Психическое развитие детей с задержкой психического развития и его коррекция (диплом)

Содержание

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психического развития детей с зПР  9

1.1. Аномалии психического развития в трудах отечественных и зарубежных авторов.............................................................................................................. 9

1.2. Особенности психического развития детей с ЗПР...................... 16

1.3. Особенности диагностики и коррекции психического развития  детей с ЗПР......................................................................................................................... 30

Выводы по главе I............................................................................... 42

Глава 2. Диагностика и коррекция психического развития детей с зпр дошкольного возраста.............................................................................................................. 45

2.1.  Организация и методы исследования......................................... 45

2.2. Результаты диагностики психического развития детей с ЗПР.... 48

2.3. Система коррекционной работы по развитию психических процессов детей с ЗПР.................................................................................................................. 56

2.4. Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР (анализ эффективности ко коррекционных мероприятий)......................................... 89

Вывод по главе II................................................................................. 96

Заключение............................................................................................. 98

Библиография....................................................................................... 102

Приложения.......................................................................................... 107

Введение

Актуальность исследования. В последние годы на развитие дефектологии значительно повлияли достижения смежных наук, а особенно — специаль­ной психологии.

Аксиомами становятся основополагающие принципы де­фектологии, утверждающие, что коррекционно-педагогическая работа с аномальными детьми должна основываться на тщательной дифференциации форм аномального развития и должна предусматривать системную работу с ребенком, то есть, учитывать нарушенную взаимосвязь в развитии его высших психических функций. Однако на практике эти принципы не всегда удается реализовать, так как методи­ческое обеспечение их требует дальнейшей разработки.

Сложившееся в последние годы положение в практике общеобразовательных школ требует при­стального внимания к проблеме детей с трудностя­ми в обучении, охране их соматического и психиче­ского здоровья, поиску дифференцированных форм организации обучения, обеспечивающего полноцен­ное образование и развитие личности. Педаго­гические коллективы активно открывают клас­сы компенсирующего обучения, коррекционные, классы адаптации, здоровья и др. Изучение практи­ки работы этих классов показало, что их массовое открытие зачастую осуществляется без соответству­ющего организационного и методического обеспече­ния, только на основе педагогической характеристи­ки учителя. Комплектование таких классов зачас­тую осуществляется школьными комиссиями, не имеющими в своем составе психологов, логопедов, врачей, что не позволяет выявить отклонения в раз­витии детей, квалифицировать необходимость обу­чения в общеобразовательном или специальном (коррекционном) учреждении. В результате в одном и том же классе компенсирующего обучения оказы­ваются дети с разными отклонениями в развитии, в том числе умственно отсталые, с тяжелыми наруше­ниями речи (дисграфия, дислексия, общее недораз­витие речи), задержкой психического развития це­ребрально-органического генеза, имеющие выражен­ные нарушения познавательной деятельности (вос­приятия, внимания, памяти, мышления), а также не­доразвитие эмоционально-волевой сферы.

Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы. Однако создать такую службу в настоящее время по ряду объективных причин весьма затруднительно. Одна из главных причин—теорети­ческая не разработанность многих вопросов психолого-педагогической специфики задержки психического развития в дошкольном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием и другими видами (вариантами) отставания от него. Вследствие этого затруднена и разработка прикладных проблем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагностических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам и психологам, учебных пособий и курсов в целях профессиональной ориентации педагогических кадров и др.

Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития в настоящее время приобретает острую потребность. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблей особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития обусловлена, главным образом, нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного медико-психолого-педагогического изучения этой детской категории способствовал накопленный опыт разработки проблем диагностики.

Основная особенность диагностики детей с ЗПР — использование принци­па качественного анализа дефекта развития. Этот принцип предполагает акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания ребенком и анализе характера его дея­тельности (процесс принятия решения, способы выполнения заданий, типы и характер ошибок, отношение ребенка к своим ошибкам и замечаниям специалиста, проводящего исследо­вание и т. Д.). Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушением более высокого уровня организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нару­шения или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.

Педагогическая практика пока бессильна в решении многих насущных организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей к обучению в школе: своевременного и квали­фицированного психолого-педагогического отграничения ЗПР от других вариантов отставания в развитии; создания гибкой, дифференцированной системы психолого-педагогического изуче­ния ЗПР у детей на протяжении раннего и дошкольного детства; осуществления в единой системе изучения и коррекции ЗПР у детей в дошкольном учреждении и специальной школе; организа­ции необходимой дифференцированной помощи шестилетним де­тям, отстающим в усвоении программных требований дошколь­ного учреждении, в подготовке к обучению в школе и др.). Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Объект исследования – психическое развитие ребенка с ЗПР.

Предмет исследования – диагностика психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение психического развития детей с задержкой психического развития и их коррекции.

