Психологическая помощь в работе с подростками с девиантным поведением с помощью телефона доверия в условиях малого города (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ..............................................................................................................

1.1. История становления службы телефонов доверия................................................

1.2. Телефон доверия как один из методов психологического консультирования. Особенности и методология...........................................................................................................................

1.3. Социально-психологические характеристики обращений и обращающихся за помощью на ТД...................................................................................................................................................

1.4. Психологические особенности подростков. Проблемы подросткового возраста

1.5.  Характеристика обращений по телефону доверия в подростковом возрасте

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ, ОБРАТИВШИХСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ................................

2.1. Диагностика уровня тревожности, негативных эмоциональных состояний, внутриличностного конфликта в подростковом социуме..................................................................................

2.2. Исследование девиантных форм поведения и акцентуации характера.............

2.3. Коррекционная работа с подростками...................................................................

2.4. Анализ результатов исследования........................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Человеческая жизнь, особенно жизнь личная индивидуальная, является чрезвычайно сложной, многогранной. Огромный водораздел между наукой и жизнью, который был особенно глубоким для общес­твенных наук, привел за "годы застоя" к тому, что развитие науч­ных знаний о человеке, личности и психологии мало влияло на ис­пользование этих знаний широким кругом людей, мало помогало в ос­мыслении, в улучшении их жизни. Люди нуждаются в помощи психоло­га, в совете, в участии.

Одной из форм психологической помощи являются Телефоны доверия. Центры экстренной психологической помощи — «Теле­фоны доверия» (ТД), создаваемые во многих регионах России, предназначены для оказания быстрой и своевремен­ной психологической помощи разным категориям и группам населения. Они действуют под эгидой ведомств образования и здравоохранения, молодежных организаций, правоохранительных органов. В последние несколько лет аналогичные учреждения стали функционировать и в государственной системе социальной защиты населения. Именно Министер­ство труда и социального развития Российской Федерации, соответствующие министерства республик в составе РФ, управления органов социальной защиты краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга осущест­вляют координацию деятельности ТД, оказывают им орга­низационную, методическую и практическую поддержку.

Само собой разумеется, что никакие технические средства и самое совершенное оборудование еще не гарантируют качество оказываемой помощи. При всей кажущейся просто­те психологическая помощь по телефону является одной из самых сложных и нетривиальных областей психологической  практики. К тому же не стоит забывать, что в нашей стране телефо­ны доверия не работают еще и десяти лет. И хотя благодаря своей относительной экономичности число служб телефон­ной помощи быстро увеличивается, мы находимся в самом начале пути.

Одной из важных проблем в психологическом консультировании является работа с подрастающим поколением.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты.

В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Человек на протяжении всей жизни испытывает не только внешний, но и внутренние противоречия между желаниями, потребностями, установками и другими психическими процессами и состояниями, что особенно проявляется уже в подростковом возрасте. Но, несмотря на то, что подростку свойственно часто переживать внутриличностные конфликты, очень важно, что бы эти конфликты способствовали его личностному росту, а не деградации личности.

В результате возникновения внутриличностного конфликта в подростковом возрасте может возникнуть определенная форма отклонения поведения, поэтому при изучении внутриличностного конфликта определенное место принадлежит проблеме подростков с девиантным поведением. Задачи профилактики и коррекции нарушений поведения в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения.

Проблема нарушений поведения у подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.)

Далеко не все стороны проблемы девиантного поведения у подростков изучены на сегодняшний день. Однако накоплен значительный опыт в изучении клинико-психологических основ девиантного поведения у подростков ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

В подростковом периоде психологическая помощь, в том числе и с помощью службы «Телефон доверия» достаточно актуальна. Особенно подросткам, у которых проявляется такая форма девиантного поведения, как суицидальная наклонность. Наиболее частыми способами суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение. Суицидальное поведение у детей до 13 лет — явление относительно редкое, но с 14—15-летнего воз­раста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16—19 лет. К 11—14 годам ребенок по-настоящему осознает реаль­ность и необратимость смерти. Его концепция смерти при­ближается к концепции взрослого. Четвертая часть этих подростков покушение на самоубийство совершила повторно.

