Психологические особенности самостоятельной учебной деятельности студентов (дипломная работа)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы самостоятельной  учебной деятельности студентов. 7

1.1. Характеристика самостоятельной учебной деятельности  студентов и ее функций  7

1.2. Особенности самостоятельной работы студентов заочного обучения. 21

1.3. Мотивационные аспекты самостоятельной работы студентов. 27

ГЛАВА 2. Практическое изучение психологических составляющих самостоятельной учебной деятельности студентов. 34

2.1. Организация практического исследования самостоятельной работы студентов  34

2.2. Характеристика психологических особенностей самостоятельной работы студентов  39

2.3. Мероприятия по развитию способности к самостоятельной работе у студентов  52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62

Список использованных источников. 66

Приложение. 71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В настоящее время особое внимание уделяется повышению качества подготовки специалистов с высшим образовани­ем, причем одним из важнейших путей решения этой задачи называется интенсификация самостоятельной работы студентов. Она становится важнейшей формой организации учебных ауди­торных и внеаудиторных занятий, в процессе которой студенты под руководством преподавателей или самостоятельно с помощью соответствующей методической литературы совершенствуют свои знания, умения и опыт творческой и познавательной деятельности.

В современной системе высшего образования самостоятель­ная работа студентов призвана выполнять все наиболее важные функции. Она обеспечивает активное, творческое, полное и глубо­кое усвоение знаний, формирование профессиональных и обще­образовательных навыков и умений — тем самым формирование профессиональной компетенции будущего специалиста. Самостоя­тельная познавательная деятельность служит главным средством превращения теоретических знаний в убеждения, формирования активной позиции личности в учебно-воспитательном процессе, социальных отношениях, будущей профессиональной деятельно­сти. В процессе самостоятельной работы развиваются познава­тельные и творческие способности личности, самостоятельное мышление, потребности в самообразовании, высокая культура труда. Самостоятельная работа вырабатывает у студента такие ценные для будущего специалиста качества, как трудолюбие, организованность, инициативность, настойчивость в достижении цели, силу воли, ответственность за порученное дело. Поэтому особенно актуальным является изучение самостоятельной работы студентов.

В самостоятельную работу студентов принято включать такие виды самостоятельной деятельности в учебном процессе и во внеучебное время, как: конспектирование содержания лекций (выборочное, по графологической, составление конспекта-схемы и т. д.); конспектирование первоисточников и другой научной и учебной литературы (свободное, выборочное, плановое и т. д.); самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практи­ческих занятиях, подготовку и участие в дискуссиях, дидактиче­ских играх (деловых, ролевых, имитационных и др.); решение производственных и проблемно-познавательных задач; изучение учебного материала по предметам в соответствии с графиком самостоятельной работы; подготовку к лабораторным и семинар­ским занятиям, коллоквиумам, написание рефератов, докладов, обзора литературы и многие другие виды самостоятельной работы, специальные для каждой конкретной дисциплины или специализации.

Многие крупные ученые и педагоги, такие как К. Д. Ушинский, Д. И. Н. Е. Жуковский, К. А. Тимирязев и другие, занимались изучением самостоятельной работы студентов, высоко оценивая развитие их самостоятельного творчества.

В условиях современного высшего образования все более повышается роль самостоятельной работы студентов в формировании высококвалифицированных специалистов,  а процесс обучения приобретает характер самостоятельного труда студентов, это и обусловило выбор темы дипломной работы: «Психологические особенности самостоятельной учебной деятельности студентов».

Объектом исследования является  самостоятельная учебная деятельность студентов.

Предмет исследования: психологические составляющие самостоятельной  учебной деятельности студентов.

Целью данной работы явилось изучение психологических составляющих  самостоятельной учебной деятельности студентов, их развитие и оптимизация.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

-         изучить теоретические основы проблемы самостоятельной учебной деятельности студентов в современной психолого-педагогической деятельности;

-         выделить и эмпирически исследовать психологические составляющие самостоятельной учебной деятельности студентов;

-         разработать и апробировать приемы оптимизации и развития самостоятельной учебной деятельности студентов.

Гипотеза исследования. Способность к самостоятельной деятельности студентов психологического факультета связана с особенностями их мотивационной сферы и влияет на успешность их профессионального обучения.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по  данной проблеме ;

опытно-экспериментальная работа;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика Л.В. Жаровой «Самостоятельная деятельность»; методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей;  методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных  ученых в области психологии и педагогики высшей  школы. В основе нашей работы лежит теория П. И. Пидкасистого о структуре самостоятельной работы.

