Психологические особенности  детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................... 3

ГЛАВА I. Теоретический анализ исследования  индивидуальных психологических особенностей детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.................................................................................... 10

1.1. Исследования взаимосвязи болезней и психологических особенностей человека как психосоматической проблемы в трудах отечественных и зарубежных авторов      10

1.2. Обща характеристика заболеваний желудочно-кишечного тракта с точки зрения психосоматики.................................................................................... 22

1.3. Индивидуальные психологические особенности детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта......................................................................... 27

Выводы по первой главе..................................................................... 35

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование психологических особенностей детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта............................................................................................................................ 37

2.1. Организация и методы исследования.......................................... 37

2.2. Результаты исследования индивидуальных психологических особенностей детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта……........ 44

2.3. Коррекционная работа с дошкольниками с заболеваниями желудочно-кишечного тракта............................................................................................ 50

2.4. Анализ результатов коррекционного воздействия...................... 57

Выводы по второй главе..................................................................... 60

Заключение....................................................................................... 61

Список использованных источников................................. 64

Приложения...................................................................................... 69

Введение

Каноны древней медицины подразумевали неразделимость телесного и психического. Каждый орган был описан в тесной связи с соответствующей органу эмоцией. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл. Еще Платон говорил: "Где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой".

Актуальность исследования. К настоящему времени имеются многочисленные подтверждения того, что на воз­никновение психосоматических расстройств большое влияние оказывают личностные особенности и эмоции чело­века.

В медицинской психоло­гии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы может служить кри­терием оценки общего состояния больного, а также критерием эффективности воздействия на больного тех или иных лечебных мероприятий. Именно поэтому эмоциональные нарушения стали объектом экспериментального изучения, а не только описания самых различных направлений внутри медицинской психологии. Эмоциональная патология изучается в настоящее время и в клинике психических заболеваний, и у больных с пограничными состояниями, и у соматических больных, и в русле психокоррекционного направления.

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы психосома­тического здоровья (Л.М.Аболин, П,К.Анохин, Л.С.Выготский, Б.А.Вяткин, Э.Гельгорн, В.В.Зеньковский, А.С. Лазарус, Дж.Луфборроу, К.К.Платонов и др.).

Экспериментальные и жизненные подтверждения, свидетельствующие о постоян­стве значения эмоционального компонента в сохранении психосоматического здоровья, являются веским основанием для вывода о том, что случаи его понижения нужно рас­сматривать как следствие нарушений организующей (регулирующей) функции эмоций в жизнедеятельности человека.

Распространенность эмоционально-личностных нарушений - существенный фактор увели­чения психосоматических заболеваний (Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.), в том числе и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Бурное развитие клинической медицины в последние десятилетия, открытие новых причин и механизмов возникновения заболеваний органов пищеварения позволили существенно изменить представления о целом ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также и кардинально изменить тактику их лечения. Ярким примером служит язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся одним из распространенных заболеваний органов пищеварения во всех странах мира.

Пищеварение и выделение — это основные функции желудочно-ки­шечного тракта. Но они в своих проявлениях находятся в определённых отношениях с окружающим человека миром, связаны с его эмоциональ­ным состоянием, с отношениями с другими людьми и с внешним жиз­ненным пространством. Моторные, вегетативные, гуморальные и цент­ральные процессы в этой соматической сфере нельзя изолировать от ду­шевного состояния человека.

На сегодняшний день большое количество россиян страдают от заболеваний желудочно-кишечного тракта. По мнению медиков, это связано с тем, что большинство граждан питаются несбалансированно и нерегулярно, а также злоупотребляют токсичными веществами – алкоголем и табаком. Кроме того, возрастает риск стрессогенов, которые отрицательно влияют на возникновение данного вида заболеваний. Нарушения в работе желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника с трудом поддаются диагностике.

