Психическая саморегуляция, обеспечивающая профессиональную безопасность сотрудников МЧС (диплом)

Психическая саморегуляция, обеспечивающая профессиональную безопасность сотрудников МЧС (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические исследования психической саморегуляции эмоциональных состояний, обеспечивающих профессиональную безопасность................................................................................................ 9

1.1. Проблема регуляции эмоциональных состояний человека в трудах отечественных и зарубежных авторов....................................................................................... 9

1.2. Характеристика методов психической саморегуляции эмоциональных состояний личности.......................................................................................................... 16

1.3. Особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС... 24

1.4. Роль психической саморегуляции в обеспечении профессиональной безопасности сотрудников МЧС........................................................................................... 37

Глава 2. Обеспечение профессиональной безопасности сотрудников МЧС методами психической саморегуляции 43

2.1. Организация и методы исследования................................................. 43

2.2. Результаты исследования эмоционально-личностных характеристик сотрудников  МЧС................................................................................................................. 49

2.3. Коррекция эмоциональных состояний сотрудников МЧС с использованием методов саморегуляции................................................................................... 66

заключение............................................................................................. 85

Литература............................................................................................... 90

Приложения............................................................................................. 95

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Психическая саморегуляция является одним из основных субъективных условий обеспечения профессиональной безопасности сотрудников МЧС. Экстремальная по своему назначению профессиональная деятельность, повышенный уровень нервно-психической- напряженности, информационная перегрузка, интенсив­ность общения, потенциальная угроза для жизни и здоровья требуют поиска различных путей и методов психической саморегуляции, способных повысить  уровень профессиональной безопасности сотрудников МЧС.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы личности являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, "перевоспитание'' отдельных личностных черт, устранения негативных эмоциональных переживаний.

Способность управлять собственны­ми психическими состояниями и поведением связана с необходимостью оптималь­ным образом действовать в сложных ситуациях. Сотрудники МЧС, сталкиваясь с трудноразрешимыми,  внезапно возникающими проблемами, не имеющими однозначного решения, постоянно находятся в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое иногда побуждает его к импульсивным действиям. В  то же время профессиональные решения о том, как действовать, должны приниматься вполне осознанно даже в условиях жесткого дефицита времени; кроме того,  действия сотрудников оцениваются руководством, коллегами, представителями общественности, СМИ и другими людьми. На карту поставлены авторитет и престиж его личности, сотрудников, организации, государства. Все эти условия могут привести к тревожному, депрессивному состоянию, которое необходимо устранить.

Профессиональная безопасность сотрудников – качественная сторона профессионального общения, в котором раскрывается возможность не создавать или успешно защищаться, противодействовать опасным ситуациям.

Психологически безопасность характеризуется отсутствием «угрозы психическому здоровью», сохранению способности к саморегуляции.

Профессиональная безопасность сотрудников МЧС зависит от степени подготовленности: 1) физической; 2) тактической; 3) профессионально-психологической. Психическая готовность включает: образ-действие в экстремальной ситуации; общее функциональное состояние; психологическую направленность личности на эффективную деятельность в экстремальных условиях. Среди качеств личности, обусловливающих безопасность выделяется эмоциональная уравновешенность, аналитические качества ума, выдержка и терпение, отсутствие склонности к риску.

Актуальность проблемы исследования также обусловлена повышением требований общества к специалистам государственной противопожарной службы МЧС России. Служащие в этой системе должны быть хорошо профессионально подготовлены, владеть техникой, иметь необходимые знания, умения и навыки, используемые при тушении пожаров и обеспечении противопожарной безопасности. Одновременно им необходимо обладать хорошей морально-психологической устойчивостью, стремиться к познанию смежных дисциплин в области оказания первой медицинской и психологической помощи, так как деятельность пожарных протекает в ситуациях постоянного стресса, связана с угрозой здоровью и даже жизни.

Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС относится к деятельности профессий риска. В качестве опасности выступают не только физические, но и психические угрозы для данных профессий. Имеется в виду большая вероятность интенсивного влияния стресс-факторов и т.д. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере сотрудников МЧС (стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости). Как правило, при любом исходе возникает проблема посттравматического синдрома[62].

Для формирования профессиональной безопасности сотрудников МЧС в аспекте социально-психологического подхода возможно использование различных методов: консультирование, обучение методам саморегуляции, тренинговые занятия и т.д.

В настоящее время опубликовано много научных публикаций, посвященных психической регуляции эмоциональных состояний человека.

От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произволь­ной активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наибо­лее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморе­гуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее от­дельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. ( О.А. Конопкин [24,25,26,27],  В.И. Моросанова [38] и др.).

В этом контексте наименее изученной областью психической саморегуляции является саморегуляция психических, эмоциональных состояний. Исследованиями Г. Селье[49] и др. показано значение саморегуляции состояний субъекта для его профессиональной деятельности, успеш­ности, надежности в экстремальных ситуациях. А.В. Алексеевым[4], В.А. Иванниковым [20], Г.Д.Горбуновым, К.В. Динейкой, А.О. Прохоровым[46], X. Линдеманном[31] и др. разработаны эффективные средства саморегуляции раз­личных отрицательных психических состояний, пути и способы достижения состоя­ний, обеспечивающих продуктивность деятельности. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.III. Габдреевой, системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой, концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова[46].

В последние годы появились исследования, так или иначе затрагивающие проблематику образования и кадрового обеспечения в системе МЧС (О. В. Беспалов, Т. А. Фурсова и др.[43]). Эти работы представляют значительную научную и практическую ценность, однако в них не дается системного анализа процесса развития профессиональной безопасности сотрудников МЧС России, не выявляются соответствующие педагогические условия.

Все еще не достаточно теоретических и практических разработок, посвященных проблеме психической саморегуляции, обеспечивающей профессиональную безопасность сотрудников МЧС, что и определяет выбор темы дипломной работы.

Объект исследования – профессиональная безопасность сотрудников МЧС.

Предмет исследования - психическая саморегуляция эмоциональных состояний сотрудников МЧС.

Целью работы является изучение особенностей психической саморегуляции эмоциональных состояний сотрудников МЧС.

В связи с вышеизложенным задачами дипломного исследования стали:

исследование проблемы саморегуляции эмоциональных и психических состояний человека;

изучение методов психической саморегуляции в трудах отечественных и зарубежных психологов и физиологов;

изучение особенностей профессиональной деятельности сотрудников МЧС на примере противопожарной службы; изучение роли психической саморегуляции в обеспечении профессиональной безопасности сотрудников ГПС МЧС;

проведение диагностических исследований эмоциональной сферы  и саморегуляции сотрудников ГПС МЧС как основной составляющей профессиональной безопасности;

разработка коррекционных мероприятий по снижению негативных эмоциональных состояний с помощью методов психической саморегуляции в целях обеспечения профессиональной безопасности сотрудников ГПС МЧС.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у части сотрудников МЧС будет выявлен недостаточный уровень психической саморегуляции, а именно, повышенный уровень тревожности, пониженный уровень самооценки эмоциональных состояний, эмоциональное выгорание, повышенная склонность к риску, пониженный уровень волевой саморегуляции.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, физиологов, среди которых можно назвать П.К. Анохина [6], Н.А. Бернштейна [9], К.А. Абульханову-Славскую[1; 2; 3], О.А.  Конопкина [24; 25; 26; 27], Д.А. Ошанина [41], К.М. Гуречича [18], А.О. Прохорова [46], В.И. Моросанову [38],  Б.Ф. Теплова [56] и др.

Методологической основой работы является положение, согласно которому эмоции человека в форме переживаний отражают значимость явлений и ситуаций, со­стояний организма, внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внут­ренней регуляции деятельности (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, О.В.Дашкевич, В.А.Зобков, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Р.Х.Шакуров).

