Проявление дезадаптации в младшем школьном возрасте (курсовая)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ...............................................................

1.1. Разработка проблемы адаптации и дезадаптации в младшем школьном    возрасте  в   трудах   отечественных и зарубежных авторов...........................................................................................

1.2. Проявление дезадаптации в младшем школьном возрасте..................................

1.2.1. Общая психологическая характеристика младшего школьника................

1.2.2. Страхи и тревожность как составные компоненты дезадаптации младшего школьника........................................................................................................................................

1.2.3. Психологические особенности общения младших школьников....................

1.2.4. Неравномерность владения учебными навыками в младшем школьном возрасте как причина дезадаптации................................................................................................................

1.3. Коррекция дезадаптации у младших школьников..................................................

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.............................................................

2.1. Диагностика уровня адаптации к обчению в школе...............................................

2.2. Коррекция    дезадаптации в группе младших школьников..................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................................

Введение

Интенсивное развитие страны невозможно без роста творческо­го и нравственного потенциала ее граждан, без развития их актив­ности и способностей. Формирование этих и других качеств происхо­дит прежде всего в школьные годы. Именно поэтому сейчас на пер­вый план работы школы выходят задачи развития и формирования лич­ности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечиваю­щих развитие творческих способностей каждого школьника.

В настоящее время при решении этих задач школа испытывает определенные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имею­щиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности.

Актуальность исследования: поступление в школу и начальный этап обучения вызывают пе­рестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первок­лассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиоло­гических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Тради­ционная система образования не способна обеспечить соответствую­щий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологически­ми и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает раз­бираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирова­ние личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Проблема охраны психического здоровья детей и подростков, акту­альность которой становится все более очевидной в связи с наблюдае­мым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных рас­стройств среди детского населения, не может быть решена без практиче­ского использования медико-психологических и социально-психо­логических знаний в системе школьного образования.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов. физиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации".

Понятие "школьная адаптация" стало использоваться в послед­ние годы для описания различных проблем и трудностей, возникаю­щих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - зат­руднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти откло­нения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разны­ми нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофре­нией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведе­ния, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

В современной отечест­венной психологической науке вопросами готовности к системати­ческому обучению занимались и занимаются: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давы­дов, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Е. Кравцова, Е.В.Новикова, Э.М. Алексан­дровская; Н.Г. Лусканова; И.А. Коробейников  и др.

Особенностью детей младшего школьного возраста является без­граничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчине­ние и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авто­ритет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оцен­ки. Поэтому значение работы психолога в данном возрасте с детьми, у которых возникают эмоциональные переживания и отклонения велико.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса адаптации в школе и особеннос­тей  проявления дезадаптации в младшем школьном возрасте. Для этого в  работе поставлены следующие задачи:

изучить понятие адаптации и дезадаптации, основные мо­менты ее проявления;

изучить характеристику психических и пси­хологических особенностей детей младшего школьного возраста;

провести диагностические исследования, определяющие уровень адаптации к обучению в школе младших школьников;

разработать и апробировать программу корректирующих мероприятия для устранения дезадаптации младших школьников.

Объектом исследования является особенности адаптации к обучению и проявление дезадаптации в группе младших школьников.

Предмет исследования: исследование причин возникновения деза­даптации в младшем школьном возрасте.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- наблюдение за младшими школьниками в социуме и открытой среде;

- тестирование исследуемых;

- математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: дети 1 класса средней школы №11 в количестве 23 человек и 1 класса детского сада «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Методиками исследования стали: методика ранжирования призна­ков средовой адаптации (по Немову Р.С.), методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой), исследование тревожности (методика Р.Тэммл-М.Дорки-В.Амен); исследование самооценки (по Р.С.Немову).

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей млашего школьного возраста, обучающихся в условиях школы и продолжающих обучение в начальных классах при ДДУ в адаптации к обучению в школе существуют различия, определив которые можно разработать развивающие мероприятия для успешности будущей учебной деятельности детей.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены и экспериментально обоснованы некоторые направления психологической коррекционной работы по устранению дезадаптации первоклассников в современных условиях.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предлоежнная программа коррекции, методы диагностики помогут педагогам, психологам, родителям выявлять и предотвращать дезадаптацию детей на первых годах обучения в школе.

