Процесс адаптации несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования адаптации несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы   9

1.1. Понятие «адаптация» и «дезадаптация» в трудах отечественных и зарубежных авторов  9

1.2. Психологические особенности подростков, совершивших преступления. 15

1.3. Особенности адаптации несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы   32

Глава 2. диагностические исследования особенностей адаптации несовершеннолетних в местах лишения свободы.. 49

2.1. Диагностика личностных особенностей подростков и особенностей адаптации к условиям лишения свободы.. 51

2.2. Коррекция дезадаптации несовершеннолетних в местах лишения         свободы   87

2.3. Анализ результатов исследования 104

Заключение. 111

БИБЛИОГРАФИЯ.. 116

Приложение. 122

Введение

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности воспитателя и коллектива ИТУ.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитен­циарная психология призвана разрабатывать практические реко­мендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы пси­хологической коррекции личности преступников. Особенно актуальными являются психологические методы работы с несовершеннолетними осужденными в период адаптации в местах лишения свободы.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Наиболее тревожной представляется проблема преступности не­совершеннолетних. Специалисты утверждают: последние десять лет в России преступность несовершеннолетних росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. А потому на сегодняшний день у нас в стране несовершеннолетние — наиболее криминально пораженная категория населения.

В 1999 г. 208,1 тысячи подростков (или каждый 7-й из чис­ла выявленных преступников в истекшем году начали свою биографию с преступления. Повышается криминальная активность несовершенно­летних младших возрастов. На учете в органах внутренних дел сос­тоят 100,5 тысячи детей, которые совершили преступления до дости­жения возраста уголовной ответственности. Для работы с ними хро­нически не хватает специальных учебно-воспитательных учреждений (сегодня по всей стране их насчитывается только 45). [63]

1-3 февраля 1999 г. состоялась научная конференция, проведе­нная Российской криминологической ассоциацией в Москве. Проблема­тика конференции задана самой жизнью, причем в двух аспектах: де­ти как жертвы преступных посягательств и сами правонарушители. [92]

С одной стороны, несовершеннолетний, "ввиду его фи­зической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе", и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позво­ляют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер наказания. [1]

Тем не менее в последнее время в местах лишения свободы находятся достаточно большое количество несовершеннолетних осужденных. Например, по материалам УИН РМЭ, в Республике Марий Эл к лишению свободы было осуждено в 1998 г.- 389 чел., в 1999 г.- 348 чел., в 2000 г.- 412 человек.

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности. Поскольку несовершеннолетние имеют определенные психологические особенности в силу возрастных характеристик, их адаптация в местах заключения отличается от адаптации взрослого преступника, чем актуализирован выбор темы дипломной работы «Адаптация несовершеннолетних в местах лишения свободы».

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные и школьные учреждения), атмосфера лишения свободы, изоляции, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции подростка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям в последнее время все больше привлекает внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.

Однако данная проблема является малоразработанной. Свои публикации понятию «адаптация» и «дезадаптация» посвящали такие авторы, как Е.В.Новикова, Э.М.Алексан­дровская[2]; Н.Г.Лусканова; И.А. Коробейников[51]  и др. Эти авторы разработывали в основном понятие адаптации и дензадаптации применительно к условиям школы.  Понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акценту­ациях характера или под влиянием психогений (А.Е. Личко[59]; В.Е. Каган[39]); оценка преневротических нарушений, невротических реакций и состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации (Ю.А. Александровский[2]).

Свои труды посвящали психологическим особенностям несовершеннолетних преступников и правонарушителей такие авторы как Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.) Накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ девиантного поведения у подростков ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Вопросами психологических особенностей осужденных занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Объект исследования – особенности адаптации несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы.

Предмет исследования – процесс адаптации несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы.

Целью дипломной работы является изучение особенностей адаптации несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы и возможность ее коррекции с учетем личностных особенностей подростков.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

  • Изучить литературу по проблеме адаптации несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы;
  • Изучить психологические особенности подросткового возраста и психологические особенности подростков, совершивших преступления;
  • Провести диагностические исследования различных аспектов социальной адаптации у подростков, находящихся в местах лишения свободы – Новотроицкая ВТК, РМЭ;
  • разработка Программы коррекционной работы по преодолению адаптационного периода подростков в условиях воспитательной колонии для несовершеннолетних;
  • анализ эффективности коррекционной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация несовершеннолетних в местах лишения свободы зависит от их личностных особенностей, учитывая эту зависимость можно разработать коррекционную программу по эффективной адаптации подростков в условиях строгой изоляции при отбывании уголовного наказания.