В России с по 1995 г. заболеваемость органов пищеварения выросла на 33%. В 1996 г. наблюдалось некоторое снижение заболеваемости, с 1997 г. по предварительным данным тенденция снижения заболеваемости продолжается. Среди субъектов Федерации наиболее высока заболеваемость в Башкирии, в 2001 г она превышала среднюю по России в 2,93 раза, высокая заболеваемость была в Москве, Чувашской Республике, Пензенской, Самарской, Оренбургской, Курганской, Новосибирской, Омской, Сахалинской областях, где среднероссийский показатель заболеваемости превышен на 25-80%.[9]

Для заболеваний желудочно-кишечного тракта, общей характеристикой должна быть типичная неосознанная конфликтная ситуация, ко­торая развивается у самых разных личностей и затем может приобретать доминирующее значение в жизни этих людей. По теории Александера, в ситуациях, которые переживались в раннем детстве будущими больными как утрата заботливого отношения и обеспечения питанием, неосознанное желание быть любимым и при необходимос­ти — накормленным может смещаться. Потребность в эмоциональном расположении мобилизует же­лудочную секрецию. Готовность войти именно в данный конфликт и неспособность разрешить его адекватным образом расцениваются им как личностный фактор. Если человеку не удаётся удовлетворить желание защищённости и зависимости, вегетативные реакции манифестируют в извращённом виде, что, по мнению Александера, является показателем повышенного пара­симпатического возбуждения. Если подавляются возможности конкурент­ных и агрессивных поступков, то следствием этого является длительное состояние возбуждения симпатико-адреналовой системы. Эти вегетатив­ные симптомы являются результатом неустранённого симпатического возбуждения.

Заболевания желудочно-кишечного тракта являются пусковым механизмом ряда иммунодифицитных состояний, которые приводят к развитию хронических заболеваний, включая заболевания кожи, сосудов, онкопатологию. Распространенными заболеваниями желудочно-кишечного тракта являются язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит и хронический колит и, наиболее часто встречающийся ( до 80%), дисбактериоз. [28]

Заболевания желудочно-кишечного тракта широко распространены у детей и по частоте (после респираторных инфекций) занимают второе место. В детском возрасте течение основных симптомов (боли в голове, рвота, понос) характерны для заболеваний ЖКТ, и дифференциальный диагноз отличается от таковых у взрослых. Маленький человек не может описать симптомы, что затрудняет диагностику. Даже незначительные нарушения функций желудочно-кишечного тракта могут неблагоприятно влиять на развитие ребенка. Зачастую только обязательное наблюдение и обследование ребенка в условиях квалифицированного стационара позволяет врачу выявить неблагополучие в системе желудочно-кишечного тракта.

В структуре заболеваемости по Республике Марий Эл данные заболевания составляют незначительную долю. Однако вызывает опасение положительная динамика данных заболеваний среди детей и подростков до 17 лет. Кроме того, увеличивается смертность именно от заболеваний желудочно-кишечного тракта.[16]

Следует отметить, что весьма важные, обобщенно выраженные в методологиче­ском отношении достижения отечественной психологии, например, в принципах: единст­ва интеллектуальных, эмоциональных и телесных проявлений (компонентов) деятель­ности; о регулирующем и дезорганизующем влиянии эмоций на поведение и деятель­ность человека не нашли еще достаточного воплощения в концепциях, которые бы от­ражали психологическую структуру эмоциональной активности человека по обеспечению своего психосоматического здоровья.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы индивидуально- психологические особенности  детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Объект исследования – дети дошкольного возраста, страдающими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Предмет исследования – психологические особенности детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Цель исследования: изучение индивидуальных психологических особенностей и определение направлений психокоррекции эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:

- изучить психологические особенности детей  с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;

- провести диагностические исследования психологических особенностей детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и установить ее взаимосвязь с протеканием болезни  больных детей данной категории

- разработать и апробировать программу коррекции негативных эмоций у детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта с целью успешного лечения.

Гипотеза исследования: у детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, наблюдаются негативные индивидуально-психологические особенности, которые могут быть устранены с помощью психокоррекционной работы.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по общей и клинической психологии, медицине.

Огромный вклад в развитие гастроэнтерологии как одного из важнейших разделов клинической медицины, изучающей причины возникновения болезней органов       желудочно-кишечного тракта внесли такие авторы, как Крювелье, Ашоф (1912), Вирхова (1852), Bernard (1856), Балинт-Зимницкий (1930),  (Лерши, Холдендер, 1954), Н.Д. Стражеско (1944), К.М. Быков и И.Т. Курцин (1949), (Сомова Э.П., Фролькис А.В., 1977; Рабинович П.Д., 1983). Наибольшее распространение получила нервно-гормональная теория патогенеза язвенной болезни (Рысс С.М., Рысс Е.С., Радбиль О.С., Боянович К.,1963). В зарубежных странах положение о ведущей роли нервно-психических факторов в генезе язвенной болезни нашло теоретическое обоснование в учении Г.Селье об общем адаптационном синдроме и влиянии «стресса» на организм человека.