Ученые говорят о суицидальных тенденциях в разделе о рефлексиореакциях, но попытка к самоубийству — акт очень сложный, неоднозначный, и объяснить его реак­циями одного порядка нельзя. Это может быть и острей­шая реакция на ситуацию, развивающуюся по механизму «короткого замыкания», когда малозначительный повод играет роль «последней капли», и длительная реакция оппозиции. Очень часто покушение на самоубийство направлено не на самоуничтожение, а на восстановление социальных связей с окружающими, это мольба о помощи. Но какой бы демонстративной ни казалась взрослым суицидальная попытка, нужно всегда помнить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств она может реализоваться.

Поэтому изучение причин этой формы девиации, к которой может привести и внутриличностный, и межличностный конфликт, и оказание психологической помощи, в  том числе и с помощью Телефона доверия, особенно важно при изучении психологии подростков.

Цель работы - изучение социально-психологических характеристик обращений за помощью на ТД в малом городе и выделение группы подростков с девиантным поведением, как особо нуждающихся в психологическом очном консультировании.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Провести анализ обращений в службу «Телефон доверия»

3. Изучить психологию подростка

4. Провести диагностические исследования подростков с целью выявления отклонения поведения у подростков

5. Обосновать необходимость психологической помощи в работе с подростками с девиантным поведением и провести мероприятия по психологической коррекции

Объект исследования: личностные особенности подростков, обратившихся на ТД за психологической помощью.

Предмет исследования: изучение психологических причин внутриличностного конфликта у подростков - абонентов ТД с отклонением в поведении.

Гипотеза исследования: Очное психологическое консультирование подростков, обратившихся за помощью на ТД, способствует разрешению их внутриличностных конфликтов.

Практическая значимость. При своевременном проведении диагностики особенностей и причин возникновения отклонений поведения подростка, можно про­гнозировать возможные варианты его нарушения и, следовательно, воздействовать на его поведение целена­правленно. Изучение зависимости между отклонением в поведении и психологическими особенностями подростков открывает перспективы для практического ее использования в виде активного применения психологических методов профилактики и коррекции отклоняющего поведения.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме психологической помощи и коррекции обращающихся за помощью к психологам.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

наблюдение за подростками в социуме и открытой среде;

опытно-экспериментальная работа;

тестирование исследуемых;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Опытно—экспериментальная база: 10 подростков, обратившихся в телефону доверия за помощью в г. Зеленодольск РТ.

Новизна исследования. Исследование социально-психологической характеристики обращений за помощью на телефоне доверия подтверждает необходимость существования данной службы для различных групп населения.

Исследование предусматривало три этапа.

Первый этап - организационно-подготовительный связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение психологической и педагогической литературы по данной проблеме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу и был посвящен изучению психологических особенностей причин внутриличностного конфликта подростков с девиантным поведением.

На третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, оформление дипломной работы.

В настоящем варианте дипломная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение.

ЛИТЕРАТУРА

1.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам// Вестник ВАС РФ, 1994, №2

2.Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.98, №31, ст.3802

3.Федеральный закон от 10.07.92 №3266 (ред.16.11.97) «Об образовании» // СЗ РФ, 15.01.96, №3, ст. 150

4.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатерин­бург, 1995.- 227 с.

5.Айс 3. Психотерапевтическая помощь по телефону при погра­ничных состояниях // Тр. Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева. — Л., 1983. — Т. 103. — С. 116—118.

6.Александров А. А. Типология делинквентного поведения при пси­хопатиях и акцентуациях характера // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.

7.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

8.Амбрумова А.Г. Психология одиночества и суицид // Актуаль­ные проблемы суицидологии: Тр. Мое. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. - М., 1981. - Т. 92. - С. 69-81.

9.Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Яковлев А.М. Мотивообразующие факторы преступного поведения. В кн.: Криминальная мотивация. - М., 1986.

10.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искус­ство, 1979.

11.Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.

12.Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.: Наука.-1982.- 67с.

