Психологическая помощь лицам, состоящим на учете в службе занятости (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

1.  теоретическое исследование особенностей психологической помощи безработным гражданам................ 7

1.1.  Понятие и тенденции безработицы в России и Республике Марий Эл         7

1.2. Социально-психологические факторы, характеризующие безработного      15

1.3. Психологическая помощь безработным......................................... 28

2. Оказание возможности психологической помощи безработным.................................................................................................. 39

2.1. Диагностика эмоциональной сферы безработных.......................... 39

2.2. Результаты исследования................................................................ 45

2.3. Мероприятия психологической помощи безработным.................. 61

2.4. Анализ эффективности Программы психологической помощи безработным............................................................................................................................. 72

Заключение....................................................................................... 81

Список использованных источников................................ 85

ПРиложения...................................................................................... 89

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Еще совсем недавно в теории и политике управления экономикой начисто отрицалась возможность безработицы в нашей стране, она считалась недопустимой даже в период крупномасштаб­ных структурных преобразований. Официально было приз­нано, что в СССР благодаря заслугам государственного аппарата по поддержанию поголовной занятости безработицы не существовало око­ло 60 лет. Нам внушали, и этому верилось, что безработица и со­циализм несовместимы, что общая и полная занятость - величайшая победа экономики в СССР, "завоевание" Советской власти, а безра­ботица - не наша проблема.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосудар­ствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведе­нием рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе тре­бует крупномасштабного перемещения работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или техно­логизацией производства, уже недостаточно одного только изыска­ния новых рабочих мест.

На повестке дня переподготовка специалистов узкого профиля частичных работников, занятых на рутинных работах, высвобождаю­щихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на час­тнопредпринимательской основе. Не все они и не сразу найдет себе новое место работы или занятие. Многие из них составляют резерв для кадрового обеспечения новых потребностей народного хозяйства в рабочей силе, пополнив ряды вынужденно безработных.

Одновременно растет понимание того, что поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на прива­тизированных предприятиях, становится все труднее. Создание но­вых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на до­полнительных работников определяется эффективностью использова­ния рабочей силы.

Проблема занятости - одна из важнейших социально-экономичес­ких проблем, существующая всегда и везде. Она неразрывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и ду­ховных благ и услуг, а также психологическими характеристиками.

Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни: разрыву повседневных связей с коллегами по работе. Но если для одних людей это - следствие самостоятельно принятого решения об изменении места работы (независимо от мотивов, лежащих в его основе), то для других - результат навязанной им ситуации, которая, как правило, противоречит их намерениям, а потому и воспринимается болезненно.

Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода отношениям - сильные стрессовые факторы. Для людей, потерявших работу, характерен высокий уровень стресса. Появление ощутимых проблем, связанных как с соматическим (инфаркт, инсульт, язва желудка), так и с психическим (неврозы, психопатические реакции) состоянием здоровья. Кроме того, выявлены негативные последствия потери работы и для ближайшего окружения высвобожденного: его семьи, друзей. Вряд ли нужно искать дополнительные аргументы для обоснования того, что человек, оказавшийся без работы не по своей воле, нуждается в квалифицированной помощи специалистов-психологов.

К сожалению, отечественных психологических исследований посвященных безработице не много и единой позиции на эту проблему не сформировано. Для такой ситуации вполне закономерным является повышенный интерес исследователей к таким психологическим особенностям безработных, на основании которых можно было бы сформулировать определенную психологическую типологию, этим и определяется актуальность и выбор темы исследования – «Психологическая помощь лицам, состоящим на учете в службе занятости».

Объект исследования – личность безработных.

Предмет исследования: психическое состояние безработных людей.

Целью данной работы является исследование эффективности разработанной программы оказания психологической помощи безработным.

В связи с вышеизложенным задачами данной работы являются:

теоретический анализ проблемы в отечественной и зарубежной психологической науке;

изучить возможности психологической помощи безработным;

провести исследования особенностей эмоционально-личностной сферы безработных, связанных с трудоустройством;

предложить мероприятия психологической помощи безработным гражданам;

экспериментально проверить эффективности программы психологической помощи безработным гражданам.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у безработных, длительно не имеющих возможность найти работу, проявляются эмоциональные нарушения, которые можно устранить с помощью оказания психологической помощи.

Теоретической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов по проблеме возникновения негативных эмоциональных переживаний как следствие безработицы.

Методологической основой стала теория А.В.Панченко [34] о поведенческой активности безработных, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

экспериментальная работа;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

исследование психической напряженности по опроснику нервно-психического напряжения (Т.А.Немчин);

оценка самочувствия по  методике САН (самочувствие, активность, настроение);

методика исследования тревожности Ч.Спилбергера;

методика исследования психической напряженности ТИД (тревожность и депрессия);

исследование волевой саморегуляции по тесту-опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

исследование самооценки эмоциональных состояний А.Уэссмана и Д.Рикса

выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) (Г.С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова).

Экспериментальная база исследования: исследования проводились в Центре занятости г. Йошкар-Ола с безработными в количестве 30 человек в возрасте от 19 до 50 лет.

Теоретическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в деятельности психологов и социальных работников, для тех безработных, кто не в состоянии решить проблему трудоустройства и связанных с ней эмоциональных расстройств без посторонней помощи.

Новизна исследования: на основании теории поведенческого реагирования безработных проведен анализ проявления эмоциональных нарушений у безработных и разработаны мероприятия психологической помощи для безработных.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованных 49 источников, приложений.