О влиянии эмоциональной сферы на психосоматические заболевания утверждали такие авторы, как Ю.Ф.Антропов, Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.

Методологической базой исследования стала теория специфического для болезни психодинамического конфликта Ф. Александера и теория стресса Г.Селье.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии; наблюдение; эксперимент;  беседы и анкетирование; математические и статистические методы обработки результатов. Диагностика уровня развития физического здоровья проводилась с помощью изучения медицинской документации.

Для определения особенностей эмоциональной сферы ребенка с заболеваниями желудочно-кишечного тракта использованы методики: методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры» по изучению эмоционального благополучия[34], «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки, направленный на изучение уровня тревожности [32];  детский вариант теста Розенцвейга по изучению агрессивности [32].

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследовательская работа проводилась на базе детской городской больницы г.Йошкар-Ола с детьми в возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек, которые составили экспериментальную группу (Э.Г.), а также в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, которые составили контрольную группу (К.Г.).

Научная новизна исследования: дети дошкольного возраста с заболеваниями желудочно-кишечного тракта изучаются в основном в медицинском аспекте, однако не достаточно практических разработок, посвященных индивидуальным психологических особенностей детей 6-7 лет, оказывающих влияние на их состояние здоровья. В работе сформирован комплекс диагностических методик, позволяющих определить индивидуальные психологические особенности детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и по результатам разработать психокоррекционную работу.

Практическая значимость. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов психотерапевтической коррекции эмоциональных состояний  больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта с целью повы­шения уровня их психосоматического здоровья, а материалы исследования могут быть использованы в работе врачей и медицинских психологов.

Структура работы: работа состоит их двух глав, введения, заключения, приложений.

