Психологические аспекты агрессивного поведения осужденных за корыстные преступления (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

Глава I. теоретические аспекты исследования агрессивного поведения преступников, осужденных за корыстные преступления.. 8

1.1. Проблемы агрессивного поведения человека в психолого-педагогической литературе. 8

1.2. Корыстный тип личности преступника. 16

1.3. Особенности агрессивного поведения преступников, совершивших корыстные преступления. 24

Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивности преступников, осужденных за корыстные преступления   30

2.1. Организация и методы исследования агрессивности. 30

2.2. Результаты исследования агрессивности преступников, совершивших корыстные преступления. 35

2.3. Предложения по коррекции агрессивного поведения осужденных. 47

Заключение.. 64

Список литературы... 67

Приложения.. 72

 

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изыска­ний.

Мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях. На первом месте в ряду дестабилизирующих факторов стоит эскалация агрессии в раз­нообразных формах. Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят, убивают друг друга, причиняют боль и страдание ближним. На­силие в мире процветает. С каждым годом увеличивается число террористов во всем мире. В различных странах вспыхивают войны. В настоящее время некоторые государства имеют возможность смести с лица Земли все живое, благодаря применению современных мощных видов вооружения. Все это может привести к глобальной катастрофе.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и кон­фликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сего­дня оказалось человечество.

В современную эпоху проблема личности преступника приобрела особую актуальность. Отражая общую ситуацию во всех от­раслях научного знания, актуальность именно этой проблемы предопределена прежде всего тем, что без научного познания тех, кто совершает преступления, невозможно эффективно бороться с преступностью в целом.

Наиболее распространенными среди всех видов преступлений являются корыстные преступления или имущественные. При криминологической характеристике основным объединяющим элементом таких преступлений в одной группе является незаконное обогащение за счет нарушения права собственника, а также неза­конное использование или распоряжение чужим имуществом. Самыми распространенными в этой группе преступлений явля­ются хищения (кража, грабеж, мошенничество, разбой), вымогательство.

Пока существуют люди, выделяю­щиеся своим материальным достатком, будут появляться и от­дельные индивиды, стремящиеся преступным путем уравнять свое положение или хотя бы приблизиться к желаемому уровню бла­гополучия.

В целом лицам, совершающим имущественные преступления, свойственны такие общие нравственно-психологические призна­ки, как односторонняя примитивно-потребительская ориентация, преувеличенное представление о роли материальных благ, нега­тивное отношение к интересам общества и отдельных граждан, слабая адаптация к социальной среде, отрицание многих ее цен­ностей. По сравнению, например, с насильственными преступника­ми, воры в своей массе являются более социально адаптирован­ными, менее импульсивными, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта, более лабильны и подвижны, у них меньше выражена тревога и общая неудовлетворенность социальным положением. Агрессивность воров значительно ниже, чем у на­сильственных преступников, и они в большей степени могут кон­тролировать свое поведение. Тем не менее, агрессивные тенденции преобладают у данной категории преступников, поэтому являются актуальными для исследования.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы по психологии и педагогике показывает недостаточную разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Социальный заказ общества на развернутое и углубленное познание роли психических аномалий и различных форм их проявления в преступном поведении выполнен еще далеко не полностью.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и аг­рессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева). В зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия».

Ряд исследований, выполненных в последние годы, не перекрывает, однако, всего пласта теоретических и практических проблем. Можно по-прежнему говорить о существенном недостатке эмпирического материала по проблемам агрессивности, ее педагогической оценки и коррекции.

В настоящее время можно констатировать лишь то, что большинство психологов и педагогов единодушны в том, что агрессивные формы проявления индивидуальных особенностей в поведении влияют на преступность в стране в целом. Однако подобной констатации недостаточно. Науке и практике необходимо ставить вопрос не только о том, каким образом это происходит, но и имеются ли какие-то возможные варианты коррекции агрессивных форм поведения. Крайне важно это в отношении осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях Министерства юстиции России.