Методами исследования в данной дипломной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методики исследования: методика Айзенка по исследованию особенностей темперамента; методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного обущения одиночества; методика СМОЛ по исследованию  личности; методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний; методика Морено (социометрия) по исследованию взаимоотношений в группе и ролевого статуса подростка.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Т.Г. Дичевым и К.Е. Тарасовым теория адаптации при изменении привычных условий социального опыта.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, соципологии.

Опытно-экспериментальая база исследования: подростки, отбывающие наказание в Новотроицкой колонии для несовершеннолетних преступников, в возрасте 14-15 лет, в количестве 20 человек.

Апробация исследования: результаты исследования докладывались руководству НВТК и доводились до всего личного состава (март 200_ г.)

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Новизна исследования. Несмотря на то, что по проблемам адаптации достаточно разработок и публикаций, особенно применительно к условиям поступления в школу, тема адаптации в условиях отбывания наказания в местах лишения свободы является недостаточно разработанной. Мало еще существует в пенитенциарной психологии и теоретических и практических исследований по адаптации к отбыванию наказания в изоляции несовершеннолетних преступников. Поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для работы с данным контингентом.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Библиография

  1. Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 XIVI Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980, гл. 14.
  4. Антонян Ю. М. Жесткость в нашей жизни. — М., 1996.
  5. Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. — Томск, 1989.
  6. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996.
  7. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: Юрист.-1996.- 369 с.
  8. Бадмаев  Б. Ц. Элементы психологии и педагогики в партийной про­паганде. 2-е изд. М,: Политиздат. - 1980.
  9. Башкатов И. П. Знаки как средство общения осужденных в системе кол­лективных отношений.—В сб.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы,—Рязань: РВШ МВД СССР. 1982
  10. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей.М.,1993
  11. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 67с.
  12. Белоусов А. С. Дисциплинарная практика и ее влияние на укрепление дисциплины.—В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного, процесса в ИТУ. М.: Политотдел МТУ. 1980.- 120 с.
  13. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.
  14. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 234 с.
  15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.
  16. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонару­шителей от их податливости групповому влиянию. «Вопросы судебной психологии». М.,1971.
  17. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.
  18. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М.: Юрист.- 1991.- 340 с.
  19. Возрастная и педагогическая психология, М.,1973.
  20. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших         подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967.
  21. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  22. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981, 274 с.
  23. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
  24. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974.
  25. Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.
  26. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1985.
  27. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства чело­века, лишенного свободы. — М., 1970.
  28. Говоров И. В. Учеба и труд.— В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного процесса в ИТУ. М.: Политотдел ИТУ.- 1980.- 177 с.
  29. Гуськов Н.М., Ермаков В.Д., Савинкова Е.Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1986
  30. Деeв В. Г. Психолого-педагогическая характеристика процесса исправ­ления и перевоспитания осужденных.—В кн.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Рязань: РВШ МВД СССР, 1982
  31. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллек­тива несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВТК. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979.- 15 с.
  32. Диагностика школьной дезадаптации.  М.: Социальное здоровье России.-1993.-119 с.
  33. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несо­вершеннолетних. М., 1981. – 127 с.
  34. Дьяченко С., Колпаков В. и др. О многомерном психодиагностическом обследовании осужденных.—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60, с. 101—110.
  35. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997.-240 с.
  36. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных ано­малий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М.,1992.-117 с.
  37. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.-314 с.
  38. Зорин Г. А., Танкевич О. В. Криминалистическая характе­ристика транснациональных преступных групп. — Гродно, 1997.-109 с.
  39. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.
  40. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы де­виантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.-78 с.
  41. Козлов В.И. Профессионально-техническое обучение осужденных и некоторые аспекты их исправления и перевоспитания,—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981, вып. 57, с. 103—112.
