Психологическая коррекция нарушений личностной сферы детей подросткового возраста с ЦП (диплом)

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования личностных особеннотей подростков с церебральным параличом. 7

1.1.    Психолого-педагогическая подростков с церебральным параличом. 7

1.2. Психолого-физиологические особенности развития подостков. 16

1.3. Особенности личностной сферы подростков с ЦП.. 25

Выводы по первой главе 36

Глава 2. диагностика  и коррекция личностной сферы подростков с Церебральным параличом. 38

2.1. Организация и методы исследования. 38

2.2. Результаты исследования личностных особенностей   подростков   с ЦП   39

2.3. Программа психокоррекционной работы с подростками с ЦП.. 62

2.4. Анализ результатов коррекционной работы.. 72

Выводы по второй главе. 74

заключение. 76

Библиография. 80

Приложения. 87

Введение

Актуальность данной работы. Церебральный паралич — тяжелейшее страдание, при котором двигательный дефект, как правило, сочетается с незрелостью психического развития и поражением речедвигательного анализатора.

В на­чале XX века появляются первые попытки медико-педа­гогической реабилитации детей с церебральным парличом. В настоящее время почти во всех развитых странах проводятся попытки лечить и обучать этих детей, однако в основном все мероприятия направлены именно на медицинский аспект.

Тем не менее при ЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие.

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации фор мируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Все это актуализирует психокоррекционное воздействие на таких детей.

При планировании программ коррекции и реабилитации при ЦП обязательно должны учитываться особенности личности такого ребенка, структура психологических нарушений и механизмы их компенсации, в связи с этим актуализируется проблема изучения личностных особенностей детей с ЦП.

Кроме того, особенно актуальным является возможность коррекции личностных нарушений у подростков с ЦП, поскольку подростковый возраст  принято  считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности,  т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели.

В настоящее время определилось несколько подходов к организации лечебно-педагогической помощи лицам с ДЦП. Так, клиницисты и социальные работники рассматривают организацию и содержание этой помощи с позиции комплексной реабилитации (Н.Б. Шабалина [83]; К.А. Семенова [73] и др.), которая понимается как совокупность мероприятий (медицинских, психологических, педагогических и социальных), направленных на интеграцию лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в общество. Следует подчеркнуть, что в этой концепции детально разработаны медицинские аспекты в то время, как психолого-педагогическая составляющая представлена недостаточно и ограничивается лишь указанием на необходимость педагогической и психологической реабилитации.

Учитывая теснейшее переплетение симптомов психического дизонтогенеза и признаков нарушений личностной сферы подростков с ЦП, общность био­логических и социальных детерминант, лежащих в их основе, пси­холого-педагогическая коррекция  должна включать коррекцию эмоциональных и личностных нарушений у таких детей, лечение и профилак­тику соматических расстройств, целенаправленное воздействие на семью, психологическое консультирование учителей по проблемам обучения и воспитания данного контингента детей, нормализацию межличностных отношений подростков с ЦП. Комплексная природа фак­торов риска обусловливает необходимость системного психологического воздействия на все составляющие и связи между ними. Однако в настоящее время таких комплексных программ коррекционного воздействия не достаточно, что определяет проблему исследования: влияние коррекционной работы, включающей направления коррекционного воздействия как на самих подростков с ЦП, так и на их родителей на устранение нарушений личностной сферы подростков с ЦП.

Целью работы является изучение личностных особенностей детей  подросткового возраста  с ЦП и возможность их психологической коррекции.

Объект исследования – личность подростков с ЦП.

Предмет исследования – психологическая коррекция нарушений личностной сферы детей подросткового возраста с ЦП.

Гипотеза исследования: с помощью программы групповой психокоррекции, основанной на эксперсс-методе, можно устранить нарушения личностной сферы подростков с ЦП в относительно небольшие сроки коррекционного воздействия.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы ставились и решались следующие задачи:

-         дать психолого-педагогическую характеристику детей с ЦП;

-         выявить особенности личностного развития подростков с ЦП;

-         разработать и апробировать программу коррекции по устранению личностных нарушений у подростков с ЦП.

Методами исследования в данной работе стали: наблюдение и тестирование, статистические и математические методы обработки результатов.

Методологической основной работы явились теоретические положения по психологии (Данилова Л.А., Люблинская А.А., Кириченко Е.О., Ипполитова М.В. т др.), реабилитационной педагогике и медицине (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, С.С. Калижнюк, Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Бандуристый Н.В. и др.).

Методиками исследования стали: методика Айзенка по исследованию особенностей темперамента; методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика Д.Рассела и М.Фергюсона по исследованию уровня субъективного обущения одиночества; методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний, методика СМОЛ.

Опытно-экспериментальная база исследования: 20 подростков возраста с диагнозом ЦП реабилитационного центра «Идель», РТ.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в дипломной работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования. В настоящее время проблема развития личностных особенностей подростков достаточно разработана, однако еще не достает исследований и программ по психологической коррекции личности подростков с различными заболеваниями, поэтому в работе представлена новая программа групповой психокоррекции личностной сферы  подростков с ЦП (с сохранным интеллектом), расчитанная на относительно короткие сроки применения.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Библиография

