Психологические особенности личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1.  Теоретическиое исследование психологической подготовки спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта. 9

1.1 Понятие и характеристика экстремальных видов спорта. 9

1.2. Психологические особенности личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта. 15

1.3. Психологическая подготовка и ее особенности в спорте. 26

Выводы по главе первой. 33

Глава 2. Диагностика психологических особенностей личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта. 36

2.1. Организация и методы исследования. 36

2.2. Анализ результатов исследования. 40

2.3. Психологическая подготовка спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта. 53

2.4. Проверка эффективности мероприятий психологической подготовки спортсменов  57

Выводы по второй главе. 60

Заключение. 64

Список использованных источников. 68

Приложения. 73

 


Введение

 

Актуальность исследования. Занятия спортом служат причиной заметных изменений в личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Личность каждого спортсмена обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся BMX (выполнение трюков или кросса на специальных велосипедах), триал (виды спорта, связанные с преодолением препятствий на велосипеде, мотоцикле или грузовике), скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание, спелеология, роуп-джампинг (прыжки со специальной страховочной веревкой с высоких объектов), маутинбайк (спуск с горы на специальном велосипеде) и др. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.

Люди, которые начали заниматься экстремальными видами спорта, вероятно, разочаровались в обычных видах спорта или же просто им стало скучно заниматься традиционными видами спорта. Человек, который начал заниматься экстремальным спортом, хочет получить острых ощущений и открыть для себя что новое.

Люди, желающие заняться экстримом, должны быть в хорошей физической форме и в хорошем расположении духа, то есть должны быть психологически подготовленными. Помимо этого экстремал должен знать законы природы и уметь противостоять им, а также экстремал должен обладать отличной реакцией, быть готовым к принятию быстрых решений. Естественно, при необходимости экстремалы должны идти на риск, который в свою очередь должен быть оправданным.

В экстремальных видах спорта в стрессовых ситуациях соревнований проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избегания неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивных соревнований.

Спорт хорошее средство для развития и воспитания личностных качеств человека. Роль спортивной деятельности в формировании личностных качеств заключается в том, что она образует своеобразные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными,  компонентами личности, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительных размышлений и колебаний.

По мере повышения результатов со­ревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возмож­ностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходи­мую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмо­ции, те или иные психические процессы, умеет быстро восста­навливать духовные и физические силы.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, «перевоспитание» отдельных личностных черт, устранения негативных эмоциональных переживаний.

На основании вышеизложенного выбрана тема исследования: психологические особенности личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта.

Объект исследования: спортсмены, занимающиеся экстремальными видами спорта.

Предмет исследования: психологическая подготовка спортсменов, занимающихся экстремальным видом спорта.

Цель дипломной работы – изучение психологической подготовки   спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Теоретический анализ литературы в области психологии, педагогики, физического воспитания и спорта.
  2. Диагностика личностных качеств спортсменов, занимающихся экстремальным видом спорта.
  3. Разработка программы мероприятий психологической подготовки спортсменов, занимающихся экстремальным видом спорта - скайдайвингом.

Гипотеза исследования: спортсменам, занимающимся экстремальными видами спорта, необходима специальная психологическая подготовка для формирования личностных качеств.

Теоретической основной исследования стали работы в области психологии по проблеме личности, теории и методике спорта.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович.

У Божович Л.И. и А.Н.Леонтьева основной внутренней характеристикой личности  является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».

Потребности, интересы, идеалы, ценности составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности лич­ности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

В работах К.Е.Изарда, Т.А.Немчина, В.И.Лебедева, В.Л.Марищук, Б.М.Теплова и др. хорошо описаны психические состояния, часто возникающие при работе в экстремальных условиях, к которым можно отнести и спорт.

Исследованиями Б.А. Вяткина, Ю.А. Голикова, Л.Г. Дикой, А.Н. Костина, А.Б. Леоновой, Г. Селье и др. показано значение саморегуляции состояний субъекта для его профессиональной деятельности, успеш­ности, надежности в экстремальных ситуациях, и др. А.В. Алексеевым, Х.М. Алие­вым, Б.А. Вяткиным, Л.Д. Гиссеным, Г.Д. Горбуновым, К.В. Динейкой, Л. Кагановым, X. Линдеманном и др. разработаны эффективные средства саморегуляции, раз­личных, отрицательных психических состояний; пути и способы достижения состоя­ний, обеспечивающих продуктивность деятельности. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.Ш. Габдреевой; системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой; концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова.

Методологической основой работы являются принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) и теория мотивации достижения Д.Аткинсона.

Для проведения экспериментально-психологического исследования был, осуществлен следующий выбор методов:

  1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы;
  2. Методы сбора фактического материала: наблюдение, психодиагностика;
  3. Методы статистической обработки полученных данных.

Использованы методики:

  1. Методика  диагностики  личности  на  мотивацию  к  успеху Т. Элерса;
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
  3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;
  4. Исследование уровня самооценки эмоциональных состояний по методике А. Уэссмана и Д. Рикса;
  5. Исследование  волевой саморегуляции  по тесту-опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 30 спортсменов, занимающиеся скайдайвингом в возрасте от 21 до 35 лет, на базе аэроклуба г. Йошкар-Ола.

