Проявление агрессии в поведении безработных (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

I. Теоретические подходы в изучении агрессивности в трудах отечественных и зарубежных авторов. 6

1.1. Проблема изучения происхождения агрессивности человека в трудах отечественных и зарубежных исследователей. 6

1.2. Социально-психологические факторы, характеризующие безработного. Проявление агрессии у безработных. 21

2. Диагностические исследования проявления агрессии у безработных личностей  32

2.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения людей, не имеющих работы.. 32

2.2. Результаты исследования особенностей проявления агрессии у безработных  34

2.3. Предложения  по снижению агрессии у безработных. 41

Заключение. 47

Список использованных источников. 50

Приложения. 53

Введение

Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций отража­ет одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступ­ность, особенно преступность неработающих граждан. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влеку­щих за собой тяжкие телесные повреждения.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения людей, оставшихся без работы и без средств к существованию.

В настоящее время особенно быстрыми темпами в общей структуре безработных растет доля молодых людей, в частности, выпускников учебных заведений среди всей безработной молоде­жи.

Невозможность найти работу вызывает отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания, приводящие к состоянию агрессии и фрустрации. После стресса это, пожалуй, наиболее рас­пространенный вид трудных состояний, в которых может оказаться человек в своей жизни и деятельности.

Проблема занятости - одна из важнейших социально-экономичес­ких проблем, существующая всегда и везде. Она неразрывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и ду­ховных благ и услуг. В любом обществе существует объективная связь и взаимосвязь между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве.

Агрессия изучается не только в психологии, ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы. Эта про­блема является предметом большого числа психологических ра­бот как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет ши­рокое распространение для обозначения насильственных зах­ватнических действий. Проблемой собственно агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Есте­ственно, что подобное деление весьма условно, во многих эм­пирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Несмотря на достаточно полную разработку проблемы агрессии как одного из психических состояний человека, все еще недостаточно исследований, посвященных агрессивным проявлениям в зависимости от социальных изменений, к которым относится и состояние безработицы, невозможность найти себя в желаемом труде. Все это и обусловило выбор темы исследования - «Проявление агрессии в поведении безработных».

Объект исследования –личность безработных.

Предмет исследования: особенности проявления агрессии у безработных личностей как следствие безработицы.

Целью данной работы является исследование возникновения агрессии у безработных личностей.

Задачами работы являются:

1) теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) выявить психологические характеристики и особенности проявления агрессии у граждан, не имеющих возможность трудоустроиться;

3) провести диагностические исследования с целью выявления агрессии у безработных молодых людей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у людей, не имеющих возможность трудоустроиться, возникает агрессия.

Теоретической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов по проблеме возникновения негативных эмоциональных переживаний как следствие безработицы.

Методологической основой стали теории агрессии З. Берковитца и К.Лоренса, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

экспериментальная работа;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование самочувствия, активности, настроения по методике САН, исследование самооценки психических состояний по методике Айзенка;  методика изучения агрессивности по методике Басса-Дарки.

Экспериментальная база исследования: 20 безработных в возрасте от 20 до 35 лет, состоящие на учете в ДФГСЗ по РМЭ и проходящие обучение в учебно-методическом центре «Лидер» г.Йошкар-Олы.

Новизна исследования: в настоящее время тема агрессивных реакций достаточно разработана относительно подросткового возраста. Однако в литературе по проблеме агрессивности как реакции на потерю работы не находится анализа психологического смысла этого состоя­ния.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в деятельности психологов и социальных работников.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, приложений.