Список использованных источников

  1. Андреева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания// Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК», 2000.- №1.
  2. Аринина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Г.А. Аринина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья.- 1995.- Т.2 -№ 3.- С. 116-124.
  3. Аствацатуров М. И. О психосоматических взаимоотношениях при заболеваниях внутренних органов.// Клин. мед.- 1934.- № 9.- С. 1261—1269.
  4. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психоло­гия. М.:Медицина, 1967.- 220 с.
  5. Баранов А. А., Климанская Е. В. Актуальные проблемы детской гастроэнтерологии // Педиатрия. – 1995 – №5. – С. 48–51.
  6. Белов В. П. Нервно-психические нарушения при некоторых «психо­соматических» болезнях пищеварительного тракта. Автореф. дисс. докт. М.:Медицина, 1970.- 15 с.
  7. Белов В. П., Костюнина 3. Г., Сергеев И. И. Аномалии личности при хронических соматических заболеваниях.— В кн.: Законо­мерные тенденции формирования личности. М.: Просвещение.- 1972.-321 с.
  8. Березкин Д. П., Екимов В. И. О некоторых медико-психологических резервах в улучшении лечебной помощи больным раком желудка, толстой и тонкой кишки.— В кн.: Проблемы медицинской пси­хологии. Л.: Медицина.- 1976.- 190 с.
  9. Борисова О.П. Итоги деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Марий Эл за 2002 г. и задачи на 2003 год
  10. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека; Предисл. В.Г. Остроглазова. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.
  11. Витулакс Д. Новая модель здоровья и болезни. -М.:Медицина, 1997. –45 с.
  12. Гавалов С.М. Часто и длительно болеющие дети. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993.- 283 с.
  13. Ганеман С. Органон врачебного искусства. - М.: Фирма «Атлас», 1992 – 140 с.
  14. Детская гастроэтерология. Руководство на компакт–диске./ Под общей редакцией С.В. Бельмера и А.И. Хавкина. Москва, 2001 г., 692 MB.
  15. Дубровина И.В. Школьники и охрана здоровья/ И.В. Дубровина // Школа здоровья.-1998.- № 2.- С.19-28.
  16. Заболеваемость населения// Здравоохранение в Российской Федерации (статистический сборник). Госкомстат России. 2001 г.
  17. Запруднов А. М. “Новые болезни” в детской гастроэнтерологии // Педиатрия.-1995.- № 1.- С. 77–81.
  18. Запруднов А.М. Болезни органов пищеварения у детей: в чем причииа? // Врач. -1998.- N5.- С.14-16.
  19. Запруднов А. М. Лекарственные средства в гастроэнтерологии. М.: Медицина, 1996. – 123 с.
  20. Закономерный А. Г. Современные клинико-эпидемиологические особенности язвенной болезни в детском возрасте и подходы к этапному лечению больных: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. – М.,1992.-26 с.
  21. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л.:Медицина.-1980.- 184 с.
  22. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. Минск.:Вышейша школа.-1998.- 212 с.
  23. Ковалев В. В. Личность и ее нарушения при соматической болезни.— В кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М.: Медицина.- 1972.- 457 с.
  24. Крайг Г. Психология развития. 7-е международно-издание. "Питер", Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск. 2000.-319 с.
  25. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми/ Л.М. Костина.-СПб.:Речь.-2003.-160 с.
  26. Лежепекова Л. Н., Якубов Б. А. Вопросы психогигиены и психопро­филактики в работе практического врача. Л.: Медицина.- 1977.- 182 с.
  27. Либих С. С. Психология больного и психология болезни.— В кн.: Вопросы медицинской психологии и психотерапии. Тамбов, 1974.-420 с.
  28. Маев И. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки: современные подходы к лечению// Врач.-2003.-№5.-С.3-6
  29. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. М.:Медпресс.-1998.-592 с.
  30. Мясищев В. Н. Психология и медицина.— В кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М.- 1972.-С. 41—46.
  31. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. Универс.-1987.- 167 с.
  32. Немов Р.С. Психология. Учебник. / Р.С. Немов.– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-650 с.
  33. Осипова А.А. Введение в практическую прихокоррекцию: групповые методы работы/ А.А. Осипова.- М.:НПО «МОДЭК».-2000.-240 с.
  34. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А. Панфилова.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.
  35. Практические вопросы детской гастроэнтерологии Санкт-Петербурга. (Сборник лекций и научных работ) / Под ред. проф. В. Л. Пайкова, С.-Петербург, 1996.- 185 с.
  36. Разумов С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс.— В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.- С. 5—32.
  37. Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.
  38. Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1979.-102 с.
  39. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - Т.2. –231 с.
  40. Социально-психологическая адаптация дошкольников, имеющих проблемы развития // Ярославский психологический вестник. Выпуск 4. - М.-Ярославль: Российское психологическое общество, 2001. - С.37-39.
  41. Ткаченко Б.И., Сидоров П.И., Брин В.Б., Завьялов А.В., Захаров Ю.М., Кураев Г.А.. Физиол. основы здоровья человека. - СПб., Архангельск: СГМУ, 2001.-728 с.
  42. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986. - 384 с.
  43. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспиты­вающими детей с отклонениями в развитии. — М.: Гном-Пресс, 1999.-78 с.
  44. Физиология и патофизиология желудочно-кишечного тракта/ Под ред. Дж.М.Полак, С.Р.Блума, Н.А.Райха, А.Г.Батлера. М.:Медицина.-1989.-496 с.
  45. Фитотерапия в детской гастроэнтерологии. Из серии “В помощь практическому врачу”. Вып., 4, М.: Медицина, 1991.-85 с.
  46. Харди И. Врач, сестра, больной. Бухарест.-1972
  47. Хавкин А.И., Жихарева Н.С. Функциональные заболевания кишечника у детей.  Функциональные заболевания кишечника и желчевыводящих путей: вопросы классификации и терапии. Международный бюллетень// Гастроэнтерология.- 2001.- №5
  48. Хмелевский Ю.В. Язвенная болезнь// Медицинская сестра.-2002.-№6.-С.32
  49. Яицкий Н.А., Седов В.М., Морозов В.П. Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. М.:Медпресс-информ, 2002.-376 с.
  50. Ярема И. Язвенная болезнь желудка// Мед.газета.-2002.-13 ноября.-С.8-9

Заказать диплом