Психологические особенности эмоциональной сферы социально незащищенных детей (курсовая)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Психологические Особенности эмоциональной  сферы социально незащищенных детей.. 8

1.1. Понятие и общая характеристика социально незащищенных детей. 8

1.2. Психологическая характеристика и особенности эмоциональной сферы детей-сирот раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. 15

Глава 2. Диагностика эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося  в  доме ребенка.. 27

2.1. Организация и методы исследования. 27

2.2. Анализ результатов исследования. 31

Заключение.. 40

СПИСОК использованных источников.. 45

Приложения.. 50

Введение

Актуальность курсовой работы. Проблема социального сиротства является одной из острейших, массовых и социально опасных в России. С каждым годом все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным Госкомстата России, в стране насчиты­вается более 750 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родитель­ского попечения. Горькой приметой нашего времени является социальное сиротство. Известно, что количество детей, осиро­тевших при живых родителях, составляет 95% несовершенно­летних, лишенных родительского попечения[41].

Основными причинами, способствующими распространенно­сти социального сиротства, считаются: рост числа детей, рож­дающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, мате­риальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отно­шения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого челове­ка (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязаннос­тей по воспитанию ребенка).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов являются высокоуязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения, и прежде всего потому, что статус социально незащищенных предоставляется им временно, до достижения ими совершеннолетия, тогда как социальные проблемы депривации, недосоциализации и недостаточной квалификации членов этой группы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в закрытых учреждениях, не способно полностью реализовать их интересы и права. Плохое состояние здоровья, отрицательный социальный опыт, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности - это «багаж», с которым дети попадают в детские дома. Без любви родителей, при материнской депривации неизбежны провалы в социализации детей, в этом случае часто формируются «серые цветы», т.е. люди, лишенные сострадания и не способные к самостоятельной жизни в обществе.[6]

Решение проблем детских домов и успешная социализация социальных сирот во многом зависит от отношения местных органов власти, городской администрации и самого населения.

Общественная значимость и нерешенность проблем социального сиротства делает их исследование весьма актуальным. Особенно актуальным является изучение психологических особенностей эмоциональной сферы социально-незащищенных детей раннего возраста, т.к. именно раннее детство — особый период становления органов и си­стем.

Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с ок­ружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в пер­вые три года жизни. В данный период наблюдается максималь­ный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевремен­но закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка [32].

Степень изученности проблемы. Анализ современной научной литературы показывает наличие явного пробела в комплексных исследованиях детей-сирот. Большое внимание детским проблемам уделяют ученые, специализирующиеся в конкретных отраслях науки: медицине, психологии, социологии, педагогике, экономике, демографии, изучающих определенные стороны жизнедеятельности сирот. Однако они не позволяют получить полное представление о детях как специфической группе населения и, тем более, детях-сиротах, детях, находящихся в детдомах. Этот пробел возможно восполнить, проводя комплексные социологические исследования, что позволит сделать более точные выводы.

Множество исследований посвящено проблемам детей различных возрастных категорий: дошкольников, подростков, старшеклассников [4; 6; 8; 14; 19; 26; 38]. В этих исследованиях обычно рассматриваются проблемы здоровья, общения, взаимоотношения со сверстниками, родителями и проводят их медики, педагоги, психологи.

Обширная группа публикаций уделяет внимание социально-незащищенным категориям детей [6; 37; 39; 40].

Растет внимание исследователей к проблемам детей-сирот. Детские дома до 1990-х годов было принято считать необустроенными, не соответствующими нормальному развитию ребенка. Сейчас положение постепенно меняется. Однако это касается в основном детских домов, а не школ-интернатов [19].

Среди зарубежных психологов проблемы развития личности ребенка в условиях учреждения закрытого типа, возможности преодоления последствий материнской депривации и госпитализма изучали А.Адлер, А.Фрейд, Дж.Боулби, М.Айнсворз, Р.А.Шпиц, Я.Корчак, Э.Пиклер, Й.Лангмейер, З.Матейчик[31].

Обоснованию невозможности развития полноценной личности в стенах детского дома посвящены работы отечественных исследователей Т. Войтенко[8], Л. Галигузовой[12], С.Дуврова[17], Э.Минковой[39], А.Прихожан, И.Толстых[47], В.Слуцкой[52].

Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, исследует в своих работах Л.М.Шипицына[54]. Она отмечает формирование специфических механизмов развития ребенка-сироты, особенно в социально-эмоциональной сфере, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в интернатных учреждениях.
В работах И.Ф.Дементьевой [14], И.Б.Назаровой[40] рассматриваются социальные последствия сиротства для последующей взрослой жизни, возможные модели социальной мобильности сирот.

Анализ российских и зарубежных исследований подтверждает, что вопросы психологических особенностей эмоциональной сферы воспитанников детских домов раннего возраста являются недостаточно разработанными и требуют своего научного осмысления и комплексной проработки. В связи с чем обосновывается актуальность и выбор темы курсовой работы: «Психологические особенности эмоциональной сферы социально незащищенных детей».

Объект исследования: психологические особенности эмоциональной сферы ребенка.

Предмет исследования: эмоциональная сфера ребенка раннего возраста, воспитывающего в детском закрытом учреждении.

Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей эмоциональной сферы социально незащищенных детей раннего возраста.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

провести диагностические исследования особенностей эмоциональной сферы детей раннего возраста, воспитывающихся в детском закрытом учреждении;

предложить направления психокоррекционной работы при воспитании и развитии социально незащищенного ребенка раннего возраста.

