Психологические аспекты проявления стресса и его влияние на заболевания у лиц пожилого возраста (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования  стресса у лиц пожилого возраста и его влияния на имеющиеся заболевания   8

1.1. Разработка проблемы стресса в трудах отечественных и зарубежных авторов  8

1.2. Влияние стресса на физиологические особенности и здоровье человека  18

1.3. Особенности влияния стресса на здоровье лиц пожилого возраста. 29

1.4. Методы психокоррекции и психотерапии при лечении стрессов. 40

Глава 2. Диагностические исследования проявления стресса у пожилых людей.. 52

2.1. Описание методов и организации исследования. 52

2.2. Результаты исследования проявления стресса. 54

2.3. Коррекционные мероприятия по снижению симптоматики стрессовых расстройств. 60

Заключение. 62

Литература.. 64

Приложения.. 68

Введение

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно по­пулярной. Эмоциональные процессы и состояния изучаются са­мыми различными дисциплинами: нейрофизиологией, 'психофи­зиологией, общей, детской, педагогической психологией, даже социальной психологией, которая интересуется эмоциями, как формой невербальных коммуникаций. В медицинской психоло­гии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы может служить кри­терием оценки общего состояния больного, а также критерием эффективности воздействия на больного тех или иных лечебных мероприятий. Именно поэтому эмоциональные нарушения стали объектом экспериментального изучения, а не только описания самых различных направлений внутри медицинской психологии. Эмоциональная патология изучается в настоящее время и в клинике психических заболеваний, и у больных с пограничными состояниями, и у соматических больных, и в русле психокоррекционного направления.

Концепция стресса, сформулированная выдающимся канадским ученым Гансом Селье более полвека назад, оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний.

Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека.

В настоящее время одной из важных медико-психологических проблем становится изучение влияние стресса на здоровье лиц пожилого возраста.

Возрастные изменения, старение человека — реальный, но чрезвычайно сложный, ставящий перед обществом, человеком, наукой большой комплекс важных проблем. И не случайно пожилой возраст, старение человека стали предметом изучения многих научных дисциплин: психологии, социологии, этнографии, геронтологии, медицины и др.

Обычно период старения рассматривается как один из этапов жизненного пути личности, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых, не встречаемых на ранних периодах развития свойств и признаков. Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и способах нейтрализации отрицательных проявлений этого процесса. Пожилой возраст, как и всякий другой, имеет свои положительные и отрицательные стороны, связан с потерями, но имеет и приобретения, предоставляет человеку возможность прожить этот период своей жизни активнее, реализуя интересы, склонности в тех границах, которые оптимальны с точки зрения возможностей и потребностей пожилого человека.

Процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту. Наблюдается постоянный рост числа старых людей, тяжело боль­ных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.

К раз­витию ряда заболеваний, в том числе и к нарушениям со стороны внутрен­них органов или психопатологическим расстройства­м способен привести ост­ро развившийся психоэмоциональный стресс или дли­тельный хронический стресс (болезней адаптации). Особенно негативным оказывается влияние стрессов на организм человека, находящегося на поздних этапах онтогенеза, поскольку у стареющего организма уменьшены адаптационные возможности, он труднее, чем молодой приспосабливается и перебарывает любую болезнь или травму.

Все это свидетельствует о несомненной актуальности темы стресса у лиц пожилого возраста и его лечения.

Объект исследования – стресс у лиц пожилого возраста.

Предмет исследования – особенности проявления стресса и его влияние на заболевания у лиц пожилого возраста.

Цель исследования – изучить психологические аспекты проявления стресса и его влияние на заболевания у лиц пожилого возраста.

В связи с вышеизложенным задачами данного исследования стали:

провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;

провести диагностические исследования особенностей влияния стресса на заболевания у лиц пожилого возраста;

предложить коррекционные мероприятия по уменьшению последствий стрессов у лиц пожилого возраста.

Гипотеза исследования: если вовремя провести диагностические исследования по выявлению стресса у лиц пожилого возраста, можно разработать эффективные коррекционные мероприятия для больных с целью снижения психической напряженности и устранения последствий  стрессов и их влияния на имеющиеся заболевания.

