Психологическая помощь семье, воспитывающей детей-инвалидов (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы родительского отношения к детям-инвалидам дошкольного возраста и возможность психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. 9

1.1.  Разработка проблемы родительского отношения в трудах отечественных и зарубежных авторов. 9

1.2. Влияние заболевания на развитие родительского отношения к ребенку-инвалиду старшего дошкольного возраста. 28

1.3. Неэффективное родительское отношение и его влияние на психофизическое развитие больного ребенка старшего дошкольного возраста. 37

Выводы по первой главе. 57

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения к соматически больным детям-инвалидам старшего дошкольного возраста. 59

2.1. Описание организации и основных методов исследования. Характеристика обследуемой выборки. 59

2.2. Анализ результатов исследования. 66

2.3. Психологическая коррекция родительского отношения к ребенку-инвалиду старшего дошкольного возраста и анализ ее эффективности. 74

Выводы по второй главе. 88

Заключение. 92

Библиография. 95

Приложение. 105

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к проблеме воспитания и образования детей-инвалидов детства, а также получивших инвалидность в результате различных соматических заболеваний, отмечая важную роль семьи в становлении и развитии личности ребенка.

По данным коллегии Министерства образования, различные патологии имеют 72 % мальчиков и 59 % девочек. Из выпускников ДЦУ 24 % отнесены к первой группе здоровья, остальные обнаруживают различные функциональные отклонения и хронические заболевания. Из них 56 % относятся ко второй и 20 % к третьей группам здоровья [52].

Самой представленной группой в общей заболеваемости детей являются заболевания органов дыхания. Последние 10 лет они составляют 60-80 % всей заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет [45]. Среди детей дошкольного возраста в последнее время увеличивается число заболеваний опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, сколиотическая осанка, сколиоз). Более 65 % младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии [7]. Итак, приведенные статистические данные в динамике указывают на угрожающий рост заболеваемости среди детей дошкольного возраста.

Поэтому представляет достаточно большой интерес изучение особенностей связи социально-личностных параметров родителей с характером и выраженностью нарушений в соматической сфере ребенка, а также разработка программ психологической помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов.

При этом ситуация обусловлена влиянием множества других факторов, важнейшим из которых является особенности взаимодействия между родителями и детьми, или родительское отношение. Психологические исследования привели к выделению типов эффективного (оптимального) отношения родителей, способствующего полноценному развитию личности ребенка и типов неэффективного (нарушенного) родительского отношения с указанием на особую роль последнего в формировании патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка [27;46; 47;117;118]. Это объясняется тем фактом, что у таких детей легко нарушается равновесие с окружающей средой из-за расстройства их внутреннего равновесия, обусловленного заболеванием. Речь идет о вторичных психогенных нарушениях телесных функций, отягощающих течение основного заболевания. Изучение особенностей семейного воспитания детей-инвалидов, больных соматическими заболеваниями, приобретает особое значение, так как семья является той средой, в которой идет формирование личности больного ребенка; кроме того, отношение ребенка к своему заболеванию во многом определяется отношением родителей к нему.

Определяя подходы к исследованию межличностных отношений в семье, имеющей больного ребенка-инвалида, многие авторы отмечали, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку: стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Структура родительского отношения к больному ребенку старшего дошкольного возраста характеризуется нарушениями трех компонентов, а именно:

-  эмоционального (фобии и повышенная тревожность родителей, неразвитость родительских чувств);

-  когнитивного (нарушенное представление о состоянии здоровья ребенка, необъективное количество и качество требований к ребенку в семье);

- поведенческого (высокий уровень протекции, неустойчивость родительской позиции, нарушения системы взаимоотношений в семье, низкая степень удовлетворения потребностей ребенка).

Эти нарушения сказывается на взаимодействии родителей и соматически больных детей, создавая «дефицитарную» социальную ситуацию развития [97]. Дефицитарность проявляется в признаках особого психологического паттерна психосоматического расстройства, выражающегося в нарушенном (патогенном) влиянии родителя на соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста.