Задачами данной работы являются:

n   изучение современного состояния проблемы психического развития детей в трудах отечественных и зарубежных авторов;

n   изучение особенностей детей с ЗПР и системы коррекционной работы с детьми с ЗПР по обеспечению условий для их психического развития;

n   экспериментальное исследование психического развития детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;

n   разработка методики коррекционной работы по формированию условий, обеспечивающих благополучное психическое развитие детей с ЗПР дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Проведя диагностические исследования психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста, можно в относительно короткие сроки с помощью целенаправленной комплексной коррекционной работы эффективно воздействовать на психическое развитие детей с ЗПР.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

n   наблюдение за детьми в ходе диагностики и коррекционной работы;

n   наблюдение и эксперимент:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

По результатам исследования проводилась математическая и статистическая обработка результатов.

Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии (Л. С. Вы­готский [13], Л. А. Венгер [9] и др.), современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР (Т. А. Власова [10], К. С. Лебединская [2], В. И. Лубовский [36], Н. А. Никашина [44] и другие),  также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, А.Н Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и теория игры (А.В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. И. Захаров).

Методиками исследования стали:

1. исследование восприятия (адаптированная методика Л.Тихомировой);

2. исследование внимания (методика Пьерона-Рузена);

3. исследование памяти (методика А.Н.Леонтьева, адаптированный вариант методики А.Лурия)

4. исследование мышления (методика Доски Сегена).

Исследовательская работа проводилась на базе Центра реабилитации инвалидов РЦМСРИ «Идель» г. Зеленодольске Республики Татарстан с детьми с диагнозом «Задержка психического развития(ЗПР)» в возрасте 6-7 лет в количестве 12 человек.

Новизна исследования: проблема психических особенностей детей с отклонениями в развитии в последнее время разрабатывается достаточно широко, однако в основном исследования и разработки по коррекционному воздействию касаются детей с ЗПР младшего школьного возраста, и недостаточно практических разработок в условиях дошкольного воспитания, поэтому нами разработана и апробирована новая программа по созданию условий, обеспечивающих психическое развитие  детей с ЗПР в условиях реабилитационного центра.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что подобранные игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию познавательной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. А сама система работы может быть рекомендована для реализации в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, в домашних условиях, в условиях стационара и т.д. Этой системой могут воспользоваться также и родители под руководством психолога.

Предложенная коррекционно-развивающая программа является своеобразным экспресс-методом, расчитанным на относительно короткий период (4 месяца), что позволяет детям с ЗПР, не получавшим ранее специализированной помощи, более успешно подготовиться к школе.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Библиография