  42. Козлов Ю. Г., Слинько М. И. Организованная преступность: структура и функции //Изучение организованной преступности: российско-американский опыт. — М., 1997.
  43. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986.- 217 с.
  44. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 218 с.
  45. Кон И. С. Психология половых различий.//Вопросы психологии, 1981, №2.
  46. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980.
  47. Кон И. С. Психология юношеской дружбы. — М., 1973.
  48. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978.- С.268
  49. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60
  50. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. – 190 с.
  51. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.-218 с.
  52. Криминология. Под. ред. В.Н. Кудрявцева И В.Е. Эминова. М: Юрист.-1995.- 389 с.
  53. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.
  54. Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.
  55. Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-102 с.
  56. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.
  57. Литвишков В.М. Особенности формирования коллектива осужденных в ВТК. М.-1988.- 23 с.
  58. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.-216 с.
  59. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стка. — Л., 1983.-238 с.
  60. Личность преступника как объект психологического иссле­дования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 1979.-117 с.
  61. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Избр. философ, произв. Т. 1. М. - 1960. -  358 с.
  62. Мартышенко А. Выбор небольшой: подвал, паперть или...рабство// Учительская газета, 1996, 13 февраля, С.18
  63. Меркушов А.Е. Дать подростку шанс// Человек и закон.-2000.-№6.- С.33-35
  64. Методика прикладных исследований микросреды и личности осужден­ного в исправительно-трудовых учреждениях. Рязань: РВШ МВД СССР, 1981.- 56 с.
  65. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общес­тва психологов СССР. Тбилиси. Июнь. 1971.
  66. Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. М.,1982.- 345 с.
  67. Мокрецов А. И. Аудитория пропагандистского воздействия.—Исправительно-трудовые учреждения, 1982, № 19.
  68. Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М.: ВНИИ  МВД СССР. 1979, с. 5—18.
  69. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Современ­ное положение молодежи и реализация Государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 1996.-347 с.
  70. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.,1984.-128 с.
  71. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.:Наука.-1960
  72. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  73. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы право­вой ответственности // Сб. научн, трудов. М., 1992
  74. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987.-290 с.
  75. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимо­действии с социальной средой. М., 1992.-302 с.
  76. Пирожков В. Ф., Щерба С.П. Формирование коллектива осужденных в ВТК.—М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.-115 с.
  77. Поздняков В. И. Конфликты в среде осужденных: проблема класси­фикации. — В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР, М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60. с. 86—93.
  78. Поздняков В. И. Особенности адаптации осужденных в ИТУ.—Исправительно-трудовые учреждения. 1983.- .№ 23, с. 19—21.
  79. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник. М.,1979.-289 с.
  80. Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.
  81. Ратинов А. Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с пре­ступностью.//Вопросы борьбы с преступностью.- 1983.- № 38. -С. 40—49.
  82. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и пре­ступное поведение. — Красноярск, 1988.-78 с.
  83. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  84. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.,1991.- 312 с.
  85. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174
  86. Семке В. Я., Авдеенко А. А., Бабушкина Л.,У. и др. К проблеме клинико-патогенетнческого анализа и коррекции нарушений поведе­ния подростков // Жури. невропатологии и психиатрии. 1982. №10. С. 1517—1523.
  87. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов, 1996.-430 с.
  88. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические пред­посылки его эффектности. Казань: Казанск. гос. ун-т, 1980.-90 с.
  89. Сухов А. Н., Соколок И. И. Социально-психологический анализ адап­тации осужденных. В кн.: Адаптация осужденных к среде ИТУ. Рязань: РВШ МВД СССР. 1983. с. 56—70.
  90. Тарас А. Е. Педагогическая профилактика правонаруше­ний несовершеннолетних. — Минск, 1982.
  91. Утевский Б.С. Несовершеннолетние правонарушители. М.-Л., 1932
  92. Фефелов В. А. Правовое регулирование общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных, Рязань: РВШ МВД СССР, 1980, с. 5—80.
  93. Хлобустов О. Преступность и дети//Деловой мир, 1999, №23, с.12
  94. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М.,1974.- 89 с.
  95. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.-378 с.
  96. Шабанов В. Б. Криминалистические методы оптимизации психологии взаимоотношений в ИТУ. — Гродно, 1995.-203 с.
  97. Шиханцов Г. Г. Социально-психологические причины пре­ступности несовершеннолетних. — Гродно, 1983.-189 с.
  98. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.:Зерцало.-1998.-249 с.
  99. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоции. - М., 1960.-356 с.

Заказать диплом