Опытно-экспериментальная база: студенты  3-4 курса  МарГУ, факультета  психологии  в количестве  60 человек (30 человек – очной формы обучения и 30 человек – заочной формы обучения).

Новизна: в теории и практике обучения полностью не решена проблема разумной организации самостоятельной работы студентов, поэто­му зачастую даже у достаточно прогрессивных преподавателей преобладает бессистемность в организации этого вида работы. В связи с этим в дипломной работе во-первых, выявлена зависимость между успешностью обучения и способностью к самостоятельной деятельности студентов, во-вторых¸ представлена новая программа развития способности к самостоятельной деятельности студентов.

Практическая значимость: результаты исследования, проведенного в данной работе можно использовать для развития  навыков самостоятельной работы  у студентов.

Структура работы: работа состоит из введения; 2-х глав, заключения; списка литературы из 62 названий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе проведено изучение психологических основ самостоятельной учебной деятельности студентов.

В первой главе работы изложены теоретические аспекты самостоятельной работы студентов. В работе излагается позиция управления само­стоятельной деятельностью студентов, опираясь на общую теорию управления, а также на выявленные в процессе исследования потребности студентов в управленческих действиях преподавателя. Рассмотрены особенности и методика отдельных этапов управления самостоятельной деятель­ностью и мотивации самостоятельной деятельности  студентов.

В работе показано, что в организации самостоятельной работы студентов в высших школах страны накоплен интересный опыт:

-         разработаны разнообразные методики ее планирования, организации и контроля; методические рекомендации по совершенствованию умений и навыков самостоя­тельного учебного труда учащихся;

-         составлены дифференциро­ванные (по группам дисциплин) и частные (по видам заданий) нормативы внеаудиторной самостоятельной работы  учащихся;

-   проводится большая работа  по активизации   самостоятельной   работы

студентов   в  процессе  лекций, семинаров и др.

Во второй главе описаны ход и результаты диагностических исследований самостоятельной деятельности студентов педагогического института в количестве 60 человек обучающихся по заочной и очной форме. По результатам исследования был выявлен высокий уровень выполнения самостоятельной работы выявлен у 26 % студентов заочной формы обучения и у 13% дневной формы обучения.  Эти студенты успешно применяют свои знания в новых, нестандартных ситуациях, при этом обнаруживается системность знаний, умение студентов устанавливать внутрипредметные  и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: эти студенты могут сами поставить себе цель, способны видеть и формулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У этих студентов хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями студентов. Хорошо выражены общественно значимые мотивы: активное отношение к работе сокурсников, готовность сотрудничать с педагогом. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

Средний уровень выполнения самостоятельной работы  выявлен у 57% студентов-заочников и у 67% студентов-очникнов. Этим студентам свойственно свободное применение  знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы и ее учебную задачу формулирует педагог, а планировать ее решение студенты могут сами. Выполняя контрольные и курсовые работы эти студенты подвергают материал частичной реконструкции, суть вопроса умеют раскрыть своими словами, не копируя учебник, или лекции преподавателя. Межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложняется и требует творческого решения – возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга…)

Низкий уровень самостоятельной работы выявлен у 17 % студентов заочного отделения и у 20% студентов очного обучения. Эти студенты могут выполнять действие по готовому образцу (копирование). Низкий уровень самостоятельности характеризуется знанием на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межпредметные связи, поэтому знания и умения студентом используются только в стандартных ситуациях. Слабо представлены умения, связанные с мыслительным анализом. Самоконтроль проявляется редко, главным образом, на стадии констатации результатов деятельности. Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко, ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, педагогов.

Студенты, имеющие высокий уровень мотивации достижения успехов, низкий уровень мотивации избегания неудач, интенсивно-творческий характер самостоятельной работы, показывают хорошие успехи в успеваемости и наоборот. Студенты с низким уровнем успеваемости показывают низкую и среднюю мотивацию,  подражательно пассивный  и активно-поисковый характер  самостоятельной работы.

В основном студенты с низким уровнем мотивации показывают низкий уровень способности к самостоятельной работе, а студенты, высокомотивированные на успех, показывают интенесивно-творческий характер самостоятельной работы и высокий уровень способности к самостоятельной деятельности. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Доказали, что способность к самостоятельной  работе более развита у студентов с высоким уровнем успеваемости, поэтому для успешности обучения способность к самостоятельной  работе студентов необходимо было развивать.