Экспериментальные и жизненные подтверждения, свидетельствующие о постоян­стве значения эмоционального компонента в сохранении психосоматического здоровья, являются веским основанием для вывода о том, что случаи его понижения нужно рас­сматривать как следствие нарушений организующей (регулирующей) функции эмоций в жизнедеятельности человека. Эти данные согласуются с многочисленными результатами наблюдений (Э.Гельгорн, А.А. Реан, А.Р. Кудашев, В.В.Антипов, Дж.Луфборроу и др.), в описаниях которых усмат­ривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезоргани­зуют не только мышление, память, воображение и другие психические и физиологиче­ские функции деятельности, но и само эмоциональное поведение: в состоянии эмоцио­нального паралича (шока) у человека при совершенно ненарушенной функции интел­лекта исчезает эмоциональное возбуждение, сострадание, тревога, страх и т.д.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, физиологов, педагогов, среди которых можно назвать П.К. Анохина, К.А. Абульханову-Славскую,  О.А. Конопкина, Т.А.Немчина, К.Изард, Вальдман А.В., Звартау Э.Э., Казначеева В.В., Гринберг Д. и др.

В изучении особенностей развития личности на поздних этапах онтогенеза существенное значение имеют теория гетерохронности (М. Д. Александрова ; Б. Г. Ананьев; В.В. Безруков, Ю.К. Дупленко, С.Г. Бурчинский; И. В. Давыдовский и др.), концепция «акме» (А. А. Бодалев; В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева и др.), теория жизненного пути и субъектности человека (К. А. Абульханова-Славская; Л. И. Анцыферова; С. Л. Рубинштейн и др.).

Значительное количество трудов посвящается медицинским аспектам старения (Е.С.Авербух, М.Э. Телешевская; Р.А.Алимова; И.В.Бокий; А.Г.Сарычев, Л.С.Анисимова, С.В.Осипов; П.Ф. Шахматов  и др.)

О сохранении полноцен­ной и активной старости существуют научно обоснованные разработки (Г.Л.Ратнер; А.В.Смирнов, И.П.Зелди, А.Л.Азин, Л.Б. Киселева; С.А. Шаповалова, А.Н.Белова, Л.В.Михайловский, В.Н.Григорьева и др.). Свойства личности, такие как «сила Я» и «психологическая защита», которые лежат в основе здорового образа жизни, Бассин Ф.В. рассматривает как определенный уровень психологической активности.

Методологической основой работы является теория системно-деятельностного подхода и современные теории стресса.

В ходе исследования использовались следующие методы:

q       наблюдение;

q       беседы;

q       диагностические исследования;

q       математические методы обработки результатов.

Методики исследования психической напряженности:

q       исследование психической напряженности по опроснику нервно-психического напряжения (Т.А.Немчин);

q       оценка самочувствия по  методике САН;

q       методика исследования тревожности Ч.Спилбергера;

q       методика исследования психической напряженности ТИД.

Опытно-экспериментальная база – 10 пожилых больных, находящихся на лечении в больнице ВОВ г. Йошкар-Ола.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация может быть использована в практической медицине, медицинской психологии.

Новизна исследования. Определяется недостаточной разработанностью проблемы стрессов и его влияния на имеющиеся заболевания у пожилых людей с целью разработки психокоррекции.

Структура работы. В настоящем варианте работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Литература

 

  1. Абулъханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. С. 4-20.
  2. Андреева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания.  Москва-Воронеж.:НПО «МОДЕК».- 2000.- №1.- С. 45-49
  3. Базади Б., Гольмкина Е. И., Тупицын Ю. Я. О месте и значении функцио­нальной тренировки поведения в системе лечения больных неврозами.— В кн.: Клинико-психологические исследования групповой психотерапии. Л., 1979, с. 90—94.
  4. Безруков В.В., Дупленко Ю.К., Бурчинский С.Г. Тенденции геронтологических исследований в мире // Клиническая геронтология.-1999.-№3.- С.3-13
  5. Бойко Ю.П. и др.. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике.//Медицинская сестра. – 2000. - №2.
  6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376 с.
  7. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. Психологический журнал, 1992.- №6.- т.13.-С.80
  8. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 352 с.
  9. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М .: Смысл ;Per Se,2000.-220 с.

10. Введенская Е.С., Кобзева Л.Ф., Введенская И.И., Толченова Б.А. Некоторые показатели здоровья пожилых по данным обращаемости за медицинской помощью / Медицинские проблемы пожилых. Йошкар-Ола.-1999.-230 с.

11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.

12. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 1966.