Данная система детско-родительских отношений является неэффективной, так как в своей структуре имеет фиксированный тревожно-конфликтный компонент.

Старший дошкольный возраст является критическим как с психологической («кризис 7 лет»), так и с медицинской точки зрения [89]. В этот период у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, они приобретают смысл, у ребёнка возникает новое отношение к себе и окружающим людям. Объективная кризисная ситуация развития больного ребенка старшего дошкольного возраста часто сопровождается нарушенным родительским отношением.

Изучение типов родительского отношения к детям-инвалидам старшего дошкольного возраста позволит разработать пути возможной помощи семьям с нарушенным родительским отношением и выстроить эффективную психолого-педагогическую и медицинскую систему оказания реабилитационной помощи данной категории семей, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности взаимоотношений родителей и больных детей как сложного нравственно-психологического и социально-педагогического явления, обусловленного глубокими психологическими, медицинскими и социальными причинами. Поскольку взаимоотношения родителей и детей в сочетании с другими факторами составляют специфическую характеристику социальной ситуации развития ребенка, то ее изучение в целом будет значимым для возрастной, медицинской и педагогической психологии. Исходя из вышеотмеченного, мы сформулировали тему своего исследования как «Психологическая помощь семье, воспитывающей детей-инвалидов».

Цель исследования: изучение особенностей родительского отношения  и психологической помощи семье, имеющей соматически больного ребенка-инвалида старшего дошкольного возраста.

Объект исследования. Детско-родительские отношения в семье, имеющей соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования. Особенности родительского отношения к соматически больному ребенку старшего дошкольного возраста как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Гипотеза исследования. Реализация психолого-педагогических коррекционных мероприятий позволит оптимизировать особенности родительского отношения к больному ребенку старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1.   Осуществить  теоретико-методологический  анализ  проблемы родительского отношения к детям дошкольного возраста.

2. Изучить особенности отношений родителей и детей-инвалидов старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать основные детерминанты родительского отношения, наиболее часто встречаемые при установлении детско-родительских отношений.

4.     Проанализировать   социально-психологические   факторы, детерминирующие нарушения родительского отношения к соматически больным детям-инвалидам старшего дошкольного возраста.

5.   Разработать коррекционные мероприятия, направленные на установление оптимального родительского отношения (снижение уровня протекции, повышение степени удовлетворения потребностей ребенка, оптимизация количества и качества требований к ребенку в семье, формирование позитивно устойчивого стиля воспитания) в семье, имеющей соматически больного ребенка-инвалида старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили: современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития ребенка; субъектно-деятельностный подход в психологии; положение о единстве природы механизмов психического развития, действующих в норме и патологии.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, который представлен следующими группами: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области общей, медицинской, возрастной психологии; эмпирические методы: анализ научной литературы, наблюдение за детьми, беседы с ними и их родителями, анкетирование; эксперимент; сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, подбором репрезентативных выборок испытуемых.

Для реализации цели экспериментального исследования (исследование детско-родительских отношений в семьях, имеющих соматически больного и здорового ребенка старшего дошкольного возраста) нами были использованы следующие методы и методики психодиагностики:

тест-опросник родительского отношения ОРО

тест «Кинетический рисунок семьи» - КРС;

методика «Пиктограммы» (Т.Д.Марцинковская) по изучению эмоционального состояния дошкольников;

методика Розенцвейга  по изучению фрустрации (детский вариант).

анализ медицинских карт, индивидуальных карт психического развития ребенка, используемых для оценки состояния здоровья и особенностей психического развития детей.