Поскольку у студентов очной формы обучения в целом был выявлен более низкий уровень способности к самостоятельной деятельности, именно для данной группы были предложены мероприятия по развитию способности к самостоятельной деятельности.

Таким образом, гипотеза подтверждена, цели достигнуты, задачи решены.

Исходя из вышеизложенного в ходе работы сделаны следующие выводы :

— управление самостоятельной деятельностью двусто­ронний процесс, в котором активную роль должны играть и преподаватель, и студент, овладевающие навыками самоуправления;

— важным является не только начальный этап работы, связанный с выдвижением задачи, но и последующие этапы, которые характеризуются активными действиями  студентов;

— мотивация деятельности студентов должна пронизы­вать весь процесс управления, усиливать их интерес и лич­ностное отношение к работе.

В рамках данной работы исследована часть проблемы теории способности к самостоятельной деятельности у студентов. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как:

-         влияние способности к самостоятельному обучению на личностные характеристики студентов;

-         особенности мотивации достижения успехов, связанные с самостоятельностью личности на примере руководящих работников крупных предприятий;

-         развитие самостоятельности в принятии решений у служащих и руководящих кадров.


Список использованных источников

 

  1. Архипова, С.Н. Модель развивающего обучения / С.Н. Архипова // Учительский вестник.- 2008.- ноябрь.
  2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М., 2006.
  3. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личность//Теоретические пробле­мы психологии личности / В.Г. Асеев. - М., 1974.
  4. Атласова, Е.М. Организация самостоятельной работы студентов в процессе проведения практических занятий по этнопедагогике //Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы / Е.М. Атласова. - Якутск, 2009.-С.24-26.
  5. Бокуть, Б.В. Вузовское обучение : проблемы активизации / Б.В. Бокуть, С.И. Сокорева. – Минск, 2009.
  6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе /А.А. Вербицкий. – М ., 2009.
  7. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и про­фессиональной мотивации студентов /А.А. Вербицкий, Т.А. Платонов.- М., 1986.
  8. Вергасов,  В.М. Активизация  познавательной деятельности студентов в высшей школе /В.М. Вергасов. – Киев, 2008.
  9. Вергасов В.М. Вопросы активизации самостоятельной деятельности студентов/В.М. Вергасов. – Киев, 2007.

10. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас.- М.,1990.

11. Винокурова, О.Е. Модель выпускника и создание целостной системы по организации педагогической деятельности студентов //Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы / О.Е. Винокурова.-Якутск, 2009.-С.16-18.

12. Вопросы практической психодиагностики психологического кон­сультирования в ВУЗе./Под. Ред. Н. Н. Обозова. - Л.: ЛГУ, 2004. - 151с.

13. Гарунов, М.Г. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятельности / М.Г. Гарунов. – М., 2005.

14. Гоголева, С.В. Формирование профессиональных умений педаго­гической позиции в системе тренингов //Последипломное образова­ние педагога: история и современность / С.В. Гоголева.-Якутск, 2009.- С.120-122.

15. Горохова, Е.И. Педагог по призванью //Методический бюлле­тень ДНиСПО РС(Я) / Е.И. Горохова.-Якутск, 2009.- N 3.

16. Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и  самостоятельная работа студентов / В.Граф, И.И. Ильясов, В.Я.Ляудис. – М., 2010.

17. Гусев, В.А. Организация индивидуальной самостоятельной работы / В.А. Гусев. - Иркутск, 2010.

18. Долженко, О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учебе / О. Долженко. //Alma Mater. - 2007. - № 3. - с. 45 - 48.

19. Емельянова, Н.А. Выявление отношений студентов к самостоятельной работе / Н.А. Емельянова. - Н-Новгород, 2010.

20. Заглядимова, Н.В. Научная организация самостоятельной работы студентов-заочников / Н.В. Заглядимова. - М., 2010.

21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 1999.

22. Иванов, А.Н. Обучающие компьютерные программы – путь совершенствования процесса обучения //Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы / А.Н. Иванов, А.Ю. Абросимов.-Якутск, 2009.-С.46-47.

23. Кабанов, А.А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки / А.А. Кабанов // Педагогика. - 2009. № 2, С. 66 -68.

24. Кан-калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-калик. – М., 1987.

25. Катков, Е.А. Изучение и планирование объема самостоятельной работы / Е.А. Катков, И.С. Труфанов. -  Н.Новгород, 2008.

