Психологическая адаптация детей в возрасте 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.. 7

1.1. Понятие адаптации и дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов  7

1.2. Психологические особенности развития детей раннего возраста. 14

1.3. Особенности адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.. 21

Глава 2. Эмпипирическое исследование психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.. 36

2.1. Изучение особенностей психологической адаптации к ДОУ детей раннего возраста  36

2.2. Анализ результатов исследования. 43

2.3. Программа психологической адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ   53

Заключение. 64

Список использованных источников. 67

Приложения.. 73

Введение

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей [44, С.15].

Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образование является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Проблема адаптации ребёнка к детскому саду актуальна, потому что на этот период приходятся значимые новообразования в развитии ребёнка. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям.

Таким образом, безусловно, в проведении процесса адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения главная роль принадлежит психологам, работающим в адаптационных группах. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, они обеспечивают решение успешной адаптации и предупреждают дезадаптацию детей к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного периода.

Также одной из эффективных форм успешности адаптации ребенка к ДОУ является, на наш взгляд, деятельность педагога-психолога по оказанию помощи не только детям при поступлении в детский сад, а так же родителям и воспитателям. Мы видим необходимость не только изучения диагностики потенциальных адаптационных возможностей ребенка к поступлению в ДОУ, но и оказанию психологической помощи, как самому ребенку, так и социальному окружению, родителям, воспитателям.

В связи с чем, полагаем тему нашего исследования весьма актуальной.

Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации детей в возраст 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения и возможность психической помощи.

Объект: протекание адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Предмет исследования: психическая адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Гипотеза: психическая адаптация ребенка 2-3 лет к условиям ДОУ определяется комфортным психоэмоциональным состоянием ребенка.

Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:

1. Изучить протекание адаптации ребенка дошкольного возраста и его основные характеристики в психолого-педагогическом контексте;

2. Провести эмпирическое изучение процесса адаптации  детей 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения;

3. Разработать рекомендации по психологической помощи детям раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   Теоретический анализ литературы, посвященной исследования;

Эмпирическое исследование, включающее в себя выявление особенностей проявления эмоций детей раннего возраста;

n   математические методы обработки результатов.

Методологической основой работы послужили: психологические основы гуманистического характера современного образования с его ориентированностью на развитие личности ребенка (Л.И. Божович [10], Л.С. Выготского [16], М.И. Лисиной [35]).

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Ф.Б. Березина теория адаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соот­ветственно, привыканием к другим, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Проблема психической дезадаптации в том или ином ас­пекте рассматривается в трудах Ю. А. Александровского[6],  М.Ф.Березина [9], Л. И. Вассермана [12], М. А. Беребина [8], А.Д. Глоточкина [18] и др. Теоретические положения, из­ложенные в их работах, легли в основу данного исследования. Индикаторами психической дезадаптации выступают нарушения нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряже­ние (Т.А. Немчин, В.Я. Сем­ке, Ю.А. Александров­ский, Л.Я. Свядощ, Г.К. Ушаков и др.).

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в работах Р. Айсиной [4], Л.В. Белкиной [7] , О. Г. Заводчиковой [24] и др.

Н.Д. Ватутина [13] в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Л.В. Белкина [7] рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Опытно-экспериментальная база: 24 ребенка раннего возраста (2-3 года) детского сада №3 «Колокольчик», п. Пемба.

Новизна исследования: В настоящее время выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Однако, несмотря на это психологи-педагоги испытывают значительные трудности в организации этой работы на практике. В работе представлена новая программа психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным психолого-педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы психологом и педагогом в практической работе с детьми дошкольного возраста.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников в количестве 62 и 9 приложений.

Список использованных источников

1. Абрамова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абрамова. - М.: Знание, 2000. – 340 с.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для ВУЗов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Основная книга, 2000. – 623 с.

3.Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2005. – 176 с.

4.                      Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина // Ребенок в ДОУ. - 2003. - №6. - С.46.

5.                      Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. – М.: Медецина 2007. – 304 с.