Экспериментальной базой служили: дошкольные образовательные учреждения № ___ г. Зеленодольска, РТ. В исследовании принимали участие дети-инвалиды с соматическими заболеваниями в количестве 2 человек и их родители, в качестве контрольной группы изучались дети старшего дошкольного возраста, не имеющие соматических заболеваний и отклонений в здоровье и их родители. С медицинских позиций в группу здоровых детей (контрольная группа) нами были отнесены дети с первой группой здоровья с нормальным развитием организма.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем изучены психологические особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей детей-инвалидов соматической направленности с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста; выявлены особенности проведения коррекционных мероприятий, направленных на установление оптимальных взаимоотношений в семье, имеющей  детей-инвалидов старшего дошкольного возраста. Таким образом, результаты исследования имеют определенное значение для возрастной, медицинской и специальной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать:

- в практике дошкольных образовательных учреждений педагогами-психологами как для диагностики межличностных отношений в семье, так и для разработки методов оптимизации взаимоотношений в ней;

-  выявленные особенности родительского отношения к детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями старшего дошкольного возраста могут быть использованы практическими работниками здравоохранения для повышения эффективности  форм воздействия на процесс лечения и реабилитации ребенка и для предупреждения неэффективных форм взаимодействия родителей и детей, страдающих соматическими заболеваниями и развивающихся в условиях дефицитарной социальной ситуации развития;