13. Горизонтов П.Д., Белоусова О.И., Федотова М.И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1983. — 239 с.

14. Грибков О. Психо+сома// Будь здоров.-2003.-№4.-С.72-74

15. Гринберг Д. Психология стресса. СПб, 2001.-450 с.

16. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М: Знание, 1969. - 197 с.

17. Дворецкий Л.И. Пожилой больной в практике терапевта//  РМЖ.- 1997.-  Том 5.-  № 20

18. Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости// Мир психологии.- 1999.- №2.- С.111

19. Исследование механизмов и эффективности психо­терапии при нервно-психических заболеваниях.— Л.: Изд. Лен. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1982.- С. 140—144.

20. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.—Л.: ЛГУ.- 2002.- 347 с.

21. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. М.:Медицина.-1998.-430 с.

22. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288 с.

23. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.-1998.-№3.-С.34-59

24. Кокс Т. Стресс. — М.: Медицина, 1981. — 216 с.

25. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследова­ния.—В кн.: Стресс. Л., 1970

26. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию.- Л.:Медицина.-1966.-180 с.

27. Лечение больных хронической ишемической болезнью сердца пожилого и старческого возраста: Методические рекомендации/Коркушко О.В., Котко Д.Н., Ярошенко Ю.Т., Мороз Г.З. ­ Киев, 1991.-­ 27 с.

28. Либих С. С. Теория и практика коллективной психотерапии. Авто-реф. дисс. докт. Л., 1969.-32 с.

29. Линдеман X. Аутогенная тренировка. М.: Знание.- 1980.-212 с.

30. Марищук В. Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженности. — В кн.: Теоретическая и прикладная психология. М., 1961, вып. 10.

31. Максимова С.Г. Социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления старших возрастных групп. Барнаул: изд-во Алтайского гос.ун-та, 1997.-102 с.

32. Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1979. — 359 с.

33. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1991. — 278 с.

34. Менделевич  В.Д. Клиническая медицинская психология.. М.: МЕДпресс.-1998.- 592 с.

35. Мишин Г.И. Три причины стресса. Неврозы, половые расстройства, алкоголизм. — Л.: Лениздат, 1990. — 160 с.

36. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. М., Изд-во МГУ, 1976. –19 с.

37. Немов Р.С. Психология. М.:Владос.-1998.Т.1.- 688 с.

38. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., Изд-во ЛГУ, 1983.

39. Остроумова О.Д,. Корсакова Н.K., Баграмова Ю.А. Деменция и артериальная гипертензия у пожилых больных: возможности препарата Физиотенз. РМЖ 2002;10(1):7–10.

40. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.:Институт психотерапии.-2001.-352 с.

41. Перре-Бауман. Клиническая психология.-2002.-670 с.

42.  Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань.-1990.- 87 с.

43.  Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.:Медпресса, 2002.-352 с.

44. Робу А.И. Взаимоотношения эндокринных комплексов при стрессе. — Кишинев: Штлинца, 1982. — 208 с.

45. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Прогресс.- 1999.-630 с.

46. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. – М., 1990.

47. Салеев В.Б. Анализ обращаемости больных пожилого и старческого возраста к службе скорой медицинской помощи/ Медицинские проблемы пожилых. Йошкар-Ола.-1999.-С.44-45

48. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

49. Смирнов А.В., Зелди И.П., Азин А.Л., Киселева Л.Б. Проблемы геронтологии и гериатрии: стратегия их решения / Медицинские проблемы пожилых. Йошкар-Ола.-1999.-209 с.

50. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - Т.2. –231 с.

51. Современные представления о физиологических механизмах стресса. // Механизмы развития стресса. Кишинев, 1987. С.8-33.

52. Судаков К.В. Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия. – М.: ВНИИМИ, 1996. — 116 с.

53. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. — М.: Наука, 1988. — 176 с.

54. Тьюбсинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций. — М.: Медицина, 1993. — 144 с.

55. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 352 с.

56. Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье. — Кишинев: Штлинца, 1990. — 239 с.

57. Фурдуй Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов. — Кишинев: Штлинца, 1986. — 240 с.

58. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд-во Магистр, 1996. - 123 с.

59. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб, Речь,2002.

60. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 272 с.

61. Яценко Ю.Т. Здоровье или болезнь. Взгляд на проблему// Мир психологии.-2000.-№1.-С.165-169

Заказать курсовую