Психокоррекционные технологии при дисгармонии психического развития детей (диплом)

Оглавление

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Изучение психокоррекционных технологий при дисгармонии психического развития (на примере психокоррекции проявления страхов у дошкольников с неврозами и неврозоподобными состояниями)...................................................................... 9

1.1. Проблемы дисгармонии психического развития на примере проявления неврозов и неврозоподобных состояний у дошкольников............................. 9

1.2. Характеристика невротичных детей................................................. 21

1.3. Психологическая коррекция неврозов, неврозоподобных состояний, преодоления страха и тревожности в дошкольном возрасте......................... 31

Выводы по первой главе.......................................................................... 48

ГЛАВА 2. Использование психокоррекционных технологий  при детских неврозах и неврозоподобных состояниях........................................................................... 51

2.1. Организация и методы исследования............................................... 51

2.2. Анализ результатов исследования.................................................... 54

2.3. Психокоррекционные технологии преодоления страхов и профилактики  неврозов у дошкольников............................................................................... 60

2.4. Анализ эффективности коррекционной работы............................... 64

Выводы по второй главе.......................................................................... 66

Заключение................................................................................................. 69

Библиография............................................................................................. 74

Приложения................................................................................................ 79

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Уставом Всемирной Организации Здравоохранения в дефиницию здоровья вклю­чены понятия «физическое здоровье» и «психическое здоровье». В настоящее время пристальное внимание уделяется исследованию «психологи­ческого здоровья» (О.С.Васильева[13; 14], И.В.Дубровина[29]). Объектом исследо­вания в последние годы стало также и «социальное здоровье» (Ю.П.Сайко[75])

Поддержание и сохранение здоровья детей и подростков диктуется значительным ухудшением состояния здоровья несовершеннолетних, что осложняет воспитательно-образовательный процесс и снижает качество обучения ( В,Н.Касаткин[41], Ф.Ф.Харисов, Е.Е.Чепурных, С.М.Чечельницкая [82]).

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (К.А.Абульханова, Ю.И.Александров, А.В.Брушлинский[2], Б.Ф.Ломов[50], А.В.Петровский[64] и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности.

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы сохранения психического и психологического здоровья подрастающего поколения, а следовательно, и разработку технологии преодоления негативных эмоциональных переживаний (Л.М.Аболин[1], П.К.Анохин[3], Л.С.Выготский[16], Б.А.Вяткин[17], Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу[20],  К.К.Платонов[66] и др.).

В настоящее время увеличилось чис­ло детей с нарушениями в поведении, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью, подверженных страхам, тревожности и неврозам.

Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют
эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей.

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания.

Страх — одно из ведущих клинических проявлений при неврозах. Проявление страхов и тревожности ведут к дисгармоничности психического развития личности ребенка. В связи с чем актуализируется задача своевре­менно распознать детские страхи, как первопричину развития у таких детей невротических состояний и неврозов.

Эти и другие негативные последствия детских страхов и состояний тревожности дают нам право говорить об актуальности проблемы психокоррекционных технологий при дисгармонии психического развития детей, а именно -  психокоррекционных технологий  преодоления детских страхов и тревожности у детей с неврозами и неврозоподобными состояниями.

Большинство специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе обра­зования, приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей с системы здравоохранения на систему образования. Однако анализ состояния современных подходов к оздоровлению подрастающего поколения в сфере образования позволил выявить ряд противоречий.

Следует отметить, что весьма важные, обобщенно выраженные в методологиче­ском отношении достижения отечественной психологии, например, в принципах: единст­ва интеллектуальных, эмоциональных и телесных проявлений (компонентов) деятель­ности; о регулирующем и дезорганизующем влиянии эмоций на поведение и деятель­ность человека не нашли еще достаточного воплощения в концепциях, которые бы от­ражали психологическую структуру эмоциональной активности человека по обеспечению своего психосоматического здоровья, а также и существующее противо­речие между потребностью общества в обеспечении здорового образа жизни людей и недостаточной разработанностью в педагогике и психологии коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих этот процесс.

В связи с этим следует отметить, что далеко не все стороны проблемы дисгармонии психического развития в виде неврозов, страхов и тревожного поведения у дошкольников изучены на сегодняшний день. Все это и определило выбор темы исследования – «Психокоррекционные технологии при дисгармонии психического развития у детей дошкольного возраста (на примере психокоррекции страхов и тревожности)».

Проблема исследования – какие средства психологической коррекционной работы являются наиболее эффективными при дисгармонии психического развития у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является проявление неврозов и неврозоподобных состояний у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: психокоррекция преодоления страхов в дошкольном возрасте.

Целью данной работы является исследование особенностей психокоррекционных технологий при дисгармонии психического развития (на примере преодоления страхов у дошкольников с неврозами и неврозоподобными состояниями).