- в практике консультирования и оказания психологической помощи семье, так как полученные результаты способствуют расширению знаний родителей о личностных особенностях ребенка-инвалида.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агавелян О.С. Социально-перцептивные особенности  детей с нарушениями развития. - Челябинск: Мирос, 1999. - 357 с.
  2. Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. - 206 с.
  3. Алёшина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: МПУ, 1987.
  4. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. - Саратов, 1986. -183 с.
  5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды:  В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.
  6. Аратюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями? (Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс). - М., 1991. - 191 с.
  7. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. - 1995. № 3.
  8. Арнаутова Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери: Дис. ...канд.психол.наук. — М., 1995.-231с.
  9. Архин Е.А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка // Семья и школа. - 1976. - № 8. - С.24-26.
  10. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис...канд.психол.наук / АПН СССР. НИИ общ. и пед.психологии. - М., 1990. -19с.
  11. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990.
  12. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно  отсталого  ребенка:  Автореф.дис.  ...канд.психол.наук.  — Ниж.Новгород, 2000.-19 с.
  13. Баздырев К.К. Единственный ребенок. - М., 1988.
  14. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «Включенного конфликта»): Дис...канд.мед.наук. -М., 1992.- 169 с.
  15. Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. - М., 1972. — С.25-33.
  16. Беляева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: Дис. ...канд.пед.наук. — Екатеринбург, 1997.-160 с.
  17. Беляускайте Р.Ф. Психологические особенности детей, больных ювенильным ревматоидным артритом: Дис. ... канд. психол. наук. - Вильнюс, 1985.-155 с.
  18. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений. - М., 1979.
  19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Междунар.пед.акад., 1995. - 209 с.
  20. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
  21. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № б. -С.38-47.
  22. Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка.: Дис. ...канд. психол.наук. - М., 1999. - 269 с.
  23. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. ...канд. психол.наук. — Пенза, 2000. — 205 с.
  24. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на осн. м-да Роршаха). - Киев: Вища школа, 1979. - 176 с.
  25. Быкова  В.П.  Организация  учебно-воспитательного  и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате для детей больных сколиозом: Дис. ...канд. биол.наук. - М., 1998.
  26. Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии.: Дис. ...канд. психол.наук. - М., 1995. -195с.
  27. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия «Психология». - 1985. - № 4. С.32-37,
  28. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ...канд.психол.наук. -М.: МГУ, 1987. -25 с.
  29. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. -1984. - № 4.
  30. Выготский Л.С. Собрание сочинений в б-ти т.-М.: Педагогика, 1982-1984.
  31. Галлямова Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.: Дис. ...канд. психол.наук. - СПб., 2000. -185 с.
  32. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. - М., 1990.
  33. Гатиатулин P.P. He доводите сколиоз до тяжелой степени // Вестник мед.инфо. - 2001. - окт.
  34. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. -156 с.
  35. Дворяковский И.И. Изменения опорно-двигательного аппарата и их коррекция при нарушениях осанки у детей: Дис... .канд. биол. наук. - М., 1999.
  36. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? -М., 1985.
  37. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: «КСП», 1996. - 160 с.
  38. Дугарова Э.Г. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на  складывающийся  тип  младшего  школьника.:  Автореф.  дис. ..канд.психол.наук, Иркутск, 1995. - 18 с.
  39. Думитрашку Д.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. -С.135.
  40. Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Автореф. ....канд.психол.наук. - М.: Моск.откр. пед.ун-т, 1996. - 22 с.
  41. Дьяконова А.Н. Взаимоотношение родителей и детей как условие воспитанности подростков: Дис. ...канд.пед.наук. -Ленинград, 1986. — 164 с.
  42. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я- концепции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Ниж. Новгород, 2000.- 212с.
  43. Егоркин Г.В. Функциональная диагностика нарушений осанки у детей.-Ижевск, 1996.
  44. Запорожец  А.В.  Избранные  психологические  труды.  — Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М., 1986. - 316 с.
  45. Запруднов А.М. Клинико-патогенетические аспекты заболеваний органов дыхания у часто болеющих детей. - М., 1996.
  46. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М., 1988.
  47. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - М., 1982. - № 1. - С.59-68.
  48. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.
  49. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 157 с.
  50. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с.
  51. Иванова Е.В. Семейные психологические факторы в течение атонических дерматитов у детей: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1991. - 179 с.
  52. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития / Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М.Астаповой, Ю.В.Микадзе. - СПб., 2001. - 256 с.
  53. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб.: Спецлит., 1996.-453 с.
  54. Иссоль Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. -М., 1986.
  55. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.М.Ледерс. - М., 1990.
  56. Калижнюк Э.С., Шевченко Ю.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при ДЦП // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. - 1983. - № 10.
  57. Карацуба Т.К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф.дис. ...канд.психол.наук: 19.00.13 / Рос.акад.гос.службы при Президенте РФ. - М., 1998. - 22 с.
  58. Карпова Э.Б. Разработка и клинико-психологическая апробация методики исследования системы отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями: Дис. ...канд.психол.наук, 1991. - 190 с.
  59. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л.: Ленингр.орг.об-ва «Знание» РСФСР, 1986. - 30 с.
  60. Клыпо О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис....канд.психол.наук.-М., 1994.- 123 с.
  61. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии. 1993,- № 1.- с.93.
  62. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.- 208с.
  63. Ковалевский В.А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья: Дис. ...доктора мед.наук. - Томск, 1998. - 380 с.
  64. Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис... .канд.психол.наук. - М., 1998. - 227 с.
  65. Кован К.П., Кован Ф.А. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского  поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии - 1989. - № 4. - С. 110.
  66. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. ...канд.психол.наук.-М., 1999.-188с.
  67. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Изд-во БГУ, 1976.
  68. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: Изд-во «ПЭР СЭ», 2002. -192 с.
  69. Костерева В.Я.  Психологический анализ внутренней картины болезни  у больных малопрогредиентной шизофренией: Автореф. дис. ...канд.пси-хол.наук.- Л.: Ленингр.н.-и.психоневрл.ин-т, 1979.-26с.
  70. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка: Науч.метод.пособие. - М., 1997. - 60 с.
  71. Кремнева Л.Ф. Особенности нервно-психического развития детей и подростков с врожденными пороками сердца дианетического типа: — Автореф.дис.....канд.мед.наук.-М., 1974.-24с.
  72. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками: Дис. ...кандлтсихол.наук. - М., 1989.- 151 с.
  73. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. - СПб.: Алетейя,2001.-192с.
  74. Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей. — М., 1985.
  75. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. -192с.
  76. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.-303 с.
  77. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.
  78. Ливанова М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально-личностного  развития  соматически  ослабленных  детей:  Дис. ...канд.психол.наук. - Казань, 1997. - 202 с.
  79. Личко А.Б. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
  80. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999. - 349 с.
  81. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и патогенные заболевания. - М.: Медицина, 1977. - 111 с.
  82. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Междунар.пед.академия, 1994.
  83. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухих школьников: Дис. ...канд.психол.наук. — М., 1997.-148 с.
  84. Макарова З.С., Черток Т.Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей // Педиатрия. — 1990.- № 5. — С.59-64.
  85. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи осн.принципы. - СПб.: Речь, 2000. - 149 с.
  86. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 1997. - 303 с.
  87. Мастюкова Б.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991.-С.111.
  88. Михайлова Н.В. Клинико-физиологические и психологические особенности часто болеющих детей: Дис. ...канд.мед.наук. -М., 1998.
  89. Михеева А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дис. ...канд. психол. наук.- М., 1999. - 168 с.
  90. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца //Вопросы психологии. - 1994. -№ б. - С. 16.
  91. Мухина B.C. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 209 с.
  92. Наков A. (Nakov А.) Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком // Мать, дитя, клиницист.-М., 1994.- С.146-154.
  93. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод.пособие / Л.С.Алексеева и др. — М.: Гос.НИИ семьи и воспитания, 2000. — 134с.
  94. Насонова Б.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное  поведение  младшего  школьника:  Автореф.  дис. ...канд.психол.наук. - Л., 1989. - 16 с.
  95. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512 с.
  96. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми. - Магнитогорск: Магнитог.гос.ун-т, 2000. - 116 с.
  97. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Дис. докт. психол. наук. - М., 1992. - 400 с.
  98. Новикова Е.Н. О некоторых характеристиках общения между супругами //Семья и формирование личности: Сб.науч.тр. АПН СССР, НИИОП / Под ред. А. А.Бодалева. - М., 1981. - 51 с.
  99. Патопсихология: Учеб.для студентов / Б.В.Зейгарник. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 576 с.