13.Бельская Л. И. Влияние изменения структуры семьи на воспитание личности // Ученые записки Ивановского пед. ин-та. Т. 102. Сознание и нравствен­ность. Вып. 3. Иванове, 1982

14.Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.

15.Бифрендерс Интернэшнл. Расширение деятельности добро­вольцев по предотвращению случаев самоубийств: Уч. пособие. — Лондон, 1994.

16.Бобровницкая М.М. Особенности личностных проблем детей и подростков, обратившихся на телефон доверия: Диплом, работа/ Ф-т педагогики и психологии МПГУ. — 1998.

17.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.-240 с.

18.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности по­дростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.

19.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Политиздат.-1968. - 314 с.

20.Братусь Б. С. Изменения личности при алкоголизме. М., 1973

21.Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М., 1984. - 184 с.

22.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Наука.- 1990.- 320 с.

23.Буторина И. Е., Мовчан И. Г., Казаков В. С., Рыбакова Л. П. Особенности начальных проявлений алкоголизма у подростков (со­циально-психологический и клинический аспекты) // Журн. невропа­тологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1978. № 10. С. 1569— 1572.

24.Васильева Л.В. Служба телефона доверия в г. Минске // Материалы 3-го съезда невропатологов и психиатров Белоруссии. — Минск, 1986. - С. 260-261.

25.Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехни­ческой теории // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. - № 1. - С.15-32.

26.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Знание.- 1984.- 331 с.

27.Велешко Е., Гладкий М., Евтушенко Н., Кондрат Д., Мироно­вич А., Стабольский Б. Периодизация развития личности по Эрик-сону: телефон доверия и компьютер // Вестник РАТЭПП. — 1995. — Вып. 1. - С. 74-78.

28.Возрастная и педагогическая психология, М.: Наука.-1973. - 178 с.

29.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Наука.-1967. - 256 с.

30.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

31.Воробьева Л.И. Гуманитарная психология // Вопросы психо­логии. - 1995. - № 2. - С. 19-30.

32.Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кри­зиса // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 291-436.

33.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

34.Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности// Законность.-1999.- №11.-С. 27-30

35.Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 84—85

36.Данилова Е.Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во АПН СССР, 1991. - С. 74-83.

37.Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. 1997. № 1—2 С. 143—145.

38.Дети улиц//Информационно-консультативный вестник. Выпуск 5. М.: ИКАР, 1998

39.Диагностика и профилактика суицидального поведения боль­ных шизофренией: Метод, рекомендации / Сост. под рук. А.Г. Амб-румовой. - М., 1987.

40.Диагностические особенности психического развития у подростков  с риском отклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

41.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М.: Наука.-1987. - 190 с.

42.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те//Вопросы психологии, 1972, N 2, с.14-20

43.Дубровина И.В. Взаимосвязь науки и практики в школьной психологической службе // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. - М,: Изд-во АПН СССР, 1991. - С. 3-8.

44.Емельянцева Н. И. Девиантные формы поведения у подростков// Материалы 3-го съезда невропатологов и психиатров Белоруссии. Мн., 1986.

45.Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы// Народное образование.- 1999.- №9.- С. 233-235

46.Изард К.Эмоции человека. М.:МГУ.- 1980.

47.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992.

48.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

49.Князева М.П., Трифонов О.А. Медико-социальные аспекты проблемы девиантно­го поведения у детей и подростков. - В кн.: Нарушение поведения у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1981

50.Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы де­виантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.

51.Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986. - 78(2) с.

52.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 199 с.

53.Кон И.С. Открытие "я". М.: Наука.- 1978. - 120 с.

54.Кондрашенко В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. Ми,, 1986.

55.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск: Беларусь, 1988. - 206(1) с.

56.Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подрос­тка. Минск.: Высшая лицей,- 1991.

57.Концевой В.А., Ястребов B.C., Трифонов Е.Г. Телефонный патронаж геронтопсихиатрических больных // Советская медици­на. - 1989. - № 1. - С. 58-60.