  1. 1.    Абульханова К.А. Комплексное изучение человека/ К.А. Абульханова, Ю.И. Александров, А.В. Брушлинский А.В.  //Вестник РГНФ. - 1996.- № 3. - С. 11.
  2. 2.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. М.: Медпресса, 2002.-142 с.
  3. 3.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 143 с.
  4. 4.    Белопольская Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР/ Н.Л. Белопольская // Вопросы психологии. -1997.- № 1.- С. 19-26.
  5. 5.    Блинова  Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития./Л.Н. Блинова .- М.: Изд-во НЦ ЭНАС.-2002. - 136 с.
  6. 6.    Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд./ А.А. Бодалев.-М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.
  7. 7.    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович.- М.:Педагогика, 1968. - 314 с.
  8. 8.    Вайзман Н. Реабилитационная педагогика/ Н. Вайзман.- М.:Аграф.-1996.-420 с.
  9. 9.    Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка/. Л.А. Венгер // Вопросы психологии. -1974.- №1.
  10. 10.           Власова Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки пси­хического развития / Т.А. Власова, К.С. Лебединская// Дефектология.- 1999.- № 6.
  11. 11.           Власова Т.А. О детях с отклонениями в разви-
    тии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1973.-223 с.
  12. 12.           Воспитание ребенка в игре./ Под ред. Менджерицкой Д.В. М.:Просвещение.-1979.-175 с.
  13. 13.           Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч.: В 6 т. -
    / Л.С. Выгодский.- М., 1983.
  14. 14.           Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. Учебное пособие./А.Н. Голик. -М.: Издательство У РАО, 2000.- 99 с.
  15. 15.           Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.
  16. 16.           Гуровец Г. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем/ Г. Гуровец, Л. Кирилова// Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -с.67.
  17. 17.           Дауленскене Ю. Неврологический анализ неус­певающих учащихся массовых школ:  Дис…канд.пед.наук./ Ю. Дауленскене.- Л.: ЛГУ, 1973.- 79 с.
  18. 18.           Дети с временными задержками психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. М.:Педагогика, 1971.-243 с.
  19. 19.           Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Вла-
    совой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
  20. 20.           Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.
  21. 21.           Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко.-М.: АРКТИ, 2001.-224 с.
  22. 22.           Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья/ И.В. Дубровина // Школа здоровья.-1998.- № 2.- С.19-28.
  23. 23.           Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно развития детей./ С.Д. Забрамная.- М., 1995.- С. 23-43.
  24. 24.           Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т./ А.В. Запорожец. - М., 1986.
  25. 25.           Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности./ Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М.: Факел, 1999.-234 с.
  26. 26.           Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка/ Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2001. - 112 с.
  27. 27.           Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие/ Под ред.Г.Ф.Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 314 с.
  28. 28.           Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений/ Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред.Б.П.Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с
  29. 29.           Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми/ Л.М. Костина.-СПб.:Речь.-2003.-160 с.
  30. 30.           Кравцова Е.Е.  Как помочь детям преодолевать трудности/ Е.Е.Кравцова, А.А. Нурахонова, В.В. Стапанова.- Минск, 1990. - 42 с.
  31. 31.           Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  32. 32.           Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности де-
    тей с задержкой психического развития к школьному обучению: Ав-
    тореф. дис. канд. псих. Наук/ Л.В. Кузнецова. - М.:Педагогика, 1986.-197 с.
  33. 33.           Кулагина И.Ю. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития/ И.Ю. Кулагина, Т.Д.Пускаева // Дефектология. -1999.- №1.- С. 3-9.
  34. 34.           Кэдьюсон X. К. Практикум по игровой психотерапии./ Х.К. Кэдьюсон,Ч. Шефер. — СПб.: Питер, 2000.-340 с.
  35. 35.           Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т./ А.Н. Леонтьев. - М., 1983.
  36. 36.           Лубовский В.И. Высшая нервная деятель­ность и психологические особенности детей с за­держкой развития / В.И. Лубовский// Дефектология.- 1992.- № 4.
  37. 37.           Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношения/ Г.Л. Лэндрет.- М.:Международная педакадемия, 1994.-368 с.
  38. 38.           Маралов В.Т. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста/ В.Т. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 1995.- 123 с.
  39. 39.           Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диаг­ностика/ И.Ф. Марковская.- М.: Профи, 1993.-240 с.
  40. 40.           Марковская И.Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития/ И.Ф. Марковская, В.В. Лебединский, О.С. Николь­ская // Жур­нал невр. и псих. им. Корсакова.- 1999.- № 12.
  41. 41.           Матвеева О.А. Развивающая коррекционная работа с детьми./ О.А. Матвеева.- М.:Педагогическое общество России.-2001.-160 с.
  42. 42.           Мухина В.С. Возрастная психология/В.С. Мухина. - М.: Гардарика, 2000.-430 с.
  43. 43.           Немов Р.С. Психология. Учебник. / Р.С. Немов.– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-450 с.
  44. 44.           Никашина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: Методические рекомендации для школьных психологов. / В.Б. Никашина.- Курск, 1998.-219 с.

45. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, НА.Никашиной. М.: ВЛАДОС, 2001.-329 с.

  1. 46.           Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова.- М.:ТЦ Сфера.-2002.-240 с.
  2. 47.           Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А. Панфилова.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.
  3. 48.           Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология. - 1992. - № 3.
  4. 49.           Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в разви­тии. - 2-е изд./ В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М. Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.-104 с.
  5. 50.           Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс.-2000.- 432 с.
  6. 51.           Психология детей с задержкой психического развития/ Под ред. О.В.Заширинской. СПб.:Речь, 2003.-330 с.
  7. 52.           Рубинштейн С.Л. Общая психология./ С.Л. Рубинштейн.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 904 с.
  8. 53.           Смирнова Е.О. Психология ребенка/ О.Е. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
  9. 54.           Сорокин В.М. Специальная психология/В.М. Сорокин.- СПб.:Речь, 2003
  10. 55.           Социально-психологическая адаптация дошкольников, имеющих проблемы развития // Ярославский психологический вестник. Выпуск 4. - М.-Ярославль: Российское психологическое общество, 2001. - С.37-39.
  11. 56.           Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития/ У.В.Ульенкова. - Нижний Новгород, 1994.-423 с.
  12. 57.           Фишман М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития/М.Н. Фишман, И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская // Дефектология.-2002.-№1.-С.24-29
  13. 58.           Формирование саморегуляции средствами изобразительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования / Под ред. У.В. Ульенковой. Н.Новгород, 1998. - С. 133-141.
  14. 59.           Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/И.А. Фурамнов. - Мн.:Ильин В.П., 1996.-206 с.
  15. 60.           Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического раз-
    вития: Пособие для учителей/ С.Г. Щевченко. - Смоленск, 1994.-230 с.
  16. 61.           Шипицина Л. Социально-эмоциональные нарушения у школьников с отставанием в развитии: причины, средства помощи/Л. Шипицина// Народное образование.-2000.-№2.-С.87-89
  17. 62.           Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии/ Н. Шматко // Дошкольное воспитание.  - 1998. - №3. - с. 77.
  18. 63.           Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко/ Д.Б.Эльконин. - М., 1989.-442 с.
  19. 64.           Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка/ Е. Юдина // Народное образование. – 2003. -№12. - с. 69.

Заказать диплом