Психические особенности подростков с ЦП и возможность их психокоррекции  (курсовая)

Оглавление

Введение_ 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования психического развития младших подростков с Церебральным Параличом    6

1.1. Особенности психического развития подростков с ЦП_ 6

1.2.  Особенности психокоррекционной работы с подростками с ЦП_ 26

Глава II. Диагностика особенностей психического развития младших подростков с цп_ 33

2.1. Организация и методы исследования_ 33

2.2. Результаты исследования особенностей психического развития подростков с ДЦП_ 34

2.3. Психокоррекция нарушений эмоционально-личностной сферы подростков с церебральным параличом_ 36

Заключение_ 43

Список литературы_ 47

Приложения_ 53

Введение

Актуальность исследования. Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Особой заботой в нашей стране окружены дети с отклонениями в умственном и физическом раз­витии, к которым относится и контингент детей с заболеванием - детский церебральный паралич.

Дефект развития (физический недостаток или психический недо­статок), вызывающий нарушения нормального развития ребенка, не означает наличие только отрицательных признаков. Он не исключает в развитии аномального ребенка некоторых положитель­ных тенденций, которые зависят от соответствующих условий вос­питания.

Детский церебральный паралич—тяжелое заболе­вание центральной нервной системы. При этом заболе­вании имеет место раннее (обычно в период внутри­утробного развития) поражение головного мозга. Осо­бенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения [5, С.9].

Раннее поражение двигательных систем головного моз­га при детском церебральном параличе задерживает и нарушает его последующее постнатальное (происходящее после рождения) созревание, что вызывает замедление темпа психического развития. Детский церебральный па­ралич часто сочетается с нарушениями речи, слуха, зре­ния, проявлениями субкомпенсированной гидроцефалии и другими расстройствами.

Вопрос о структуре психического развития ребенка с ДЦП  привлекает к себе внимание многих последователей, которые рассматривают личность как неразрывное един­ство биологических и социальных факторов [4;  18; 29; 31; 32; 40; 64].

При планировании программы реабилитации при ДЦП обязательно должны учитываться особенности личности такого ребенка, структура психологических нарушений и механизмы их компенсации.

Анализ и сопоставление публикаций о церебральном параличе, его этиологии и специфике протекания показывает, что подавляющее большинство исследований посвящено дошкольному и младшему школьному возрасту. Психологические исследования младших подростков с ДЦП практически отсутствуют, что затрудняет психокоррекционную работу с этой возрастной категорией, в связи с этим актуализируется проблема изучения психических особенностей подростков с ЦП и возможность психокоррекции ее нарушений именно в подростковом возрасте.

Объект исследования – психические особенности детей с ДЦП.

Предмет исследования - особенности психического развития детей младшего подросткового возраста с ЦП.

Целью работы является: изучить особенности психического развития сферы детей младшего подросткового возраста  с ЦП и предложить мероприятия психокоррекции.

Гипотеза исследования: психотерапевтическая работа, направленная на коррекцию психического развития младших подростков с ЦП будет более эффективной, если диагностическое исследование нарушений эмоционально-личностной сферы, влияющие на психическое развитие, провести своевременно.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

-                                изучить особенности заболевания – ЦП, психических особенностей и эмоционально-личностной сферы детей и подростков с отклонениями в развитии и возможности их коррекции;

-                                провести диагностические исследования эмоционально-личностной сферы младших подростков с ЦП;

-                                предложить психокоррекционные мероприятия по устранению нарушений в эмоционально-личностной сфере  подростков с ЦП.

Методами исследования в данной работе стали: наблюдение и тестирование, статистические и математические методы обработки результатов.

Методиками исследования являются: методика «Какой я» по изучению самооценки, методика В.Бойко по изучению комплекса неполноценности, экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В. В. Бойко).

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области психологии и дефектологии, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии (Л.С.Выгодский [16], М.С.Певзнер, Т.А.Власова [13], Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Власова Т.А. [6], Ипполитова Л.В. [31], Маллер А.Р. [45], Мастюкова Е.М. [48], Зейгарник  Б.Ф. [28], Усанова О.Н.[70] и др., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Методологическую основу проведенного исследования составляют труды в области возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей эмоционально-личностного развития (Л. С. Вы­готский [16], С. Л. Рубинштейн [62], Л. А. Венгер [12] и др.), а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей личностного развития детей подросткового возраста с ЦП.