58.Копыт Н. Я,, Скварцова Е. С. Алкоголь и подростки. М., 1984

59.Копыт Н. Я; Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. М., 1986.

60.Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультиро­вание в контексте семейной психотерапии //' Вопросы психоло­гии. — 1986. - № 4.

61.Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диа­логической интерпретации // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. - С. 17-25.

62.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

63.Краковский А.П. О подростках. М.: Мысль.-1970. - 54 с.

64.Креславский Е.С. Телефонная экстренная психологическая помощь в Содружестве Независимых Государств (проект) // Вест­ник РАТЭПП. - 1992. - № 1. - С. 18-25.

65.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

66. Купирование кризисных состояний в условиях специализиро­ванного стационара: Метод, рекомендации / Сост. под рук. А.Г. Амбрумовой. — М., 1986.

67. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 165(2) с.

68.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

69.Лежепикова Л.Н., Строганов Ю.А., Угарова Т.Д., Маслова А.С., Вербин В.П. «Телефон доверия» в Ленинграде // Психогигиена и психопрофилактика: Тр. Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева. - Л., 1983. - Т. 103. - С. 108-112.

70.Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

71.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 326 с.

72.Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - 1995. - Вып. 1. - С. 36-47.

73.Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм (социально-гигиени­ческие аспекты). М„ 1983.

74.Литвиненко В.М. Пациенты службы «Телефон доверия» и особенности психотерапевтической работы // Психические заболе­вания: клиника, диагностика, лечение. Организация психиатричес­кой помощи: Тез. докладов. — Полтава, 1990. С. 67—69.

75.Литин О. В. и др. Психологические принципы предупреждения и преодоления пьянства и асоциального поведения подростков: Методические разработки, М., 1986.

76.Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.: Просвещение.-1983. - 420 с.

77.Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теор. и приклад. исслед. в зарубеж. пси­хологии.: Сб. обзоров.-М.: И Н И О Н, 1991.

78.Локтионова М. Подросток на перекрестке эпох./Под ред. Кривцо­вой С.В., М.: Генезис.- 1997.- с. 167

79.Лунеев В. В. Личностные условия мотивации преступного пове­дения // Криминальная мотивация. М., 1986.

80.Лунеев В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Со­циологические исследования. 1999. № 7. С. 101.

81.Лупьян   Я.А.     Барьеры       общения.       Конфликты.Стрес...Минск,1986.-69с.

82.Материалы исследования отделов социального обеспечения Саратовской обл. 2000 г.

83.Маюров А. Н. Антиалкогольное воспитание. М„ 1987.

84.Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Мыс­ль.-1982.- 270 с.

85.Моховиков А.Н. Молодежный телефон доверия. Информация и статистический отчет. — Одесса: ФСПП «Перекресток», 1992.

86.Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — Киев:Academpress, 1994.

87.Найденова Н. Г.. Найденов О. Ф. К вопросу о профилактике под­росткового алкоголизма // Вопросы организации психиатрической и наркологической помощи подросткам. Тамбов, 1984.

88.Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987. - 250 с.

89.Опиум - новая религия для народа.// новое время.-1997.- №40.- С.34-41

90.Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Пегагогика, 1984. - 160 с.

91.Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.

92.Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в системе комплексной превенции самоубийств: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1989.

93.Проблемы психологии современного подростка: СБ. науч. тр. //АПН СССР. Под ред. Д.И. Фельдштейна/. - М.:АПН СССР, 1982. - 168 с.

94.Психологические  особенности   самосознания подростка./ Под ред. М.И.Боришевского.- Киев.: "Вища лицей".- 1980.

95.Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236(2) с.

96.Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.

97.Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.

98.Ранняя профилактика отклонений поведения учащегося. Под ред. В.А. Татенко. Т.М. Титаренко. -Киев: Рад. шк., 1989. -126(2) с.

99.Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление челове­ка. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994.

100.Розин Д.В. Трудности подросткового периода: психологические аспекты. - Л.: Ленинг. орг. общества "Знание" РСФСР, 1989.- 18(1)с.

101.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.: Просвещение.-1991. - 314 с.