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова.-  Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции/ Х.М. Алиев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича./ А. Анастази —М.: Педагогика, 1982.— Кн. 1.—С. 17—29, 205—316.
  4. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  5. Бадалян Л.0. Детская неврология/ Л.О. Бадалян. — М.: Медицина.- 1975.-203 с.
  6. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  7. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., пере раб. и доп./ И.В. Бачков. - М.: Издательство «Ось-98->, 2000. - 224 с.
  8. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концспции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140-147.
  9. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности / А.А. Бодалев.- Л.: ЛГУ,1970.- 315 с.
  10. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь. – М.:Наука, 1988. - 56 с.
  11. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г.М. Бреслав.- М.: Наука. - 1990.- 320 с.
  12. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения/ А.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э. Леонгapд.- Л.: Просвещение. 1972.- 190 с.
  13. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  14. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Наука. -1967. - 256 с.
  15. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.
  17. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  18. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А.Данилова. - СПб.: СПбУ, 1997. - 33 с.
  19. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  20. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей/ А.Б. Добрович. М. : Наука. -1987. - 190 с.
  21. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  22. Запорожец А.В. Психология/ А.В. Запорожец. М.:Просвещение.-1965.- 344 с.
  23. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.:Знание, 1980. – 331 с.
  24. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  25. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  26. Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.
  27. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  28. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.)/ М. Кле. — М.: Педагогика, 1991.-330 с.
  29. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков.- М.:Просвещение, 1986. - 220 с.
  30. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.  Коломинский.- Минск, 1976.- С.218-221
  31. Кон И. С. Открытие "я"/И.С.  Кон.- М. : Наука. - 1978. - 120 с.
  32. Кон И.С. Психология ранней юности /И.С.  Кон.- М.,1989.-230 с.
  33. Кон И.С. Психология юношеского возраста /И.С.  Кон.- М.:Педагогика.-1979.-176 с.
  34. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  35. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.
  36. Кравцова Е.Е.  Как помочь детям преодолевать трудности/ Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахонова, В.В. Стапанова.- Минск, 1990. - 42 с.
  37. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  38. Краковский А.П. О подростках/ А.П. Краковский. - М.,1970. - 254 с.
  39. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом/ И.Ю. Левченко. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -153 с.
  40. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.- М.: ACADEMIA, 2001. -186 с.
  41. Левченко И.Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Под ред. К.А. Семеновой/ И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова.- М.: ЦНИИЭТИН, 1991.- С. 97-119.
  42. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики/ Н.Н. Леонтьев.- М.: Наука, 1984.-317 с.
  43. Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2
  44. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение. -1977. - 420 с.
  45. ЛопатинаЛ.В. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения работы с детьми, страдающими церебральным параличом/ Л.В.Лопатина, Л.Н.Никитина. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена.-2003.-78 с.
  46. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.
  47. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.
  48. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/Е.М. Мастюкова. - М., 1998. - 30 с.
  49. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.
  50. Мир детства: подросток./Под  ред.  А.Г.Хрипковой. - М.,1982.-290 с.
  51. Мудрик А.В. В поисках своего "Я" / А.В. Мудрик // Семья и школа.-1998.-№10
  52. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов / С.Немкова // Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  53. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А. А. Бодалева, Р.Л. Кричевский, М.: Педагогика. -1987. - 250 с.
  54. Ольшанская Н. А. Советы психолога (в помощь классно­му руководителю)/ Н.А. Ольшанская.- Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2003. — 52 с.
  55. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов высш.спец.учеб.заведений/ А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 509 с.
  56. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.- 110 с.
  57. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии) / Ф. Перлз. - М.: Гиль-Эс-тель, 1993.- 240с.
  58. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе: Пособие для зам.директора шк.по воспитанию и кл. руководителей/ Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогический поиск,2000. - 160 с.
  59. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. М.Локтионовой. М.:Генезис.-1999.-287 с.
  60. Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.
  61. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та / А.С.Прутченков. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
  62. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн.-СПб,Ритер, 2003.-272 с.
  63. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  64. Рабочая книга школьного психолога/Под ред.  И. В. Дубровиной, М.: Мысль. -1991.- 356 с.
  65. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  66. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.
  67. Розанова Е.Г. Книга игр/ Розанова Е. Г.; Худож.: М.Хавторин; Оформ.серии: А.Литвиненко/ Е.Г. Розанова. - М.: РОСМЭН, 2000. - 166 с.:
  68. Рубинштейн С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-704 с.
  69. Рудестам К. Групповая психотерапия/ К. Рудестам.— СПб.: «Питер» 1998.-384 с.
  70. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе/ М.М. Рыбакова.- М.,1991.
  71. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  72. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  73. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  74. Скворцов И. Миф о неизмечивости ДЦП: Детский церебральный паралич/ И. Скворцов //Будь здоров. - 1999. - №4.
  75. Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалия личности/Е.Г. Соколова. – М.: Знание, 1999. - 115 с.
  76. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.
  77. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологи­ческого изучения аномальных детей/ О.Н. Усанова. — М.:Наука.- 1990.- 432 с.
  78. Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурамнов. - Мн.:Ильин В.П., 1996.-124 с.
  79. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания/ И.И. Чеснокова // Вопросы психологии.- 1984.- №5.
  80. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука, 1990.-105 с.
  81. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.
  82. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .
  83. Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления/ М.Б. Эйдинова, Е.Н.  Правдина-Винарская. - М.: Медицина, 1959.-109 с.
  84. Bowen J.R., Starts D.R., Arnold J.D., Silmmons J.L., Ma P.J., Leslie G.I. // J.Paediatr.Child.Health. – 1993. – Vol.29. – P. 276–281.
  85. Haverkamp F., Kramer A., Fahnenstich H., Zerres K. // Kiln.Padiatr. – 1996. – Vol. 208. – P.93– 96.
  86. Petridou E., Koussouri M., Toupadaki N. Papavassiliou A. // Scand. J.Soc.Med. –1996. – Vol. 24. – P. 14–26.

Заказать диплом