Список использованных источников

  1. Алберти, Р.Е. Умейте постоять за себя! (Ключ к самоутверждающемуся поведе­нию) / Р.Е. Алберти, М.Л. Эммонс. - М.: Горбунок, 2009. - 96 с.
  2. Александров, А. А. Современная психотера­пия. Курс лекций / АК.А. Александров. - СПб.: «Академический про­ект», 2007. - 335 с.
  3. Алиев, X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуля­ции / Х.М. Алиев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  4. Ананьев, А.А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А.А. Ананьев //Вопросы экономики.-2008.- N5.- С.24-27
  5. Берковиц, Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб:Питер, 2001.-430 с.
  6. Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98», 2008. - 224 с.
  7. Бреев, Б. Труд в условиях рыночной трансформации/ Б. Бреев// Общество и экономика.- 2007. - №1. - С.93-101
  8. Большаков, В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. - СПб.: «Социаль­но-психологический центр», 1996. - 380 с.
  9. Бондаренко, А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход) / А.Ф. Бондаренко. - Ки­ев: КГПИИЯ, 1991. - 187 с.
  10. Борисов, Ф. Безработица по-русски / Ф. Борисов // Юрид. Вестник.- 2008.- №7.- С.6
  11. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
  12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.:Знание, 2004.-229 с.
  13. Генри Паренс. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Издательский Дом «Форум», 1997.-430 с.
  14. Гостюшкин, А. Индивидуальная защита от безработицы / А. Гостюшкин. - М.:Белый город. - 2008. - 214 с.
  15. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психо­логии активности / Л.П. Гримак. - М.: Политиздат, 2001. - 320 с.
  16. Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб.:СПбУ, 1995.-219 с.
  17. Давыдова, Н.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и страте­гия занятости / Н.М. Давыдова //Общественные науки и современность.- 2008.- №3.- С. 13-24
  18. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Психологический журнал.-2001.-№3.-С.59-63
  19. Ениколопов, С.Н. Психология агрессии: основные подходы / С.Н. Ениколопов // Вестник Псков­ского Вольного университета.- 2004. - №1.-С. 62-68.
  20. Игры - обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
  21. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. - М„- Прометей, 2001. -219с.
  22. Кириллова, Н. Занятость, безработица и заработная плата в России / Н. Кириллова // Человек и труд. - 2009. - № 1. - С. 15-21.
  23. Каппони В., Новак Т. Е. Сам себе психолог. -СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
  24. Козлова, О. Молодежь России в 90-е годы / О. Козлов //Социально-политический журнал.- 2007.- №3.- С.246
  25. Крейри, Э. Я сержусь: пер. с англ. / Э. Крейри - СПб:АО «Комплект», 2005. - 32 с.
  26. Коротаева, Е. В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, 2005.-31с.
  27. Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е.В. Коротаева.- М.: КСП, Ин-т психоло­гии РАН, 2007. - 224 с.
  28. Левитов, Н.Д. Психологические состояния агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.
  29. Лихачев, Д.С. Агрессивность бездуховности / Д.С. Лихачев // ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.2010. - С.6.
  30. Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теор. и приклад. исслед. в зарубеж. пси­хологии.: Сб. обзоров.-М.: ИНИОН, 1991.-С.218-223
  31. Лоренц, К. Агрессия/К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
  32. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1998.- 490 с.
  33. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1 / Р.С. Немов. - М.:Владос, 1998.-560 с.
  34. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. - Л.:ЛГУ, 2009.-192 с.
  35. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / В.Н. Панкратов. - М.:Институт психотерапии, 2010.-352 с.
  36. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд. МГУ, 1989.-216 с.
  37. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических поня­тий / К.К. Платонов.- М.:Высшая школа,  1981.-560 с.
  38. Полякова, Н.  Незанятая молодежь / Н. Полякова // Человек и  труд.-  2008.- №4.- С.7
  39. Прутченков, А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А.С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -140с.
  40. Прутченков, А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов / А.С. Прутченков. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2006. - 192 с.
  41. Панченко, А.В. Анализ поведенческой активности безработных / А.В. Панченко// August 26, 2007
  42. Райзберг, Б. А. Азбука предпринимательства / Б.А. Райзберг. -М.:Дума, 2009.-64 с.
  43. Райзберг, Б. А. Предпринимательство и риск / Б.А. Райзберг. - М.: Знание, 2009. - 64 с.
  44. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности / А.А. Реан // Псхологический журнал. - 2006. - Т.17. - №5. - С.3-10
  45. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности / А.А. Реан // Псхологический журнал.-2006.-Т.17.-№5.-С.3-10
  46. Ретивых, М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера»// Школа и производство.-2009.-№6.-С.28-29
  47. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993. - Зб8 с.
  48. Румянцева, Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке/ Т.Г.Румянцева. - Мн.: Университетское, 2009. - 150 с.
  49. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г.Румянцева // Вопросы психологии.- 2009.- № 1.- С. 81—87.
  50. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  51. Соколова, Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения / Г. Н. Соколова// Социологические исследования. - 2009. — №9. - С. 17-26.
  52. Фромм, Э. Предисловие к антологии "Природа человека"// Глобальные проблемы и общечеловеческие цен­ности / Э. Фромм, Р. Хирау. - М.: Прогресс, 2009. - С. 146-168.
  53. Феофанова, Н. Оптимизация занятости / Н. Феофанова// Служба кадров и персонал. - 2008. - №3. - С.36-39
  54. Хокен Пол. Я начинаю свое Дело /Пер. с англ. В. Бабенко. - М.ЛГекст, 1992. - 207 с.
  55. Чисхольм, П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху / П. Чтсхольм. - М.: ЮНИТИ. - 2004. - 228 с.

Заказать курсовую