Список использованных источников

 

  1. Алберти Р. Е. Умейте постоять за себя! (Ключ к самоутверждающемуся поведе­нию) / Р.Е. Алберти, М.Л. Эммонс. - М.: Горбунок, 2009. - 96 с.
  2. Александров А. А. Современная психотера­пия. Курс лекций / АК.А. Александров. - СПб.: «Академический про­ект», 2007. - 335 с.
  3. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуля­ции / Х.М. Алиев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  4. Анализ ситуации на рынке труда в 2007 году// РЭО Вестник.- 2008.-№1.(11.01.2005)
  5. Анализ ситуации на рынке труда в 2008 году// РЭО Вестник.- 2009.-№1.(12.01.2006)
  6. Ананьев А.А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А.А. Ананьев //Вопросы экономики.-2008.- N5.- С.24-27
  7. Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности / В.А. Бакеев // Но­вые исследования в психологии. - 2007. - № 1. С. 56-65
  8. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98», 2008. - 224 с.
  9. Борисов Ф. Безработица по-русски / Ф. Борисов // Юрид. Вестник.- 2008.- №7.- С.6
  10. Бреев, Б. Труд в условиях рыночной трансформации/ Б. Бреев// Общество и экономика.- 2007. - №1. - С.93-101
  11. Бушмарин, Я.       Аномалии  российского рынка  труда / Я. Бушмарин // Мировая  эконо­мика и международные   отношения. - 2007. - №2. - С. 91-101.
  12. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.:Знание, 2004.-229 с.
  13. Васильев, В. П. Занятость населения и ее регулирование: учеб­ное пособие / В. П. Васильев, Л. М. Низова. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2008.-168 с.
  14. Власов В. Беработица " в законе"/ В. Власов // Юрид.вестник.- 2007.- №6.- С.7
  15. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни / О. Грегор. СПб. 2004. - 384 с.
  16. Гривина, И. Безработица сегодня и завтра / И. Гривина// Ваше право.- 2006.-№31 (27.05.2006)
  17. Гостюшкин А. Индивидуальная защита от безработицы / А. Гостюшкин. - М.:Белый город. - 2008. - 214 с.
  18. Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психо­логии активности / Л.П. Гримак. - М.: Политиздат, 2001. - 320 с.
  19. Давыдова Н.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и страте­гия занятости / Н.М. Давыдова //Общественные науки и современность.- 2008.- №3.- С. 13-24
  20. Дадашев, А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления / А. Дадашев.// Вопросы экономики. -2008.- N2.- С. 23
  21. Занятость и безработица в Республике Марий Эл в 2003-2008 годах: стат. сб. / Управление ФГСЗН по РМЭ. - Йошкар-Ола, 2010. - 84 с.
  22. Каппони В., Новак Т. Е. Сам себе психолог. -СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
  23. Кириллова, Н. Занятость, безработица и заработная плата в России / Н. Кириллова // Человек и труд. - 2009. - № 1. - С. 15-21.
  24. Козлова О. Молодежь России в 90-е годы / О. Козлов //Социально-политический журнал.- 2007.- №3.- С.246
  25. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е.В. Коротаева. М.: КСП, Ин-т психоло­гии РАН, 2007. - 224 с.
  26. Костин, Л. А. Рынок труда и тория занятости: учебное пособие / Л. А. Костин, Г. М. Зушина, Р. М. Султанова. - М., 2007. - С. 112-154.
  27. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1998.- 490 с.
  28. Машенков, В. Безработица на селе и пути ее смягчения / В. Машенков, В. Малахова /У АПК: экономика, управления. - 2006. - № 3. –С. 19-23.
  29. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. Л., Изд-во ЛГУ, 1983.
  30. Низова Л.М. Занятость населения и ее регулирование / Л.М. Низова.-Йошкар-Ола, МГТУ, 2009. -340 с.
  31. Низова, Л. М. Занятость и безработица в трансформационной экономике: региональный аспект (на примере Республики Марий Эл) / Л. М. Низова II Наука в условиях современности: сборник статей аспирантов,  докторантов  и  профессорско-преподавательского  состава по итогам научно-технической конференции МарГТУ в 2006 г. - Йошкар- Ола: МарГТУ, 2006. - С. 183-186.
  32. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.:ЛГУ.-1989.-192 с.
  33. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.:Институт психотерапии.-2001.-352 с.
  34. Панченко А.В. Анализ поведенческой активности безработных / А.В. Панченко// August 26, 2007
  35. Полякова Н.  Незанятая молодежь / Н. Полякова // Человек и  труд.-  2008.- №4.- С.7
  36. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А.С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -140с.
  37. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов / А.С. Прутченков. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2006. - 192 с.
  38. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности / Н.С. Пряжников. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2008.- 224 с.
  39. Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2007-2009 годы. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 27 с.
  40. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера»// Школа и производство.-2009.-№6.-С.28-29
  41. Ржаницына Л. Политика в области женской занятости. / Л Ржаницына //Вопросы экономики.- 2005.-N 5.- С. 23-27
  42. Рынок труда и проблема занятости населения Республики Марий Эл.- Материалы научно-практической конференции 6-7 декабря 2009 г.,Йошкар-Ола.-2010.- 117 с.
  43. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  44. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. -СПб.: Речь, 200. - 234 с.
  45. Соколова, Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения / Г. Н. Соколова// Социологические исследования. - 2009. — №9. - С. 17-26.
  46. Феофанова, Н. Оптимизация занятости / Н. Феофанова// Служба кадров и персонал. - 2008. - №3. - С.36-39
  47. Хокен Пол. Я начинаю свое Дело /Пер. с англ. В. Бабенко. - М.ЛГекст, 1992. - 207 с.
  48. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху / П. Чтсхольм. - М.: ЮНИТИ. - 2004. - 228 с.
  49. Шафранская К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура. // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / К.Д. Шафранская. Л. 1976. С. 176—188.

Заказать диплом