Психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста (курсовая)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА...........................................................................................................................................

1.1. Понятие психического здоровья и причины его расстройства................................

1.2. Проявление расстройства психического здоровья детей.......................................

1.3. Коррекция расстройств психического здоровья и личностных нарушений в дошкольном возрасте............................................................................................................................................

ГЛАВА 2.ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.......................................................................................................................................

2.1. Диагностика некоторых аспектов психического здоровья дошкольников.........

2.2. Коррекционная работа по улучшению психического здоровья детей дошкольного возраста...........................................................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................

Введение

Сегодня усилиями педагогов, психологов, со­циологов, педиатров и правоведов накоплены разнообразные данные о физическом, психиче­ском, умственном и нравственном развитии ребенка, его воспитании и обучении, общении, жизненном и профессиональном самоопределе­нии.

Актуальность темы исследования. Сегодня ситуация такова, что образовался трагический разрыв между детством как само­ценностью, нашими идеальными пред­ставлениями о нем и реальным положением детей. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не полный спектр причин детского неблагополучия, влияющего на психическое здоровье ребенка.

О психическом здоровье детей в последние два десятилетия говорят все чаще. Только ленивый не упрекает в этом власть, пра­вительство, школы и программы обучения. Все это справедливо, но подчеркнем, что только (или почти только) семья способна дать ребенку психическое здоровье, разумеется, семья полноцен­ная. Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия. А это и есть конечная цель родительского воздействия.

В настоящее время увеличилось чис­ло детей с расстройством психического здоровья, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью. Задача педагогов — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определенные психологические знания.

Нарушения психического здоровья ребенка могут возник­нуть по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Наше умение мужественно и последовательно признавать совершенные ошибки, наша откры­тость по отношению к детям, не замалчивание трудностей и преград, а совместный поиск выхода из кризисных ситуаций — единственный способ не потерять доверие собственных детей.

Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в обще­нии с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощуще­ние же нужности другому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении,— необходимое условие для возник­новения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.

Все это приводит к расстройству психического здоровья ребенка и заставляет нас вновь и вновь обращаться к этой проблеме.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка нарушен, если ребе­нок не приживается в ребячьем коллективе, если ему не дается уче­бе и т.д. - возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания. Тем более опасно нарушения в психическом здоровье для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда возникает но­вый уровень самосознания детей. Поэтому тема эта достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения в практике психологического консультирования и воспитания.

Вместе с тем специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социальному явлению.

Отрадно, что в последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа "Дети России", Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

Задачи профилактики и коррекции расстройств психического  здоровья в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения. Проблема нарушений психики, личностной сферы и поведения у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Алемаксин  М.А.[1], Захаров А.И.,[2] Маралов В.Т.,[3] Дубровина И.В.,[4] Божович Е.Д.,[5] Бреслав Г.М.,[6] Савина Е., Шапина Н.,[7] Поддъяков Н.,[8] Репина Т.А.[9] и др.)

Далеко не все стороны проблемы психического здоровья у детей изучены на сегодняшний день. Однако накоплен достаточный опыт в изучении его психологических основ ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Но вызывает сожаление то, что пока мало исследований, показывающих роль психологии в коррекции и профилактике нарушений психического здоровья детей и подростков на этапе широкой криминализации в последнее время. Это и послужило поводом для написания курсовой работы.

Объект исследования: психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности нарушений психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение психического здоровья детей.

В связи с этим задачами работы стали:

n   теоретически обосновать необходимость изучения психического здоровья детей и подростков;

n   исследовать особенности проявления нарушений психического здоровья детей;

n   разработать корректирующие мероприятия по улучшению психического здоровья детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Своевременное выявление причин расстрйоства психического здоровья детей дошкольного возраста может помочь про­гнозировать возможные варианты нарушения поведения и, следовательно, воздействовать на его поведение целена­правленно с помощью коррекционных мероприятий.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей нарушения психического здоровья детей.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

опытно-экспериментальная работа;

тестирование исследуемых;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Для определения психического здоровья детей были использованы следующие методики: «Рисунок семьи», методика «Маски» и методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская), методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова).

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6 лет детского сада №41 г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дан анализ личностных характеристик и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, определяющих  психическое здоровье ребенка, определены и экспериментально обоснованы некоторые направления психологической коррекционной работы по улучшению психического здоровья. Кроме того, в нашей работе будет сделан акцент на прикладной аспект данной проблемы, а именно представлена авторская программа коррекции негативной эмоциональной сферы детей 5-6 лет, другой практический материал для психологов, воспитателей, родителей.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции, методы диагностики помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам, родителям выявить и предотвращать нарушения психического здоровья у детей дошкольного возраста.

 


[1] Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.

[2] Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.; Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

[3] Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

[4] Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

[5] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

[6] Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

[7] Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

[8] Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

[9] Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с. ;Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

3.Артемов И.А. Особенности детского возраста. - М., Учпедиздат, 1953. -192 с.

4.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

6.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

7.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. Психологии. - 1978. - №4. - 1979. - №2,4.

8.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

9.Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998 .

10.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1987.

11.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

12.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо и др. - М., 1984.

13.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

14.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

15.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

16.Гальперин П.Я., Запорожец А.В. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.

17.Гаркуша ЮФ. Педагогическое обследование дошкольников. -М., 1992. -64 с.

18.Гуровец Г., Кирилова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем. // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -с.67.

19.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1992. - №1.

20.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978.

21.Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. - 1998. -№6. - с.51

22.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. - М., 1986.

23.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

24.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

25.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.

26.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

27.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

28.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

29.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

30.Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В.  Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. - 42 с.

31.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

32.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

33.Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

34.Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

35.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

36.Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

37.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983.

38.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997.

39.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.

40.Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

41.Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

42.Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.

43.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.

44.Мухина В.С. Детская психология. - М., 1992.

45.Мухина В.С. Таинство детства. - М., 1997.

46.Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

47.Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание СПб., 1908.

48.Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Наука, 1973. - 583 с.

49.Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

50.Правильно ли воспитываем малыша. / Под ред. Л.Ф. Островской. - М.: Просвещение,1979. - 128 с.

51.Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И. Анциферовой. - М., 1961.

52.Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.

53.Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М., 1989.

54.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. - М., 1986.

55.Ранисбург Й, Поппер П. Секреты личности. - М.,, 1983.

56.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

57.Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с.

58.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

59.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

60.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984.

61.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

62. Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

63.Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев: Вища школа, 1981. - 238 с.

64.Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 1992.

65.Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

66.Субботский Е.В. Как рождается личность. - М., 1978.

67.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

68.Урланис Б. Семья и проблемы демографии // Молодая семья. 1977. Вып. 18

69.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. - М.: Просвещение, 1996. - 111 с.

70.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

71.Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М.; Л., 1925.

72.Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.:Ильин В.П., 1996.

73.Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание.  - 1998. - №3. - с. 77.

74.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.

75.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

76.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать курсовую