Гипотеза исследования: использование специальной психологической коррекционной технологии преодоления страхов позволит дошкольникам с неврозами и неврохоподобными состояниями успешнее справляться с этими негативными эмоциональными переживаниями с целью устранения дисгармонии психического развития.

На основании поставленной цели исследования и для подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме и изучить особенности психического здоровья, психологического развития, особенности проявления неврозов у дошкольников ;

провести диагностические исследования эмоционально-личностной сферы дошкольников;

разработать и апробировать программу психокоррекции для преодоления негативных эмоциональных переживаний (страхов и тревожности) у детей старшего дошкольного возраста с неврозами и неврозоподобными состояниями.

Методологической базой являются принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев[4], П.К.Анохин[6], А.Н.Леонтьев[48], Б.Ф.Ломов[50]), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн[72], Д.Б.Эльконин[85]) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным об­разованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта. Кроме этого, работа осно­вана на теории игры (А.В.Запорожец[31; 32], Д.Б.Эльконин [84], Н.П.Аникеева[5]).

Неврозы у детей, как и у взрослых, являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии (Колегова В. А., 1971). По мнению С. В. Лебедева (1979), распространенность неврозов у детей статистически достоверно превышает распространенность непроцессуальных неврозоподобных синдромов.

Биологическими предпосылками неврозов у детей являются понижение биотонуса организма, соматическая отягощенность (Осипова Е. А., 1932; Сканави Е. Е., 1934), невропатия (Дьякова Н. Н., 1929), в основе которой Е. И. Кириченко и Л. Т.Журба (1976) находят функциональную недостаточность вегетативной регуляции. В работах С. В. Лебедева установлена статистически достоверная связь невропатии с неврозами. У детей с врожденной и приобретенной физической неполноценностью часто обнаруживаются психогенные реакции и патологические изменения характера (Берштейн Г. И., Брайнина М. Я.,1933) или патологические развития личности (Симеон Т. П., 1934; Блей Е. А., 1940; Ковалев В. В., 1968). Невротические реакции могут также возникать на фоне задержки психического развития (Головань Л. И., 1976) и резидуальной церебральной органической недостаточности [Булахова Л. А. и др., 1976]. В последнее время возрастает интерес к проблемам нарушения сна при неврозах у детей. Существует мнение, что эти заболевания всегда сопровождаются расстройствами сна (Гольбин А. Ц., 1979).

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, медицине, наблюдение за детьми; психолого-педагогический эксперимент; беседы с детьми и родителями.

Для определения состояния детской тревожности и страха были использованы следующие методики: рисование страха (Захаров А.И.), список страхов (Рогов Е.И.), методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова).

Экспериментальная база: дети дошкольного возраста 5 лет детского сада №13 «Гусельки» в количестве 30 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дан анализ нарушений психического здоровья, поведения у дошкольников, исходя из социально-психологической ситуации и положения детей на современном этапе, определена и экспериментально обоснована Программа психокоррекционных мероприятий для преодоления невротических страхов и тревожности на основе комплексных занятий с использованием игры, детского творчества, семейной психотерапии.

Практическая значимость работы состоит в разработке и опытной проверке технологии преодоления тревожности и страхов с использованием игры и детского творчества у детей дошкольного возраста, которая может быть использована в практике работы в дошкольных учреждениях и в семье.

Библиография

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека /Л.М.Аболин. - Казань: КГУ, 1987.- 261 с.
  2. Абульханова К.А. Комплексное изучение человека/ К.А.Абульханова, Ю.И.Александров, А.В. Брушлинский //Вестник РГНФ.- 1996.- № 3. - С. 11.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов. - М.: Физкультура и спорт, 1997.-102 с.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 143 с.
  6. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/ П.К. Анохин // Принципы системной организации: Сб.ст. - М.: Наука, 1973. – 288 с.
  7. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья/ Г.Л. Апанасенко.- СПб.: Наука, 1993.-239 с.
  8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека/ Ф.Б. Березин.- Л.: ЛГУ, 1998.-240 с.
  9. Бельская Л. И. Влияние изменения структуры семьи на воспитание личности // Ученые записки Ивановского пед. ин-та. Т. 102. Сознание и нравствен­ность. Вып. 3. Иванове, 1982

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- М.:Наука, 1968. - 314 с.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения/ Г.М. Бреслав. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

12. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье/ И.И. Брехман.- М.:Дрофа, 1990.-127 с.

13. Васильева О.С. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация/ О.С.Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья.- 1999.- №2.-С.26-29

14. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.

15. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

16. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М. -Т. 2, 3, 1982.

17. Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека / Б.А. Вяткин//Природа психического: Сб. тез. докл. республ. теор. конф. -Пермь: 1994 - С. 63- 66.

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети./ В.И. Гарбузов.- Ленинград - 1990.
  2. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение/ В.И. Гарбузов, А.Н. Захаров, Д.Н. Исаев.- Л.:Медицина.-1977

20. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства/ Э. Гельгорн Э., Дж. Луфборроу. - М.:Дрофа, 1966.-240 с.

21. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка/ Ю. Гиппенрейтер// Семья и школа 1997.-№8.-С.9-11

22. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как?/ Ю.Гиппенрейтер.- М.: Масс Медиа.-1995.-240 с.

  1. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2001 год». — М.: «Синергия», 2001, 159 с.

24. Гримак Л.П. Общение с собой/ Л.П.Гримак.- М.: Мысль.-1991.- 280 с.

25. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения/ В.В. Давыдов.- М.:Педагогика.-1986.-190 с.

26. Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья/ И.В. Дубровина// Школа здоровья.-1998.- № 2.- С.19-28.

27. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение/ Е.А. Жуковская.- М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

28. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры/ А.В.Запорожец// До­школьное воспитание.- 1965.- №  10.- С. 72—79.

29. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника/ А.В. Запорожец.- М.:Просвещение.-1966

30. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей /А.И. Захаров.-М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка/ А.И.Захаров.- М., 1996.-126 с.

32. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия/ А.И. Захаров. — СПб.: Союз, 1998.

33. Каптерев П.Ф. О детском стра­хе //Воспитание и обучение. 1901. №4. С. 161-172// П.Ф. Каптерев/ Народное образование 2000.- № 3.- С.257-267

  1. Карвасарский Б. Д. Неврозы/ Б.Д. Карвасарский.— М., 1980

35. Касаткин   В.Н.   Комплексная   программа   здоровья   в   школе/ В.Н. Касаткин //  Школа здоровья. – 1998.- №2.

36. Крайг Г. Психология развития./ Г. Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.

37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

38. Кэрол Е.Изард Эмоции человека/ Кэрол Е.Изард. - М.: МГУ.-1980.- 114 с.

39. Лебедев  С. В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей (по данным эпидемиологического обследования).—В кн.: Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям/ С.В. Лебедев, Г.В. Козловская.- М., 1980.- С. 24 — 26

40. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека/ Н.Д. Левитов.-М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

41. Леонтьев  А.Н.   Категория   деятельности   в  современной   психологии/ А.Н. Леонтьев //Вопросы психологии. – 1999.- №3. -С. 13

42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1975.- 326 с.

43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций: Тексты/ А.Н. Леонтьев. — М.:Педагогика, 1984.-220 с.

44. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1950

45. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии /Б.Ф.Ломов//Вопросы психологии.- 1975.- №2. -С.31 -45.

  1. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет.- М.:Международная пед.академия.-1994.-368 с.
  2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка/А.А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
  3. Маралов В.Т. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста/ В.Т. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 1995.
  4. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- М.:Педагогика.-1990.- 290 с.
  5. Немов С.Р. Психология/ С.Р. Немов.- М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 650 с.
  6. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.
  7. Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание/ Г. Оппенгейм.- СПб., 1908.
  8. Петленко В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность/ В.П.Петленко, Д.Н. Давиденко.- СПб.: Дрофа, 1998. -  124 с.
  9. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода / А.В.Петровский//Вопросы психологии.-2001.- № 1. - С. 57 - 66.
  10. Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности/ К.К. Платонов. —Пермь:Пермское изд-во, 1978.- вып. 2.-С.43-39
  11. Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К.Валюнаса, Ю.Б.Гиппен­рейтер. М.: МГУ.-1993.- 240 с.
  12. Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / Отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.
  13. Ремизова Г.И. Тревожные дети/ Г.И. Ремизова.- М.:Владос.-2001.-202 с.
  14. Репина Т.А. От трех до семи/ Т.А.Репина. -М.: Знание,1995. - 96 с.
  15. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада/ Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.
  16. Родители - в ответе за воспитание детей. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Шипицыной Л. М., — СПб.: ИСПиП, 2002.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М.: ИНФРА-М, 1999. -704с.
  18. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России/ Е.М. Рыбинский// Педагогика.-2000.-№7.-С.174
  19. Савина Е. Тревожные дети/ Е. Савина, Н. Шапина// Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.
  20. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции/ Э.В. Сайко// Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.
  21. Свядощ А. М. Неврозы/ А.М. Свядощ.— М.:Знание, 1982.- 368 с.
  22. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивацион­но-эмоцилнальные аспекты/ П.В. Симонов.- М.:Наука.-1975.
  23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Психология эмоций/ П.В. Симонов. - М., 1981.
  24. Смирнова Е.О. Психология ребенка/ Е.О. Смирнова.-М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
  25. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан/ Ф.Ф. Харисов, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая.- Казань: Хэтер, 1998.
  26. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-ме­тодическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. —с. 144.
  27. Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин.- М.:Педагогика, 1978.-340 с.
  28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б.Эльконин.- М., 1989.
  29. Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.
  30. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка/ Е. Юдина Е // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать диплом