В ходе исследования использовались следующие методы:

теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;

экспериментально-диагностические методики:

- методика СМИЛ для исследования особенностей личности [54];

- методика «Уровень эмоционального выгорания» (В.Бойко),

- методика «Склонность к риску» (А.Г.Шмелева) [13];

- методика «Исследование волевой саморегуляции» (А.В.Зверькова, Е.В.Эйдмана) [54];

- методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А.Уэссмана, Д.Рикса) [37];

математические  методы обработки данных.

Теоретическая значимость исследования. Публикаций, исследований, в которых отражены проблемы психической саморегуляции, обеспечивающей профессиональную безопасность, не достаточно. Данное исследование вносит определенный вклад в разработку проблем психологических особенностей личности сотрудников МЧС, обеспечения их профессиональной безопасности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в процессе исследований результаты могут быть использованы психологами исправительных и других подразделений правоохранительных и других органов (МВД, ФСБ, МЧС), деятельность которых связана с экстремальными условиями.

Литература

  1. Абулъханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности/ К.А. Абулъханова-Славская. М.: Профи, 2008. - С. 4-20.
  2. Абульханова К.Л. О субъекте психической деятельности/ К.Л. Абульханова. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Знамя, 1992. - 22 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности/ Абулъханова-Славская. М.:Знание, 1980. - 223 с.
  4. Алексеев А. В. Себя преодолеть/ А.В. Алексеев. М.: Слово, 2005. – 203 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л.:ЛГУ, 1968. -314 с.
  6. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональ­ной системы / П.К. Анохин. М.: Знание, 1978. - 236 с.
  7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2004.- 123 с.
  8. Беля­ев Г.С. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беля­ев, В.С. Лобаин, И.А. Копылова. Л.: ЛГУ, 2007. – 200 с.
  9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движении и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.:Медицина, 2006.-198 с.

10.Брайан М. Алман. Самогипноз / М. Алман Брайан, Т.Ламбру Ритер. М.:Класс, 2005.- 22 с.

11.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. №6. С. 3-11.

12.Веккер Л.М. Психические процессы/ Л.М. Веккер. Л.: ЛГУ, 2001. – 230 с.

13.Военная психология и педагогика/ Под ред. В.Ф.Кулакова. М: Совершенство.- 2008.- 384 с.

14.Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Луасан Гаваа. М.: Ниро, 2006. – 477 с.

15. Гахов А.И. Безопасность в правовой системе Российской Федерации // Безопасность бизнеса. – 2006.- N 1

16.Гранат Н.Л. Профессионализм как принцип организации и деятельности ОВД / Н.Л. Гранат. М.: Дрофа, 2008. - 203 с.

17.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. М.: Знание, 2001.- 232 с.

18.Гуречич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека / К.М. Гуречич. М.: Профи, 2007. – 320 с.

19.Зинченко В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности// Системные исследования / В.П. Зинченко, В.М. Гордон. М.: Знамя, 2001. - С. 82-127.

20.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции/ В.А. Иванников. М.: Дрофа, 2001. - 190 с.

21.Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с анг./ К.Е. Изард.  М.:ИНФРА, 1999.-569 с.

22.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типоло­гических свойств нервной системы/ Е.А. Климов. Казань, 2001.- 290 с.

23.Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников ОВД/ В.В. Кожевников// Социологическое исследование. – 2009. - №9. - С. 55-59.

24.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности чело­века: (Структурно-функциональный аспект)/ О.А. Конопкин// Вопросы психологии. - 2005. - № 1.- С. 5-12.

25.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Отв. ред. А.А. Крылов/ О.А. Конопкин. М.: Сфера, 2000. – 180 с.

26.Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности/ О.А. Конопкин. М.: МГУ, 2002. - С.45-49

27.Конопкин О.А. Функциональное строе­ние и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности/ О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Степанский. М.: Знание, 2002. – 230 с.