Все это делает актуальной проблему разработки агрессивного поведения осужденных преступников, совершивших корыстные преступления.

Объект исследования – агрессивное поведение человека.

Предмет исследования - агрессивное поведение преступников, осужденных за корыстные преступления.

Цель исследования - изучение психологических аспектов агрессивного поведения осужденных за корыстные преступления.

В дипломной работе были поставлены следующие задачи:

теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

изучение психологических особенностей личности осужденных, совершивших корыстные преступления;

проведение диагностических исследований агрессивности преступников, совершивших корыстные преступления;

разработка и апробация коррекционной программы для снижения агрессии осужденных, совершивших корыстные преступления.

Гипотеза исследования: агрессивность в поведении осужденных, совершивших корыстные преступления, ниже, чем агрессивность у преступников, совершивших насильственные преступления.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: наблюдение; экспериментальная работа; математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования: исследование агрессивности по методике Басса-Дарки, исследование агрессивности и враждебности по методике Кука-Медлей, исследование фрустрации по методике Розенцвейга.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов.

Проблеме агрессивности по­священы специальные монографии (Бандура A., Вальтер Р., Берковитц З., Васс A., Лоренц K., Ричард К., Мюррей Враун) и значительное число экспериментальных работ.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоанали­тический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Есте­ственно, что подобное деление весьма условно, во многих эм­пирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Вопросами психологических особенностей осужденных  преступников занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Методологическую базу исследования составляет теория социального научения А.Бандуры, субъектно-деятельностный подход в психологии.

Экспериментальной базой исследования стали осужденные, совершившие корыстные и насильственные преступления и находящиеся в ФГУ ИК-3 УФСИН России по РМЭ в количестве 50 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с осужденными.

Новизна исследования. Представлен комплекс методик, направленный на изучение агрессивности осужденных за корыстные преступления, а также разработана новая программа по коррекции поведения данного типа преступников, осужденных к метам лишения свободы.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

 

  1. Антонян Ю.М. , Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника.-  Томск, 1989.
  2. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: Юрист.-1996.- 369 с.
  3. Антонян Ю.М. и др. Насилие среди осужденных. Учебное пособие (Ю.М. Антонян, И.Б. Бойко, В.А.Верещапш: Под общей ред. Ю.М. Аитоняна): МВД РФ: ВНИИ МВД РФ - 1994 (1995). - 117 с.
  4. Антонян Ю.М. Преступная жестокость: Монография. - М., ВНИИ МВД России, 1994.-216 с.
  5. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология.- М.: Наука, 1991.-248 с.
  6. Байдаков Г.П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели уголовного наказания // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.-с. 60-68.
  7. Байдаков Г.П. Психолого-педагогические критерии определения степени исправления осужденных в ИТК//Проблемы дифференциации исполнения наказаний: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. - с. 67-68.
  8. Бандура А., Уолте Р. Подростковая агрессия. Изу­чение влияния воспитания и семейных отноше­ний. 'М.: Апрель Пресс, 1999.
  9. Банковский бизнес в России  криминологические и уголовно-правовые про­блемы  М, 1994

10. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-98», 2000. - 224 с.

11. Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль. СПб:Питер, 2001.-430 с.

12. Братусь Б.С. Аномалия личности. - М., 1998. - с.230.

13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

14.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.- 655с.

15. Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.

16. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1995.-356 с.

17. Данилин Е.М. Совершенствование воспитательной работы с осужденными в ВТК: Учебное пособие. - М., МВД РФ, ВНИИ. -1995. - 48с.

18. Деeв В. Г. Психолого-педагогическая характеристика процесса исправ­ления и перевоспитания осужденных.—В кн.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Рязань: РВШ МВД СССР, 1982

19. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллек­тива осужденных, отбывающих наказание в ИТК. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979.- 15 с.

20. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов, - М.; Юристъ, 2006. - 631с.

21. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псков­ского Вольного университета.- 1994.-№1.-С. 62-68.

22. Исаева С. Н. Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях. М., 2006.- 220 с.

23. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.

24. Исправительно-трудовая психология:  Учебн. пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред. К.К.Платонова, А.Д.Глоточкина, К.Е.Игошева. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. – 360 с.

25. Ишуткин М.И. Исправление осужденных// Вестник УИС.-2004.-№4.-С.12

26. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

27. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб.: Питер Ком, 1998.

28. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М.,1998. -400с.

29. Коробейников, С. И. Педагогические условия индивидуализации и дифференциации воспитания делинквентных осужденных подростков. Дисс. канд. пед.наук.Йошкар-Ола 2004.- 262 с.

30. Краткий анализ состояния преступности в 2006 г.//Российская юстиция.-2007.-№1

31. Крейри Э. Я сержусь: пер. с англ. - СПб:АО «Комплект», 1995. - 32 с.

32. Криминология:Учебник/Под ред.В.Н.Кудрявцева.- М., 1997. - с.93.

33. Кузнецов В. А. Личность квартирного вора // Проблемы изучения личности правонарушителя. М., 1984.

34. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.

35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.-1975.-302 с.

36. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности// ЛГ.- № 22 (5296) 30.05.90. - С.6.

37. Личность преступника как объект психологического иссле­дования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 1979.-117 с.

38.  Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., Республика. 1995.- 48 с.

39. Лоренц К. Агрессия. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. - 272 с.

40. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

41. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.-2001.-432 с.

42. Миньковский Г.М. Уголовная политика как механизм реализации стратегических целей борьбы с преступностью, осуществляемой МВД России / Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. Материалы межведомственной научно-практической конференции. Ч. 1. М., 2006. С. 76.

43. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции - кн. 2-я; - Мл "Ось-89", 1998. - 320 с. Издание учебное. (Юридическая психология).

44. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.

45. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов. - М.: Российское педа­гогическое агентство, 2000. - 192 с.

46. Психологические методы изучения личности и среды осужденных: Учеб. - практ. пособие / В.П. Голубев, Ю.Н. Кудряков, В.Г. Козюля и др. -М., 1995. - 78 с.

47. Психологические особенности агрессивного поведения под­ростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семе­нюк. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инсти­тут: Флинта, 2003. —'96 с.

48. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

49. Ратинов А. Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с пре­ступностью.//Вопросы борьбы с преступностью.- 2003.- № 38. -С. 40—49.

50. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

51. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности//Псхологический журнал.-1996.-Т.17.-№5.-С.3-10

52. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе// Вестник высшей школы.- 1999.- № 3.- С.17-22

53. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. - С. 167-168.

54. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81—87.

55. Румянцева Т.Г.. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке. - Мн.: Университетское, 1991. - 150 с.

56. Смирнов В. Д. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных с различными типами агрессивного поведения. Дис. канд. юрид.наук. М., 2003.- 172 с.

57. Совершенствование воспитательной деятельности органов исполняющих наказания. Сб. научных трудов / МВД РФ, Рязанская высш. шк. - Рязань, 1992. - 149с.

58.  Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. РВШ МВД СССР, 1987. -521с.

59. Ушатиков А.И. О некоторых проблемах современной пенитенциарной психологии и педагогики // Поихолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний. Материалы научно практической конференции (25-26 марю 1992 г.). - Рязань РВШ МВД РФ, 1992. - с. 8 -11.

60.  Фомин, А.С. Педагогические основы разработки и реализации дифференцированных программ перевоспитания осужденных в НТК./ А.С. Фомин-М., 1994.-183 с.

61. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986. Т. 1.— С. 374.)

62. Южанин, В.Б. Методические рекомендации по работе с вновь пребывающими осужденными в исправительные учреждения./ В.Е. Южанин - Рязань: РИПЭ, 1996. - 36 с.

Заказать диплом