  1. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
  2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
  3. Беребин,  М. А. Распространенность  пограничных  нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразователь­ных  школ / М.А. Беребин //Обозрение  психиатрии  и  медицинской  психологии им. В. М. Бехтерева. – 2003. - № 1. - С.98- 100.
  4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 2008. - 270 с.
  5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления кри­тических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 120 с.
  6. Вассерман, Л. И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации / Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2004. - № 3. - С.16-25.
  7. Воробьёв, В. М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии / В.М. Воробьев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2009. - № 2. - С.33-39.
  8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. / Л.С. Выготский. – М., 1984.
  9. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. – М.: Аркти. - 2000. -89 с.
  10. Глоточкин, А. Д. О личностной, социально-психологической адап­тации.// Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспита­ния в школе и ВУЗе: Сборник научных трудов / А.Д. Глоточкин. - Тверь: ТГУ, 2004. - С. 102-105.
  11. Елецкая, О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста / О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  12. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
  13. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет / М.Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  14. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  15. Колбасина, А.С. Адаптация ребенка в детском саду / А.С. Колбасина // http://festival.1september.ru/articles/503455/
  16. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32 с.
  17. Кутузова, И.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений / И.А. Кутузова, А.А. Кудрявцева. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  18. Лисина, М.И.  Общение, личность  и  психическое  развитие  ребенка / М.И. Лисина. – М.: Издательство  Просвещение, 1997. – 338с.
  19. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е.К. Лютова, Т.Б. Монина. – СПб.: Речь. – 2010. – 67 с.
  20. Масякина, Ж. Физкультурные занятия в первой младшей группе / Ж. Масякина, К. Соломина // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 9. –  С.19-29.
  21. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  22. Микляева, Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие / Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.
  23. Морозова, Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста / Е.И. Морозова // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2010. - №4. – С.201.
  24. Нальчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии) / А.А. Нальчаджан. - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.
  25. Остроухова,  А.  Успешная  адаптация.  Как  её  «измерить»?  / А. Остроухова //  Обруч, - 2010. -  №3. – С.13-18.
  26. Павлов, И.П.  Развитие  и  воспитание  детей  раннего  и  дошкольного  возраста.  Актуальные  проблемы  и  их  решение  в  условиях  ДОУ  и  семьи / И.П. Павлов. – М.:  «Издательство  Скринторий  2003»,  2006. – 96 с.
  27. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
  28. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007, - 176с.
  29. Положий, Б. С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья. / Б.С. Положий // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2006. -№ 1-2. - С. 136-149.
  30. Пошва Г.И. Создание клуба для родителей и детей, не посещающих ДОУ (нормативная база) / Г.И. Пошва, Е.Г. Бутерус, Л.Н. Елестна, О.Б. Волоцкова // Управление дошкольным образованием. – 2006.- № 3. – С.64.
  31. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  32. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 77 с.
  33. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2010. – 72с.
  34. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  35. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. — М., 2008. – 320 с.
  36. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 2009. – 170 с.
  37. Черных, И. Воспитание бережного отношения к воде / И. Черных //Дошкольное воспитание. – 2007. - №7 –  С.22.
  38. Щелованов, Н. М. Воспитание де­тей в яслях / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. - М., 2004. – 200 с.

10.                 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. – 314 с.

13.                 Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Л.И.Каплан / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 2003. – 104 с.

14.                 Волков, Б.С. Детская психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педпресс, 2009. – 220 с.

19.                 Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина //Детское воспитание. - 2005. - №10. – С.19.

21.                 Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М.: Издательство "Институт практической психологии". Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2008. – 176 с.

22.                  Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева.- М. ТЦ Сфера, 2002. – 120 с.

23.                  Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад / М. Жадинец //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 56.

25.                 Илларионова, Е. Радость общения / Е. Илларионова // Ребенок в детском саду. - 2004. - №2 - С. 69.

26.                 Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад / Р. Калинина, Л. Семенова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4 - С.2.

30.                  Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - 2-е изд., доп. и перераб. / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1984. - с.239.

31.                 Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /под ред. Л.М.Шиклустой. - С.-П., 2003. – 190 с.

33.                 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 4-е изд. / И.Ю. Крупенина. - М.: УРАО, 2008. – 177 с.

36.                 Лутомин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А.Н. Лотомин. - М.: Педагогика, 2008. – 220 с.

38.                 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

39.                 Мамланцева, О. К проблеме адаптации 3-х-летних детей к ДОУ / О. Мамланцева //Вестник МГУ, серия 14. - 2010. - №1 - С.60

44.                 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 456 с.

46.                 Неверович, Я.З. Участие эмоций в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой / Я.З. Неверович. М., 1985.

47.                  Николаева, Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада / Е.И. Николаева //Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - С.27

48.                 О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2009. - №5. - С.36

Заказать диплом