26. Колодин, А. Студенческая аудитория в динамике жизни / А. Колодин // Высшее образование в России. - 2009. № 4.

27. Кравец, В.Н. Оценка и эффективность самостоятельной работы студентов / В.Н. Кравец. - Новгород, 2010.

28. Лисовский, В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. - Л.: ЛГУ, 2007.-254 с.

29. Любимова, Г.Ю. ОТ первокурсника до выпускника: Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов. / Г.Ю. Любимова // Вести. Моск. ун- та. Серия 14. Психология. - 2010. - № 1. - с. 48 -56.

30. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.Д. Матис, А.Б. Орлов.- М., 2009.

31.  Маслоу  А.         Самоактуализация//Психология личности: Тексты / А. Маслоу. - М., 1982.

32. Маслоу, А. Мотивации и личность / А. Маслоу. - СПб., - 1999.

33. Матлин, Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. / Под ред. В. А. Крутецкого / Е.К. Матлин. - Минск: Высшая школа, 2007. - 158 с.

34. Методы организации самостоятельной работы студентов. – Краснодар, 2008.

35. Никитина, Г.В. Формирование  творческих умений в процесса профессионального обучения / Г.В. Никитина, В.Н. Романенко. – СПб., 2009.

36. Орлов, Ю.М. Стимулирование побуждения к учению / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова. – М., 2008.

37. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А.В. Пе­тровского. М., 2006.

38. Панькова, И. И. Построение процесса обучения на опережающей основе / И.И. Панькова. – Ростов – на – Дону , 2008.

39. Папкова, М.Д. Особенности организации самостоятельной работы студентов на старших курсах / М.Д. Папкова, В.В. Носков. - М., 2003.

40. Педагогика высшей школы. /Под ред. Н.М. Пейсахова. – Казань, 2005.

41. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность  учащихся / П.И. Пидкасистый. – М., 2007.

42. Проблемы развития познавательной активности студентов. – Казань, 2009.

43. Прутченков, А. С. Школа жизни. Методические разработки и сценарии занятий социально-пси­хологических тренингов / А.С. Прутченков. - М., 2000.

44. Психолого — педагогическое изучение личности студента // Педаго­гика и психология высшей школы. - Р -на- Д., 2008. - 4. П. Гл.З. - с. 322 -348.

45. Развитие познавательной  активности и самостоятельности учащихся и студентов.  – Саратов, 2004.

46. Растова, Л.М. Направления активизации самостоятельной работы студентов / Л.М. Растова. – М., 2009.

47. Решетникова, М.И. Дистанционное образование как основная форма заочного обучения / М.И. Решетникова, А.С. Маркова //Народное образование.-2009.-№ 4.-С.43-45.

48. Рогинский, В.М. Азбука педагогического труда / В.М. Рогинский. – М., 2009.

49. Самостоятельная работа студентов. /Под ред. А. М. Юркова. – Ростов-на-Дону, 2010.

50. Сафроненко, О.И. Формирование у студентов готовности к самостоятельной исследовательской деятельности / О.И. Сафроненко. – М., 2009.

51. Семашко, П.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах / П.В. Семашко, А.В. Семашко. - Н.Новгород, 2010.

52. Солодуха, С.Д. Самостоятельная учебная работа студентов / С.Д. Солодуха. – Гродно, 2008.

53. Тишков, К.Н. Роль и методы самостоятельной работы студента в современных условиях / К.Н. Тишков, О.С. Кошелев, И.Н  Мерзляков. - Новгород, 2010.

54. Ткачева, Н.Ю. Развитие  мотивов учебной деятельности в студенческом возрасте / Н.Ю. Ткачева. – М., 2008.

55. Товарищева, Ф.Д. Допрофессиональная подготовка в педагоги­ческих классах: Метод.пособие / Ф.Д. Товарищева. - Якутск, 2009.

56. Формирование учебной деятельности студентов. /Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 2001.

57. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т./ Под ред. Б.М.Величковского / Х. Хекхаузен. - М., 1986.

58. Шварцман, М.М. Мотивационное обеспечение самостоятельной работы студентов / М.М. Шварцман. – М., 2009.

59. Шишкин, В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов / В.П. Шишкин. - Иркутск, 2008.

60. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, по­требность. М.: 000 «Издательство ACT», 2007. - 300 с.

61. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов / В.А. Якунин. М., 2009.

62. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. – М., 2009.

Заказать диплом