28.Кукес В.Г., Коекина О.И., Волков Р.Ю. Межиндивидуальная взаимосвязь биоэлектрической активности мозга при явлениях биоэнергоинформационного обмена. // Парапсихология и психофизика.-1994.-№1(13).-С.42-50

29. Крупчак М.М. Оптимизация условий личностного роста курсантов пожарно-технических ВУЗов МЧС  России. М., 2009

30.Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-239 с.

31.Линдеман X. Аутогенная тренировка/ Х. Линдеман. М.: Физкультура и спорт, 2005. - 122 с.

32.Лобзин Б.С. Аутогенная трени­ровка/ Б.С. Лобзин, М.М. Решетников. Л.: .Медицина, 2006.-187 с.

33.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.-1984

34.Марьин М.И. Критерии оценки тяжести труда пожарных//Пожарное дело. – 2007. – № 3.

35.Марьин М.И., Гегель А.Л., Апостолова Л.О. Результаты оценки функционального состояния и работоспособности пожарных//Проблемы пожарной безопасности зданий и сооружений. – М.: ВНИИПО, 2000.

36. Марьин М.И., Соболев Е.С. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных//Психологический журнал. – 2001. – 11. – № 1.

37.Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО МВД СССР, 1992. – 16 с.

38.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции/ В.И. Моросанова. М.:Наука, 2008. – 217 с.

39.Немов Р.С. Психология/ Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1995.-  460 с.

40.Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуа­циях //Психология психических состояний. Вып.4. Казань, 2002. - С.275-284 (В соавт. с Прохоровым А.О.).

41.Ошанин Д.А. О психологическом подходе к изучению дея­тельности человека-оператора // Психологические вопросы регуляции деятельно­сти / Д.А. Ошанин, О.А. Конопкин. М.: МГУ, 2003. – С.180

42.Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД/ А.И. Папкин. М.: Дрофа, 2006. – 200 с.

43. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2008. – 148с.

44.Предупреждение чрезвычайных происшествий среди личного состава МЧС, связанных с гибелью и ранениями сотрудников (аналитический обзор)//Ведомости МЧС.-2009.-№4

45.Проблема риска в деятельности органов МВД// Социологическое исследование. – 2007. - №11. - С.74-77.

46.Прохоров А.О. Методы психической регуляции/ А.О. Прохоров. Казань: КГУ, 1990. – 116 с.

47. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Пособие/ Марьин М.Н. и др. – М.: ВНИИПО, 1998. - 114с.

48.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА, 1999. - 740 с.

49.Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

50.Ситковская О.Д. Психологический комментарий к уголовному кодексу РФ.-М.: Юрист., 2000.-650 с.

51.Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: (Психо­логические основы проектирования образования): Автореф. дис.... д-ра психол. наук/ В.И. Слободчиков. М. : МГУ, 2004. – 18 с.

52.Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве: Дис. ... д-ра психол. наук/ Е.О. Слободчикова. М.: МГУ, 2002. – 23 с.

53.Сосновский Б.А. Мотив и смысл/ Б.А. Сосновский. М.: МГУ, 2003. – 23 с.

54.Столяренко Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону:Феникс. - 2000. - 350 с.

55.Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М.: Академия, 2002.-256 с.

56.Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 2, разд. 2. С. 5-189.

57.Феноменология регуляции состояний в трудных жизненных ситуациях //Вопросы социальной психологии личности Вып.З. - Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - С.163-171.

58.Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье. — Кишинев: Штлинца, 1990. — 239 с.

59.Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопр. психологии.- 1986.-№ 3.- С. 78-89.

60.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология/ Ю.В. Чуфаровский. М.:Юрист, 1995. - 290 с.

61.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/ В.Д. Шадриков. М.: Знамя, 2003. – 120 с.

62.Шульц И. Г. Аутогенная тренировка/ И.Г. Шульц. М.: МГУ, 1985. – 85 с.

63.Шувалов М.Г. Основы пожарного дела: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Стройиздат, 1998. – 472 с.

Заказать диплом