Новизна исследования состоит в том, что нами проведено исследование, выявляющее качества личности спортсмена, занимающегося экстремальным видом спорта – скайдайвингом, кроме того, в работе предложена и апробирована программа психологической подготовки спортсменов, которая доказала свою эффективность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация и результаты исследований могут быть использованы в работе тренеров.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на собрании спортивного аэроклуба (август, 2011 г.) и в Федерации экстремальных видов спорта Республики Марий Эл (сентябрь, 2011).

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

 

 

  1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. Казань, 2007.- 261 с.
  2. Абульханова, К.А. Комплексное изучение человека / К.А. Абульханова, Ю.И. Александров, А.В. Брушлинский  //Вестник РГНФ. - 2006.- № 3. - С. 11.
  3. Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. - М., 1989. – 119 с.
  4. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. М.:Владос, 2002. - 176 с.
  5. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М: Изд-во МГУ,  2009. - 367с.
  6. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М.: ФИС, 2006.- С.50-73.
  7. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина. М., 2006. - С. 31-40
  8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 2008.
  9. Бубэ, X. Тесты в спортивной практике. / Под ред. В.П.Филина / Х. Бубэ, Г. Хэк, Ф. Трогш. - - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 239 с.
  10. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М .: Смысл ;Per Se,2008.-220 с.
  11. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
  12. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу. - М.:Дрофа, 2006. - 240 с.
  13. Гомезо, М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2007.
  14. Гринберг, Д. Психология стресса / Г. Гринберг. СПб, 2006. - 450 с.
  15. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 320 с.
  16. Карпенко, Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. / Л.А. Карпенко – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  17. Карпова, О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса / О.П. Карпова // http: // www.psychiatry.ua/ articles/ paper033.htm
  18. Ковалёв, А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп./ А.Г.Ковалёв М.:Просвещение, 2006. - 391с.
  19. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте /Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС, 2008.
  20. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. - М.: Логос, 1999. - 304 с.
  21. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. М.: Знание.- 2008. - 212 с.
  22. Марищук, В. Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженности. — В кн.: Теоретическая и прикладная психология / В.Л. Марищук. М., 2006, вып. 10.
  23. Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. — М.: ФиС, 2007.
  24. Маслоу,  А. Самоактуализация//Психология    личности: Тексты. / А. Маслоу М., 2008. - 219 с.
  25. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. СПб.: СПбУ, 2007. - 430 с.
  26. Маслоу, А. Мотивации и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  27. Матвеев, Л.П.  Основы спортивной тренировки.  Физкультура и спорт / Л.П. Матвеев.  М., 2007. - 214с.
  28. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / В.В. Мироненко. М.: Просвещении, 2007. - 528с.
  29. Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала / Т.Л. Миронова. – Улан-Удэ, 2009.– 200 с.
  30. Молодежный экстрим пугает психологов/ Правда.- 14.09.2011 // http: // www.pravda.ru/ society/ how/ relax/ 197084-0/
  31. Молодчий Р.А. Причины, по которым люди занимаются экстремальными видами спорта// http: //psykrug.narod.ru/ sbornik/ simple29.html
  32. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. М.: Медицина.- 1976.- 310 с.
  33. Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. — М.: ФиС, 2009.
  34. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Xудадов. — М.: ФиС, 2005.
  35. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2008.— 167 с.
  36. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. Л.:ЛГУ, 2009. - 192 с.
  37. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». - М., 1964.
  38. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / В.Н. Панкратов. - М.:Институт психотерапии, 2008. - 352 с.
  39. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. М.: Педагогика, 2009. –112 с.
  40. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов. М.: «Флинта», 2008.-152 с.
  41. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции / А.О. Прохоров. Казань, 2009.- 87 с.
  42. Психология формирования и развития личности. / Под ред. А.И.Анциферова. — М., 2008.
  43. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – М., 2000.
  44. Психология экстрима// http: // www.exparty.ru/ articles.html?id=144
  45. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.:Медпресса, 2007. - 352 с.
  46. Ренн, О. Три десятилетия исследования риска: проблемы и новые перспективы / О. Ренн // Вопросы анализа риска. – 2009. - №1
  47. Сайко, Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции / Э.В. Сайко // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК». - 2008. - №1 - С.6.
  48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 1996. - 324 с.
  49. Харькин, В. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Харькин, А. Гройсман. Изд-во Магистр, 2006. - 123 с.
  50. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007.– 608 с.
  51. Чернов,   К.Л.   и   др.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки / К.Л. Чернов. Смоленск. - М., 2008. - 129 с.
  52. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. СПб, Речь,2002.
  53. Почему люди любят экстремальные виды спорта // http://vidabonito.ru/zdorovesport/pochemu-lyudi-lyubyat-ehkstremalnye-vidy-sporta/
  54. Султанов, Т. Н. Отношение спортсменов к экстремальным ситуациям / Т. Н. Султанов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 2 (48). - С. 72-76.
  55. Султанов, Т. Н. Психологическая структура экстремальных ситуаций спортсменов / Т. Н. Султанов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 94-97.

56.            Экстремальные виды спорта. Скайдайвинг // http://vschicagomagazine.com

Заказать диплом