100.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981.- 95с.

101.Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Дис. ...канд.психол.наук, М., 1997. - 144с.

102.Попова М.Н. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений: Дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2000.-245 с.

103.Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. — 1982.- №2.

104.Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов и др. - М., 2002.

105.Пятакова Г.В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза: Дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 2000. -245 с.

106.Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в обл.практ.работы. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. -462 с.

107.Ромицына Е.Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков больных неврозами: Дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 1998. - 175 с.

108.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд.2-е. - М.: Педагогика, 1976.-416 с.

109.Румянцев А.Г, Касаткин В.Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья. - 1996. -№4.

110.Самоукина Н.В. Родители и дети // Прикладная психология. - 2000. - № 2.

111.Селиверстова Н.А. Профилактика частых заболеваний у детей с аллергически измененной реактивностью в дошкольном учреждении: Дис. .. .канд.мед.наук. - М., 1990.

112. Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической   и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. - 203 с.

113.Семья в психологическом консультировании: Опыт и проблемы психологического консультирования /НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР; Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

114.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2001. - 96 с.

115.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

116.Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М.: SvR- Аргус, 1995.-360 с.

117.Спиваковская А.С. Педагогика родителям // Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Педагогика, 1986. — 160 с.

118.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 464 с.

119.Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики /УСемья и формирование личности. - М., 1981. - С.26-38.

120.Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. - М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2000.-63 с.

121.Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Л., 1991.

122.Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2.

123.Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Дис.... канд. психол. наук. - СПб, 1996. - 184 с.

124.Шарманова С.Б., Новоселова О.А., Федоров А.И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы физической культуры и спорта. - СПБ.: НИИ ФК, 1998. - С. 72-77.

125.Шумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. — М.: Изд. института психотерапии, 2000. - 108 с.

126.Щелин И.В. Особенности ориентированности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в системе межличностных отношений: Дис.... канд. психол. наук. -М., 1994. - 173 с.

127.Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1998.-218 с.

128.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996.

129.Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте: Дис... .канд.мед.наук. - Л., 1976.

130.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 656 с.

131.Эльконин Д.Б. Избранные  психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

Заказать диплом