Гипотеза: психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома раннего возраста характеризуется как повышенной эмоциональной возбудимостью, агрессивностью, так и безынициативностью, пас­сивностью, робостью, тревожностью.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

теоретический анализ литературы;

психолого-педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов.

Диагностирующий этап включал в себя ряд методик, направленный на выявление особенностей проявления эмоций детей раннего возраста:

«Пиктограммы»

«Азбука настроений».

методика Г. Степановой для оценки степени эмоционального реагирования детей.

Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Методологической основой работы являются также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.НЛеонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов), концепция развития личности (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.).

Экспериментальная база: исследования были проведены с детьми раннего возраста (2-3 лет) в количестве 24 человек, находящихся ГУ РМЭ  Специализированный Дом ребенка».

Научная новизна: в работе проведен анализ психологических особенностей эмоциональной сферы воспитанников детского дома раннего возраста на основе специально сформированного комплекса методик.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с детьми раннего возраста.

Список использованных источников

  1. Аболин Л. О восприятии и понимании ребенка / Л.Аболин, Н.И. Иванова. - Казань: «Карпос», 1996.-197 с.
  2. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. /  Н.Н.  Авдеева // Вопросы психологии. - 2006.- №4
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 314 с.
  4. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б.Бреева. - М.: Эдиториал УРСС, 1999
  5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М. : Наука. - 1990.- 320 с.
  6. Вареничева Т. Лишние дети / Т.Вареничева // Социальная защита («Социономия»). - 2009. - №5
  7. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  8. Войтенко Т.П. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах / Т.П.Войтенко, М.Н.Миронова // Вопросы психологии. - 2009. - №2
  9. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  10. Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т / Л.С. Выготский. - М., 1984.
  12. Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей / Л.Н.Галигузова // Вопросы психологии. - 2006. - №3
  13. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н.Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., Просвещение, 1992.-340 с.
  14. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф.Дементьева. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000
  15. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова. - Л., 1978.-100 с.
  16. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
  17. Дуваров С. Особенности оценки нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка / С.Дуваров // Защити меня. - 2004. - №4
  18. Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Рос. гос. пед. ун-т. ./М.А. Жданова. - СПб., 2008.- 22 с.
  19. Забытые обществом: детские интернаты в России// Красный крест России. - 2009. - №1-2.
  20. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка / А.В. Запорожец. - М., 1986.
  21. Запорожец А.В. Современная наука о детях.//Тезисы конференции / А.В. Запорожец. - М., 1995.
  22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка / А.И. Захаров. М., 1996.- 210 с.
  23. Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с анг./ К.Е. Изард. - М., 1981.
  24. Кистяковская М.Ю.  Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. М.-1970.-268 с.
  25. Кобринский М.Е. Теория и практика социально-педагогической поддержки детей в условиях депривации: региональная модель: Автореф. дис. … д-ра пед. наук/ Белорус. гос. ун-т / М.Е. Кобринский.- Минск, 2001.- 38 с.
  26. Кожухова М.А. Состояние психического здоровья детей, находящихся в условиях депривации / М.А. Кожухова // Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2003.-№2
  27. Козырева Н. На полпути от улицы к детдому / Н. Козырева //Российская газета, 22 ноября, 2006
  28. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.
  29. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.
  30. Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. / Я. Корчак 1990.- «Педагогика», «Советская педагогика», 1990- №4, 160 с.
  31. Лангеймер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангеймер, З. Матейчик. Прага, 1984.- 240 с.
  32. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики / Н.Н. Леонтьев. - М., 1984.
  33. Лиханов А. А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. М.:Педагогика, 1987.-360 с.
  34. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
  35. Лопатина В.И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук/ Психологич. ин-т Рос. академия образования / В.И. Лопатина.- М., 2001.- 28 с.
  36. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковкая. М.:Прогресс.- 1997.-117 с.
  37. Махкамова З.Р. Медико-социальные проблемы детей, воспитывающихся без родителей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук/ АМН НИИ пед./ З.Р. Махкматова. - М., 2007.- 22 с.
  38. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей / С.Ю. Мещерякова. - М., 2002.-189 с.
  39. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э.А.Минкова // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М.: ТОО «Симе», 2005.
  40. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. Серия «Научные доклады», №120 / И.Б.Назарова. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
  41. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2009 год //  http://www.cirota.ru
  42. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
  43. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска /Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002. – 250с.
  44. Онишенко Г.И. К проблеме регулятивной функции эмоции в психологии / Г.И. Онищенко. - Одесса, 1986.
  45. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот / В.А. Павлова. СПБ, 2003. - 52 с.
  46. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.  – М.: Гуманит. изд. центр ВОАДОС, 2003. – 172 с.
  47. Прихожан A.M. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А.М.Прихожан, И.Н.Толстых. - М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  48. Прихожан А.М. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Просвещение, 1991.-374 с
  49. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264 с.
  50. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте / Т.Я. Сафонова. – М., 1995.
  51. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова// Дошкольное воспитание. – 1998. - №5. – С. 44.
  52. Слуцкая В.И Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов / В.И.Слуцкая // Вопросы психологии. - 2008. - № 5.
  53. Уайт, Б Первые три года жизни / Б. Уайт. – М.: Педагогика, 1982. – 176 с.
  54. Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, А.Д. Виноградова и др. - СПб.: ЛОГУ, 1997. -160 с.
  55. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. – М.:, Медгиз, 1949.

Заказать курсовую