребенка-дошкольника.

Новизна исследования состоит в том, что в работу включен новый комплекс оздоровления и физического развития детей, сделан акцент на прикладном аспекте, т.е. представлена новая методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений у дошкольников.

 

Список литературы

 

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду : Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992.- 159с.
  2. Антипкин  Ю.Г. Массаж и физкультура для детей  с различными заболеваниями и  нарушениями развития осанки.  Киев 1993. - С. 97
  3. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого. М: Физкультура испорт.1988.- 288с.
  4. Буц Л.М. Для вас, девочки. М: Физкультура и спорт, 1988. - 176 с.
  5. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.– 175 с.
  6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.- М.: Просвещение, 1981.- 105 с.
  7. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. М.:Просвещение 1986.-125 с.
  8. Виккулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.- Ярославль, 1996.- С. 9-64.
  9. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для васпитателя дед, сада. М-просвещение, 1983.- 144 с.
  10. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.:Физкультура и спорт. 1989.- С-9-16.
  11. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев.:Здоровье.-1979. - 232 с.
  12. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982. - 78 с.
  13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие   ребенка от 3 до 5 лет. М.: АРКТИ, 2002  - 95 с.
  14. Глазырина А.Д. Овсянин В.А. Методика физического  воспитания детей дошкольного  возраста. М.: ВЛАДОС, 2001. – 95 с.
  15. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: НМЦентр, 1997. – 112 с.
  16. Глушанок Т.Г.,Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка. –СПб.: Интерспект, 1994. – 310 с.
  17. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. - 1998. -№6. - С.51
  18. Детская спортивная медицина. Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В, Хрущева. Руководство для врачей. М: - Медицина 1991.- 560 с.
  19. Доронова Т.Н. и др. Программа и руководство для воспитателей детей дошкольного возраста. Радуга.- М.: Просвещение, 1993.- 224 с.
  20. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.- 608 с.
  21. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина.- М.: АРКТИ, 2000.- 88 с.
  22. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях, проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещеания.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 320 с.
  23. Здоровьеформирующее физическое развитие/ Под ред. М.М.Безруких. М.:Владос, 2001.- 336 с.
  24. Зимина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. М.: Владос, 2003.- 33 с.
  25. Змановский  Ю. Воспитываем детей здоровыми// Дошкольное воспитание.- 2001.-№4-С. 75
  26. Змановский Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» // Дошкольное воспитание.- 1994.- №6.- С. 11-18.
  27. Иванов В.А. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста 3-7 лет в режиме детского сада //Сб. науч. трудов: Дети и здоровье.- Омск, 1993.- С. 41-47.
  28. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе: Кн. для инспектора и методиста районо.- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
  29. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Издание 2-ое.- М.: Просвещение, 1978.- 272 с.
  30. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.- 2000.- №3.- С.52-54
  31. Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в дет­ском саду.— М.: Учпедгиз.- 1961.-149 с.
  32. Коршунов О.И.Смирнов Ю.А.Комплексная методика исследования подвижности позвоночника. Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Материалы науч. - метод. конф. Волгоград: ВГАФК, 1994.- С.94-95.
  33. Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая   педагогика оздоровления. М.:Просвещение.- 1996.- 102 с.
  34. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздороалению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для воспитателей. АРКТИ 2003.- 63 с.
  35. Лайзане С. Я Физи­ческая культура для малышей. М., 1978.- 220 с.
  36. Ленерт  Г., Лихман   И. Спортивные  игры и упражнения для детей дошкольного возраста.— М., 1977.- 123 с.
  37. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения для детей дошкольного возраста.— М., 1981.-190 с.
  38. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскоступии.- Л.: Медицина, 1982. – 144 с.
  39. Мастюкова Е.М. Коррекционно-педогогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР. М: АРКТИ, 2002. – 192 с.
  40. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
  41. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ.- М.: АРКТИ, 1999.-102 с.
  42. Обучение детей в дошкольных учреждениях села./ Под ред. А.С.Алексеевой. М.:Просвещение.-1990.-С.17-18
  43. Организация работы сельского детского сада/ Сост. Н.А.Реуцкая, Н.А.Петрова. Под ред. Р.А.Курбатовой. М.:Просвещение, 1988.- 97 с.
  44. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе - М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  45. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение, 1986.- 342 с.
  46. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6лет.-М.:Просвещение, 1988.- 141 с.
  47. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. ВУЗов и колледжей.- М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  48. Семенова Л.М. Подвижные игры и развлечения для дошкольников—М.:ФиС, 1982.- 98 с.
  49. Справочник по детской ЛФК/ под ред. М.И. Фонарева.- Л.: Медицина, 1983.- 360 с.
  50. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от3-7 лет. М.: Просвещение 1987. – 140 с.
  51. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1998. – 224 с.
  52. Физическая культура шестилеток: Книга для учителя./ Под ред. Н.Т.Лебедевой. - Минск: Народная освета, 1986. – 136 с.
  53. Физическое воспитание детей на Крайнем Севере / Под ред. Г. П. Беловой и др. Красноярск, 1970.- 119 с.
  54. Физическое воспитание дошкольников // Сост. Сисинова И. В., I Яшугина Л. А.— Минск, 1980.- 200 с.
  55. Физкульт. - Ура!: Программа физического воспитания в детском саду / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Карманова; под ред. В.Н.Шебеко. - Мн.: изд. В.М.Скакун, 1997.- 230 с.
  56. Филипова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 96 с.
  57. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулуке— М.: Просвещение.- 1986.-157 с.
  58. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1984.- 192 с.
  59. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореферат диссертации доктора педагогических наук.- Краснодар, 1998.- 50 с.
  60. Чупаха И.В., Путаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта.- М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.- 400 с.
  61. Шарманова С.Б. Методические особенности использования общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Челябинск.2001. – 115 с.
  62. Шарманова С.Б. Особенности формирования навыка правильной осанки в процессе физического воспитания детей 5-7 лет//Спортивная наука Южного Урала: перспективы и тенденции развития: Сб. науч.тр. Отв. ред. Т.М. Мелихова. - Челябинск: УралГАФК,1996.вып.1. - С.57-59
  63. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Педагогический анализ занятий по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. Под ред. Найна. - Челябинск: ЧГИФК 1995.- С.55-57.
  64. ШармановаС. Федоров А. Калугина Г.Формирование правильной осанки в процессе физическоговоспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебное пособие. Челябинск: УралГАФК, 1999.- 204 с.
  65. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 176 с.
  66. Шлык Н.И., Загуменова М.В.,Выдрич З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки// Теория и практика физической культуры.-1984.-№11.- С. 34-36.
  67. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях. Челябинск: ЧГИФК, 1994.-  С.85-87.
  68. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.:Просв, 1982.- 20 с.
  69. Щербак А.П. Тематические физические занятия и праздники в дошкольном учреждении. - М.: Владос, 1999.-212 с.
  70. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и среднего дошкольного возраста.  М.: Просвещение, 1978.- 156 с.

Заказать диплом