 

 

Глава 1. Теоретические особенности адаптации младших  школьников в начальный период обучения в школе

1.1. Разработка проблемы адаптации и дезадаптации в младшем школьном    возрасте  в   трудах   отечественных и зарубежных авторов

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов[1] показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индиви­дуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справ­ляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. В адапта­ционный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу но­сятся по коридору, а когда удается "улизнуть" со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, нажаты, скованны, из­лишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании пла­чут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книж­кам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболе­ваний. Все эти нарушения (обычно их называют функциональными от­клонениями) вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ре­бенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требова­ний, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первок­лассники, у которых наблюдаются множественные функциональные от­клонения.[2]

Трудности приспособления к школе можно разделить на две большие группы: 1) связанные с учебным процессом и 2) связан­ные с усвоением правил и норм школьной жизни. Разным детям требуется различное время для того, чтобы освоиться в школе. На­блюдения показывают, что в целом дети осваиваются со школьны­ми порядками в течение месяца, для некоторых детей это время составляет 3-4 месяца, а некоторые не могут полностью освоиться и в течение года. В начале второго класса все дети чувствуют себя уверенно в качестве учеников, с ними легко работать, «плохоприспособленные» дети — большая редкость.[3]

По многочисленным исследованиям, второклассники — вот кто идеальные школьники. Они учатся всерьез и с полной самоот­дачей. Позднее появляются элементы самооценки, усиливается внимание к другим людям (в отличие от людей-носителей ролей). К концу 3-го — в 5-м (в прежние времена в 4-м) классе разгорают­ся дружба и влюбленность в учителей и приятелей. Таким образом, ребенок как бы проходит путь от эмоционально насыщенного отношения к освоению предметного мира школы и школьных дел, усвоению ролей и «правил игры» школьной жизни и далее — вновь к эмоционально насыщенным отношениям со сверстниками и взрослыми.

В средней школе адаптация определяется прежде всего нали­чием или отсутствием любознательности и освоенностью основ­ных навыков учебного труда и базовых знаний. Но если коммуни­кации со сверстниками не являются бурной зоной развития, где происходит «кипение и брожение», вряд ли школьная адаптация может считаться благополучной. Если подросток фиксирован на учебе, подобно младшему школьнику, есть все основания пораз­мышлять, что он будет делать в жизни со всеми этими знаниями, сможет ли он реализовать их в совместной деятельности с другими людьми, найти человека, с которым сможет и захочет разделить свои переживания и с кем будет строить семью.

Старшеклассники вновь Обращают активное внимание на учебу— это путь к той жизни, которую они хотят построить, в ней важную часть занимают профессиональное образование и дея­тельность. Здесь основной критерий адаптации — способность представить себе будущую взрослую жизнь.

Как уже отмечалось, понятие «школьная адаптация» стало использоваться в пос­ледние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевает­ся, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельству­ющих о несоответствии социопсихологического и психофизиологичес­кого статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овла­дение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В настоящее время подобные затруд­нения, по данным разных авторов (Е.В.Новикова, 1985; Э.М. Алексан­дровская, 1985, 1988; Н.Г. Лусканова, 1987; И.А. Коробейников, 1990) испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразова­тельной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. С учетом таких масштабов, а также наиболее вероятных негативных последствий этого явления, выражающихся, в частности, в формировании устойчивых видов социально-психической дезадаптации, нарушений поведения, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности (Б.Н. Алмазов, 1989; С.А. Беличева, 1989, 1991 и др.), проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, тре­бующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагатель­ных поисков продуктивного решения на практическом уровне.......

 


[1] Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве:норма и отклонения. М.,1990; Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологи­ческая готовность к школе.- М., 1987; Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу­чению в школе. М., 1991; Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М., 1983.-Т. 1; Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.-М., 1989; Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе.  М., 1996; Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. М.,1981; Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).-М., 1960 и др.

[2] Рабочая книга школьного психолога. / Под ред.  И.В.Дубровиной. М., 1991, С.70

[3] Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс.-2000.-С.293

Заказать курсовую