102.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

103.Савельева Г. Наркомания - бич цивилизации// Народное образование.-1999.-№6.- С.172-182

104.Свентецка Г. Движение помощи по телефону // Вестник РАТЭПП. - 1992. - № 1. - С. 15-17.

105.Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев: Вища школа, 1981. - 238 с.

106.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под. ред. А.А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.

107.Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 1992.

108.Скворцов А.В. Метод беседы на телефоне доверия в профес­сиональных представлениях консультанта: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997,

109.Скворцова Е. С. Свободное время и употребление алкоголя под­ростками // Комплексные социально-гигиенические и клинико-социальные исследования. М., 1980.

110.Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга школьного пси­холога. - М„ 1991. - С. 215-234.

111.Соболева Л. Ф. Суицид и связанные с ним психогигиеничес­кие проблемы в Венгрии // Тр. Ленингр. науч.-исслед. психонев-рол. ин-та им. В.М. Бехтерева. — 1985. - Т. 110. - С. 19—24.

112.Содержание и организация деятельности центров психоло­го-педагогической помощи населению / Под ред. Л.С. Алексее­вой. — М.: НИИ семьи, 1997.

113.Справка о работе Московского объединения телефонов до­верия // Вестник РАТЭПП. - 1995. - Вып. 2. - С. 65-67.

114.Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии // Сб. науч. тр. Мое. НИИ психиатрии. — М., 1989.

115.Султанов А.А. К вопросу о суицидальном поведении детей. Бухарест.-1983

116.Сурнов К- Г. Изменение установок личности при алкого­лизме: Лвтореф. канд. дисс. М., 1982.

117.Ташлыков В.А. Психотерапия в общем здравоохранении и в специализированных учреждениях // Групповая психотерапия / Под. ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990. — С. 374-379.

118.Телефонная психотерапевтическая помощь — телефон дове­рия — в системе социально-психологической службы: Метод, реко­мендации / Сост.: А.Г. Амбрумова, А.М. Полеев. — М., 1988.

119.Тростанецкая Г. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании// Народное образование.- 1999.- №10.- С.32-35

120.Трудные судьбы подростков - кто виноват? М.: Скиф.- 1997.- 140 с.

121.Трудный подросток: причины и следствия. Под ред. В.А. Татенко. Киев: Рад. шк., 1985. - 175 с.

122.Федотов Д.Д., Чудин А.С., Саркисов С.А. О реактивно-обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте// Журн. невропатологии и психиатрии.-1978.-№10.- С.1559-1563

123.Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М.: Зна­ние.- 1978.-82 с.

124.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

125.Фомин Л. Наркомания - глобальная угроза национальной безопасности Российской Федерации//Преступление и наказание. 1999.- №2.- С. 42-45

126.Формы и методы кризисной психотерапии: Метод, рекомен­дации / Сост. под рук. А.Г. Амбрумовой. — М., 1987.

127.Фортинская У. Восприятие психотерапевтом своей деятель­ности и ее объективные особенности (на примере подросткового телефона доверия): Диплом, работа / Ф-т психологии МГУ. — 1990.

128.Хэмбли Г.С. Телефонная помощь. — Одесса: ФСПП «Пере­кресток», 1992.

129.Чомарян Э.А. Особенности суицидального поведения в сочетании с другими видами девиаций у подростков// Научные и организационные проблемы суицидологии. М.-1983.-С.89-93

130.Чурилин И.В. Особенности психологического консультирова­ния при работе на телефоне экстренной психологической помощи // Бюл. клуба конфликтологов. Вып. 2 / Под. ред. Б.И. Хасана. — Красноярск, 1992. - С. 77-85.

131.Шевердин С.Н. У опасной черты. — М., 1985.

132.Шир Е.  Суицидальное поведение у подростков// Журн. невропатологии и психиатрии.-1984.-№10.- С.89-93

133.Шурыгин Г. И. Проявление ранней алкоголизации у детей, стра­дающих алкоголизмом // Нарушения поведения у детей и подрост­ков (особенности клиники, терапии и социальной адаптации). М., 1981.

134.Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. — М., 1989.

Заказать диплом