Опытно-экспериментальная база исследования: 10 детей младшего подросткового возраста с диагнозом ЦП, находящиеся в детском реабилитационном центре РМЭ.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования. Подобран и апробирован комплекс диагностических методик, позволяющий конкретизировать особенности психического развития младших подростков с ЦП, а также представлены новые мероприятий психокоррекции эмоционально-личностной сферы подростков с ЦП.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова.-  Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича./ А. Анастази —М.: Педагогика, 1982.— Кн. 1.—С. 17—29, 205—316.
  3. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  4. Бадалян Л.0. Детская неврология/ Л.О. Бадалян. — М.: Медицина.- 1975.-203 с.
  5. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  6. Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская. — Киев, 1980.- 199 с.
  7. Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф.дис.на соиск.учен. степ.канд.психол.наук.Спец.19.00.07-пед.психология (психол.науки)/ А.В. Березина; Моск.гос.ун-т им.М. В.Ломоносова. - М., 2003. - 23 с.
  8. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе./С.А. Бортфельд. - Л.: ЛГУ, 1971. - 126 с.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь. – М.:Наука, 1988. - 56 с.
  10. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г.М. Бреслав.- М.: Наука. - 1990.- 320 с.
  11. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии/Л.Ф. Бурлачук . – Киев, 1979. - 73 с.
  12. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения/ А.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э. Леонгapд.- Л.: Просвещение. 1972.- 190 с.
  13. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  14. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Наука. -1967. - 256 с.
  15. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И. В. Дубровиной, М. К. Лисиной. М. : МГУ.- 1982. - 78 с.
  16. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  17. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.
  18. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  19. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А.Данилова. - СПб.: СПбУ, 1997. - 33 с.
  20. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  21. Дефектология/Под ред. Л.С. Волковой. - Л.: ЛГУ, 1972. - 327 с.
  22. Долгобородова Н.П. Воспитание учащихся вспомогательной школы/ Н.П. Долгобородова, Н.А. Лялин, И.Д. Пик.- М.:Просвещение.-1988.-143 с.
  23. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  24. Жукова Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение.- 1993.- 276 с.
  25. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/ С.Д. Забрамная. М.:Просвещение.-1995.- 112 с.
  26. Запорожец А.В. Психология/ А.В. Запорожец. М.:Просвещение.-1965.- 344 с.
  27. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности/ Б.В.Зейгарник. – М., 1971. - 38 с.
  28. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.:Знание, 1980. – 331 с.
  29. Иващенко Г.М. Клуб «Контакты-1» — семья — дети/ Г.М. Иващенко, Е.М. Кин. — М.: НИИсемьи, 1998. — 80 с.
  30. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  31. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  32. Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.
  33. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  34. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  35. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений/ Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред.Б.П.Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с.
  36. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.
  37. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  38. Кузянин Г.И. Пусть всегда будет праздник!:Сб. игровых программ.Вып.2/ Кузянин Григорий Иванович. - Н.Новгород:Педагогические технологии,2001. - 63 с.
  39. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом/ И.Ю. Левченко. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -153 с.
  40. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики/ Н.Н. Леонтьев.- М.: Наука, 1984.-317 с.
  41. Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2
  42. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение. -1977. - 420 с.
  43. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.
  44. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.
  45. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/Е.М. Мастюкова. - М., 1998. - 30 с.
  46. Мастюкова Е.М. Методические особенности физического воспитания детей с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, С.Б. Раку//Дефектология. - 1989. - №3.
  47. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция/Е.М. Мастюкова. М.:Просвещение.-1992.-94 с.
  48. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.
  49. Морозов Е.А. Использование педагогической терапии в решении проблемы школьных неудач: Автореф. дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук.Спец.13.00. 01-общ.педагогика, история педагогики и образования/ Е.А. Морозов; Тобол.гос.пед.ин-т им.Д.И.Менделеева. - Омск, 2002. - 21 с.
  50. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов // Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  51. Основы обучения и воспитания аномальных детей./Под ред. АИ.. Дъячкова. - М., 1965. - 85 с.
  52. Особенности психологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985. - 64 с.
  53. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе: Пособие для зам.директора шк.по воспитанию и кл. руководителей/ Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогический поиск,2000. - 160 с.
  54. Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.
  55. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  56. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.
  57. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  58. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  59. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больным детским церебральным параличом/ К.А. Семенова, Н.М. Махмудова. - Ташкент, 1979. - 69 с.
  60. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  61. Скворцов И. Миф о неизмечивости ДЦП: Детский церебральный паралич/ И. Скворцов //Будь здоров. - 1999. - №4.
  62. Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалия личности/Е.Г. Соколова. – М.: Знание, 1999. - 115 с.
  63. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.
  64. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологи­ческого изучения аномальных детей/ О.Н. Усанова. — М.:Наука.- 1990.- 432 с.
  65. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом/Сост. М.В. Ипполитова. - М., 1986. - 55 с.
  66. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии/ И.И.Чеснокова. -М. : Просве­щение. -1974.- 180 с.
  67. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука,1990.-105 с.
  68. Шафранская К.Д. Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях/ К.Д. Шафранская. – СПб.: СПбУ, 1999. - 153 с.
  69. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.

Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .

Заказать курсовую